Если ребенок не хочет того, что НАДО
Если ребенок не хочет того, что НАДО
«Уже четыре года мой сын (ему сейчас 8 лет) занимается бальными танцами и причем довольно успешно. Тренер говорит, что он очень способный мальчик и у него большое будущее. Да и сама я вижу, что «его это». Кроме того, как мне кажется, танцы положительно влияют на культурное развитие мальчика: и осаночка у него что надо, и с девочками он всегда галантен… Но с каждым днем мне все больших усилий стоит уговорить его идти на очередную тренировку. «Мама, а сегодня надо идти на танцы?» - спрашивает еще утром. «Да», - отвечаю ему. И тут начинается: «Не хочу! Не буду!!!» Но самое интересное то, что поначалу ходил с удовольствием.
Да и сейчас, когда мы приходим на занятие и он начинает танцевать, я вижу, что ему это нравится, после тренировок он всегда в хорошем настроении. А как снова идти надо, снова – проблемы. Уже устала с ним спорить. Знаю, что дальше не может так продолжаться. Но что делать? С одной стороны – не хочет, так и не надо. А с другой стороны – я боюсь, что если сейчас спущу ему это с рук, то в будущем и я, и он будем жалеть об этом. Кто знает, возможно, у него просто такой период, который нужно пережить… А если все не так, а вдруг я травмирую психику сына, заставляя его делать то, чего он не хочет? Я совсем запуталась. Как поступить правильно?»
Руслана Е., 39 лет
Маме нужно разобраться в себе и помочь сыну сделать то же самое!
Наталия Белоусова, психолог:
- Если ребенок чего-то не хочет, особенно уже в таком возрасте, как свои восемь лет, на это есть свои причины. То есть его ЛИЧНЫЕ причины, которые он уже, возможно, может объяснить. Почему он говорит «нет»? Чтобы узнать это, маме необходимо поговорить с ним, причем не давить и не навязывать свое мнение, а постараться максимально расположить ребенка к себе, чтобы он смог открыться. Нужно объяснить, что она на его стороне, что она его любит и хочет помочь.
Если ребенок сам не сможет проговорить причины «нехотения», возможно, ему необходимо предложить варианты ответов. Может быть, он сильно устает в школе и занятия танцами его еще больше утомляют. Или над ним кто-то подшучивает, может быть, это друзья, которые посещают другие кружки (например, борьбу, плаванье и тому подобное). А может, у него какой-то конфликт с теми, кто непосредственно занимается с ним танцами (с детьми, с тренером, возможно, поменялся тренер, с которым ребенку не удалось найти общий язык)? Во всем этом необходимо разобраться.
И потом: не хочет ходить на танцы, что тогда ХОЧЕТ? В возрасте восемь лет дети уже понимают себя, свои желания и свои потребности. Так что задать такой вопрос – это очень хороший вариант понять и проверить, какие же новые потребности стоят за этим отказом. Возможно, нужно понаблюдать за сыном – что у него хорошо получается, к чему он тянется, что ему нравится – и предложить замену танцам. Ведь в четыре года, как правило, за ребенка выбирает родитель.
А теперь он хочет сделать свой выбор сам. Может даже, он остановится на все тех же танцах, но это он сделает осознанно, это будет ЕГО выбор. Тем более что в данной ситуации мы видим не полный отказ, иначе ребенок вел бы себя совсем по-другому. Поэтому я бы посоветовала маме, после того, как она выяснит причину, почему сын не хочет ходить на танцы (а должен же быть хоть какой-то ответ на вопрос «Почему?»!), поработать над мотивацией. Как? Нужно обсудить с сыном все возможные плюсы того, чем он занимается.
Например, рассказать, как он хорошо выглядит на школьных праздниках, когда танцует; с каким удовольствием на него смотрят одноклассники, а в особенности девочки, когда он выступает; как им гордится мама и вся семья, когда видят его на сцене. Или же, как полезны танцы для его тела, какой он подтянутый, сильный, выносливый и так далее. А он пусть назовет вам минусы занятий танцами. Поиграйте с ним в такую игру: так сказать, у кого будет больше аргументов. Но при этом в каждом аргументе попробуйте разобраться вместе, дайте ему высказать его мнение и объясните свое – действительно ли минусы в его понимании это минусы?
И здесь есть еще один очень важный момент. Прежде, чем приступить к такому разговору с сыном, мама в первую очередь должна разобраться в себе. Именно в себе! ПОЧЕМУ она хочет, чтобы ее ребенок занимался танцами? Необходимо выяснить истинную причину. Ведь очень часто родители «ломают» своих детей и заставляют их делать что-то вопреки их желанию только для того, чтоб реализовать с помощью сына или дочери свои несбывшиеся мечты и стремления.
Поэтому нужно понять, что аргумент типа «я сама хотела танцевать, но меня в детстве лишили такой возможности (или же у меня не было такой возможности), о чем я очень жалею и хочу, чтобы хоть ты смог добиться того, чего не смогла я» на самом деле не аргумент! У детей надо спрашивать об их желаниях, нужно прислушиваться к ним и помогать найти себя, но ни в коем случае не пытаться навязать им свои нереализованные мечты. Мечты оставьте себе – никогда не поздно заняться тем, чем не сложилось заниматься в детстве. Хотите танцевать? Запишитесь на кружок танцев для взрослых – сейчас это не такая уж и проблема.
Гораздо большей проблемой может обернуться насилие над ребенком. Помните: когда мы «ломаем» ребенка и пытаемся насильно заставить его что-то делать – это не принесет ничего хорошего. Напротив – такие действия оборачиваются только негативом. И такой негатив может проявиться как в самом развитии ребенка (постоянная напряженность, раздражительность в характере, нерешительность), так и в его взаимоотношениях с родителями (он может обозлиться на них). А еще это может привести к тому, что ребенок просто начнет врать.
Так что как поступить в подобной ситуации, необходимо решать вам, родители. И в этом вам помогут ваши же дети – нужно только найти с ними общий язык и понять их желания.
Вспоминая свой опыт, думаю, что необходимо настаивать!
Валентина, мама взрослого сына:
- Я отвела своего сына на танцы, когда ему было шесть лет. Еще из садика он дружил с одной девочкой, вот мы с мамой этой девочки и решили отдать наших детей в танцевальный клуб. Денис и Аня учились танцевать с огромным удовольствием и вскоре стали ездить по всевозможным конкурсам и завоевывать призовые места. Сначала были Нежин, Славутич, затем мы побывали в Швеции, да и вообще – где только ни были!
И даже, если в конкурсе было пар 50 участников, наша пара никогда не опускалась ниже шестого места. Наши дети очень хорошо танцевали и, кроме того, очень красиво смотрелись вместе! Но со временем у нас появились проблемы. В возрасте 12-13 лет дети начали не ладить между собой: Денису не нравилось, что скажет Аня, Ане не нравилось, что скажет Денис. Однажды приезжаем на конкурс, а Денис мой надутый ходит: «Она на меня не так посмотрела!» Надо же такое придумать! «Что ж вы так? Вы же столько лет дружите», - говорю Анечке. А она мне: «Так он же мне напрямую никогда и не предлагал дружить». И подобное стало происходить все чаще и чаще, Дениса нужно было уговаривать, упрашивать, чтобы он танцевал.
Бывало даже, что наши с ним отношения резко портились из-за этого. И самое интересное, что танцевать в паре с другими партнерами, хотя такая возможность была, ни Денис, ни Аня не хотели – только друг с другом! Но найти общий язык почему-то не могли. И уже в 14 лет мой Денис окончательно отказался от танцев: «Не пойду – и всё!» У него тогда появилась другая девочка и в том, чтобы дальше танцевать с Аней, он не видел смысла: «Как это так я буду танцевать с ней, если дружу с другой?!»
На этом все и закончилось. Теперь моему сыну 25 лет и его деятельность абсолютно никак с танцами не связана. Кстати, Анечка (мы и сейчас с ней общаемся) тоже со временем перестала танцевать. Но я вот что хочу сказать: когда у моей крестницы была свадьба и выступал приглашенный танцевальный коллектив, я увидела, КАК Денис смотрит на танцующих и как при этом у него текут слезы. Он тогда даже попросился станцевать вальс с одной девочкой из этого коллектива. Было очень красиво!
Поэтому я все-таки очень жалею, что тогда, в детстве, не заставила его продолжить занятия. Что он сам думает по этому поводу? Говорит, что «это все равно ничего бы не дало ему в жизни». Но я сомневаюсь, ведь все могло бы быть и по-другому, можно же было поступить на «хореографию» или еще куда-нибудь.
Вот такая у нас история.
И отталкиваясь от нее, вот что хочу посоветовать маме мальчика: восемь лет – это не такой уж и большой возраст. Так что если она видит, что у ребенка танцевать получается, обязательно нужно уговорить его продолжить эти занятия. Может, причина его нежелания ходить на тренировки – это партнерша, может, тренер, может, еще что-то. Нужно разобраться в данной проблеме и… настоять на своем. Хотя я знаю, что бывает и наоборот: ну ничего не получается у этого мальчика или девочки, а родители силой тащат его на танцы! Это, конечно же, перебор.
Но сейчас мы говорим о другой ситуации: если у ребенка есть определенные задатки и способности, нужно приложить все усилия, чтобы их развивать! И, как бы ни сложилась судьба в дальнейшем, ЭТО всегда пригодится: танцы раскрепощают, устраняют множество комплексов и играют далеко не последнюю роль в общении! А это уже само по себе немаловажно.
Об одном в своей жизни я уже успел пожалеть. Не хочу, чтоб кто-то жалел так же…
Сергей Змеек, танцор, суперфиналист «Танцуют все-2»:
- Я думаю, все родители, которые желают культурно воспитать своих детей, сталкиваются с подобной проблемой. И это касается не только танцев. Например, в детстве я ходил в музыкальную школу. Хочу сказать, что мои родители мне полностью доверяли в этом плане, и у меня была полная свобода – то есть я руководствовался СВОИМИ желаниями. Но, к большому моему сожалению, в эту школу я проходил всего три года и также по собственному желанию бросил ее – мне не нравилось сольфеджио.
Почему я говорю «к сожалению»? Да потому, что уже будучи студентом ЧГПУ (факультет физвоспитания, отделение хореографии), я все-таки очень пожалел о том, что не стал учиться музыке дальше, так как понял, что играть на гитаре или других музыкальных инструментах было бы очень и очень здорово, и это мне точно пригодилось бы. Тогда в детстве, наверное, мне все-таки не хватило какого-то родительского наставления. Хотя, с другой стороны, повторюсь, – у меня всегда была полная свобода, я всегда занимался тем, чем хотел и в итоге я все-таки нашел себя в профессиональной деятельности. Поэтому хочу сказать вот что: замечательно, когда дети занимаются, скажем, теми же танцами или еще чем-то по собственному желанию (то есть не для родителей, а для себя!), но в жизни случаются моменты, когда родителям необходимо, скажем так, «подпитать» это желание своим взрослым советом.
И возвращаясь к ситуации Русланы и ее сына, я бы посоветовал не ограничиваться только занятием танцами. Почему? Ну, во-первых, помимо танцев, есть еще много всего интересного: это и музыка, и спорт (кстати, я в детстве увлекался вовсе не танцами – достаточно долго я был в лыжном спорте, затем занимался легкой атлетикой). А во-вторых, когда сделать небольшой перерыв, по танцам можно и соскучиться. Тот же мальчик может через некоторое время сам попросить маму отвести его на танцы.
Что же касается его «не хочу», то причиной такого поведения может быть, например, то, что мальчику не нравится партнерша или не нравится данное танцевальное направление, или же просто ему надоело ходить на танцы все время по одному и тому же маршруту. Возможных причин масса! Но все это преодолимо, если знать, чего ты хочешь. И для тех, кто ХОЧЕТ заниматься танцами, я скажу одно: уметь танцевать – это очень здорово!
Сейчас для меня танцы – это и труд, и удовольствие, и вся моя жизнь на данный момент. Спектакль «Барон Мюнхаузен», в котором я занят, поглощает практически все мое время. Я очень мечтаю вырваться и поехать покататься на лыжах в Карпаты. Но! Танцы – это, плюс ко всему, такая же работа, как и любая другая, причем, признаюсь честно, – сложная и временами нестабильная. И тут же повторюсь: я рад, что ОНА у меня есть – я рад, что есть сцена, есть зрители и мне очень приятно каждый день на эту сцену выходить.
Екатерина Приступа, еженедельник «Семь дней» №51 (476)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.