Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Египет: революция глазами очевидца

Египет: революция глазами очевидца

Египет: революция глазами очевидца
В ночь на 7 февраля украинский писатель и путешественник Максим Кидрук вернулся из двухмесячного путешествия, в завершение которого оказался в Каире в разгар революционных событий. А 10 февраля в Киеве в «Книгарні Є» состоялась пресс-конференция, на которой писатель презентовал новые книги и рассказывал о своих приключениях.

Целью поездки Максима Кидрука в Египет было исследование остатков древних цивилизаций, которые, возможно, населяли долину Нила задолго до первых фараонов. Он побывал в четырех странах — Ливане, Сирии, Иордании и Египте, где осмотрел более 30 памятников древней цивилизации, среди которых — Карнак, Луксор, храм Хатшепсут, храм Хатхор в Дендере, Абидос и др.

За два месяца посетил Мертвое море, пустыню в Иордании и пять тяжелодоступных оазисов вдали от туристических маршрутов в самом сердце пустыни Сахара. Всего в пустыне среди бедуинов и берберов Максим провел почти месяц. А в конце своего путешествия, приехав в Каир 28 января, как раз застал события, о которых в последние недели говорит весь мир: революцию в Египте.

В первые дни в Каире страшно не было

Гостиница, в которую поселился Кидрук, находится всего в квартале от площади Тахрир — эпицентра восстания.
— Я захожу в отель, говорю, что собираюсь пробыть там чуть более недели, а на меня смотрят как на идиота и говорят: «Ты понимаешь, во что ты ввязываешься?» — рассказывает Максим. — В этот день после полуденной молитвы были запланированы многотысячные акции протеста.

На тот момент уже были отключены Интернет и мобильная связь. Почему отключили? Все эксперты сходились во мнениях, что успех Тунисской революции был связан в первую очередь с тем, что демонстранты активно использовали социальные сети — Facebook и Twitter — для координации своих действий. Египтяне же нанесли опережающий удар. Но в мечетях люди смогли договориться между собой и организованно вышли на улицы.

По словам администрации гостиницы, угрозы для иностранцев в Каире не было, ведь протест демонстрантов направлен только на государственную систему. И в самом деле, сначала все было мирно. Я ходил среди этих людей, более того — меня приглашали в толпу, просили: снимай все это, потом расскажешь своим соотечественникам. Когда же прибыла полиция и без каких-либо провокаций открыла по демонстрантам огонь, тогда уже люди озверели и начался хаос: жгли полицейские машины, били витрины, забрасывали полицейских камнями, выломанными из бетонных парапетов. В пятницу вечером полиция исчезла — не знаю, было ли им приказано отойти или они просто боялись. Естественно, что после этого появились мародеры. Однако демонстранты очень быстро организовались, создали отряды самообороны, которые по ночам и даже днем ходили по кварталам и контролировали их.

Когда в субботу буквально на час включили мобильную связь, я позвонил родителям сказать, что со мной все в порядке, — и не успел положить трубку, как увидел, как на площадь Тахрир въезжают танки: в Каир вводили войска. Правда, армия соблюдала нейтралитет и старалась поддерживать порядок на улицах.

Проблемой стало найти еду — все магазины закрылись, и только хозяин отеля каждый вечер готовил ужин из собственных запасов — естественно, по втрое завышенным ценам.

US, go away!

— Страшно было находиться в эпицентре событий?
— До вторника — нет. Демонстранты здоровались со мной, переговаривались, все было доброжелательно. Но во вторник появились сторонники Хосни Мубарака. По моему мнению, это была переодетая полиция, ведь иначе они появились бы раньше — еще в пятницу или субботу.

Кроме того — что меня совершенно поразило — они держали отпечатанные плакаты, красивые флаги, тогда как демонстранты обходились ватманами А1, на которых маркерами писали лозунги. Начались столкновения, откуда-то появились люди на лошадях и верблюдах, которые били палками участников демонстрации — опять-таки очевидная провокация. Но за полчаса их просто постаскивали с лошадей и хорошенько отдубасили.

И в тот момент начались первые проявления агрессии ко мне: подскакивали люди и кричали «US, go away!» (Американец, уходи!) Бесполезно было объяснять им, что я из Украины: для египтянина, если ты иностранец и белый, ты можешь быть только американцем.

— А откуда агрессия к американцам?

— Президент США колебался с оценкой событий. А в период правления Мубарака Египет явно склонялся к Штатам, то есть им должна быть не выгодна его преждевременная отставка. И второй момент: египетские СМИ начали активно раскручивать мысль о том, что европейские СМИ поддерживают демонстрантов: из-за этого сторонники Мубарака стали нападать на всех иностранцев без разбора, подозревая в них журналистов.

Ситуация еще больше ухудшилась, когда кто-то пустил слух, что во вторник какие-то иностранцы, белые люди, распространяли среди толпы наркотики. Тогда действительно стало страшно выходить на улицу — нападали уже не только сторонники президента, но и манифестанты: с палками, с ножами. Ко мне их не применяли, но некоторым повезло меньше.

— Как отбивались от египтян, принимающих вас за американца?

— Я старался сохранять спокойствие, просто разворачивался и шел дальше. Повторял им «Not from US», хотя это мало помогало. После этого я уже понял, что пора уезжать, так как становится просто опасно.
В четверг, уже по дороге в аэропорт, меня остановила толпа демонстрантов с палками, вытащили меня и все мои вещи из машины, забрали паспорт.

Они потребовали показать им файлы на ноутбуке. Мне кричали в лицо «Show me your file!» Но объяснить, какие именно файлы им нужны, не могли. Думал: ну все, доездился. Но ситуацию спасла целая пачка квитанций из храмов, в которых я побывал: по ним египтяне поняли, что перед ними просто турист. Извинились, вернули документы и вещи и отпустили, объяснив, что искали распространителей наркотиков.

В этой революции — столько женщин!

— А чем вообще занимались манифестанты в городе?

— До того как полиция начала стрелять по ним без причины, просто скандировали свои лозунги. Потом начались погромы — жгли машины и так далее. Спокойно было во вторник — много людей собралось на площади Тахрир, были организованы пропускные пункты, где проверяли входящих на площадь — нет ли оружия. Вообще создавалось впечатление первомайской демонстрации: люди приходили с детьми, пели, танцевали. Но после того как появились сторонники Мубарака, начался хаос, было непонятно, кто где, кто кого бьет.

— Как вели себя дети в толпе?

— Когда в первые дни пускали слезоточивый газ, дети особенно от него пострадали, ведь от него не просто слезы текут, он душит. Одной пятилетней девочке оказывали помощь в нашем отеле. Что меня поразило — в этой революции участвовало столько женщин. Если в Сирии и Иордании они далеки от политической деятельности, то в Египте было много женщин, много детей — не понимаю, зачем их нужно было брать с собой?..

— Какое ваше мнение о ситуации в Египте как у видевшего события изнутри?

— Не могу определенно сказать. Возможно, что восстание совершенно стихийно и искренне, а возможно, что и спровоцировано для выгоды неких сил, например, для того чтобы отвлечь от событий в Судане. Существует множество версий, и неизвестно, чему верить.

Известный «арабский Welcome» давно не актуален

— Как вы считаете, вам повезло очутиться в Каире во время демонстраций?

— Скорее да. Все-таки это революционные события, и когда я напишу об этом, людям будет интересно почитать свидетельства очевидца. Да и для меня это был своего рода экстрим. Но с другой стороны: я пишу просто про путешествия, пытаюсь заинтересовать людей, чтобы они путешествовали, а то, что происходило в Каире, не самые благоприятные события.

— Как вы назовете свою книгу о путешествии на Восток?

— Пока сложно сказать, ведь кроме того, что я видел хорошего, было достаточно неприятного, о чем и рассказывать не хочу. Я не уверен, что могу объективно судить о Востоке. По моим впечатлениям, весь этот пресловутый «арабский Welcome» — он уже не существует, его просто нет! Если ты сходишь с туристического пути, когда перестаешь быть источником дохода — ты просто чужак. Не знаю, почему так случилось — возможно, из-за влияния западной цивилизации. Это как с экспериментом по скрещиванию картофеля и помидора: хотели, чтоб получились корни от картофеля, а плоды от помидора, получилось наоборот… Так и с египтянами: они взяли жажду денег от Запада и фанатизм от ислама.

Но книга будет. И называться она будет как-нибудь вроде «Когда говорят камни»: в ней я попытаюсь свести свои впечатления в целостную картинку и представить альтернативное видение древней истории: например, доказать с инженерной точки зрения, что некоторые вещи, которые мы приписываем древним египтянам, не могли быть ими построены.

— Но у восточных людей есть ведь и позитивные черты?
— Конечно, гостеприимство на Востоке существует: если ты гость, то ты гость. Но бывает очень сложно отличить искреннее дружелюбие от желания на тебе заработать.
Вообще могу сказать, что путешествовать по Востоку абсолютно безопасно: никто не пытается на тебя напасть, ограбить. Но вот «развести» белого туриста на чем угодно — на еде, на такси — это уже практически национальный вид спорта. Ситуации доходят до маразма: ты понимаешь, что тебя обманывают, говоришь это человеку в лицо, а он улыбается и пытается «разводить» дальше.

— Какие-то интересные, необычные случаи были за время поездки?
— Конечно. Роды у козы принимал, например. На окраине Пальмиры. Я просто шел, а тут какие-то ребята-пастушки зовут меня к себе. Я подхожу и понимаю, что у них рожает коза. Представьте картину: пустыня, погребальные башни, два растерянных мальчика — и тут коза рожает.

— Насколько хорошо в Египте ухаживают за историческими памятниками?

— Есть два их типа: те, где много туристов, их отстраивают, иногда даже слишком, поддерживают в нормальном состоянии. Это наиболее популярные — Луксор, Карнак. А есть другие — замечательные храмы, как Дендера, Абидос — но в них никто не ездит, потому они не охраняются и приходят в запустение.

Справка


Максим Кидрук родился 1 апреля 1984 г. в Ровно. Закончил ровенский университет. После поехал в Киев, где работал программистом, инженером, менеджером (осваивал программирование, 3D-графику и CAD-системы). Получив международный грант, отправился в Стокгольм, где поступил в Королевский технологический университет.

В 2008 году на летних каникулах Максим Кидрук отправился в путешествие по Мексике. Роман об этой поездке получил вторую премию на литературном конкурсе «Коронация слова» 2009 года и вышел в печати под названием «Мексиканские хроники». В том же году сеть книжных магазинов «Книжковий супермаркет» признала Кидрука лучшим автором-дебютантом года. В 2010 году «Мексиканские хроники» получили вторую премию на конкурсе журнала «Корреспондент» «Лучшая украинская книга».

Продолжая путешествовать, Максим побывал в Эквадоре, Перу, Чили, Китае и Бразилии. В 2009 году посетил остров Пасхи, где стал первым официально зарегистрированным украинцем. В 2010 году вышел двухтомник «Путешествие на Пуп Земли» с описанием его поездок по Латинской Америке.

Сайт писателя: http://kidruk.com

Блог: http://ironmaxxx.livejournal.com/

Дарья Зубенко, Киев, специально для «Взгляда», еженедельник «Взгляд», №7 (192)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Дарья Зубенко, еженедельник «Взгляд», Египет, революция, Максим Кидрук

Добавить в: