Куда поехать на выходных: черниговский взгляд на Киево-Печерскую Лавру (фото)
Куда поехать на выходных: черниговский взгляд на Киево-Печерскую Лавру (фото)
Преподобный Антоний и князь Святослав
Прежде всего, это относится к самому основателю киевского пещерного монастыря – "отцу русского монашества" преподобному Антонию Печерскому. Ведь именно он "по совместительству" является и основателем Богородичного (будущего Троицко-Ильинского) монастыря на Болдиных горах в Чернигове. В Антониевых пещерах, как и в Ближних пещерах Лавры, сохранилась келья преподобного и подземная церковь, посвященная ему.
А пригласил Антония к нам в город черниговский, а позже киевский князь Святослав Ярославич. Произошло это в 1069 г. Незадолго до этого, после чудесного явления на ели образа Божьей Матери, князь основал первый в Чернигове и на всем Левобережье Днепра монастырь – Елецкий. В 1060 г. была построена деревянная церковь, а затем был основан и сам монастырь. В 1073 г. Святослав, как только начал княжить в Киеве, подарил участок земли под расширение Печерского монастыря и дал золото на сооружение там главного собора – Успенского.
По древнерусскому сказанию, варяг Шимон, поставивший Успенский храм, привез на Русь из Иерусалима золотой пояс "в меру гроба Господня". Богородица, трижды являвшаяся варягу, показала образ будущего храма и велела "размерять поясом тем златым 20 в ширину, 30 в длину, а 30 в высоту стены, с верхом 50". Есть предположение, что золотая шейная цепь, найденная в Чернигове в 1957 г., и есть этот самый пояс Шимона. Как он оказался в Чернигове, остается загадкой, но, в конце концов, он возвратился туда, куда его определила Богородица – в Киево-Печерскую Лавру. Именно здесь, в Ковнировском корпусе, что в нескольких метрах от Успенского собора, расположен Музей исторических драгоценностей Украины, где и хранится золотая цепь, найденная в Чернигове.
Но это легенда. А ведь могло быть и так, что именно Святославу и принадлежала идея посвятить главный собор Лавры Успению Пресвятой Богородицы – по аналогии с Елецким монастырем Чернигова, деревянная церковь которого была воздвигнута в память о чудесном явлении на ели образа Божьей Матери. Уже после смерти князя Святослава в Елецком монастыре вместо деревянной церкви был возведен ныне существующий каменный Успенский собор, который во многом наследовал архитектуру лаврского Успенского собора.
Киево-Печерская и Болдиногорская Лавры
И все же архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры имеет больше аналогий не с Елецким, а с Троицко-Ильинским монастырем – Болдиногорской "Лаврой" Чернигова. История обоих монастырей началась с того, что преподобный Антоний поселился в пещерке, находящейся в некотором удалении от города – в с.Берестово под Киевом и на Болдиных горах под Черниговом. Так образовались Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры и черниговские Антониевы пещеры. Продолжая аналогию, можно уподобить Ближние пещеры Лавры находящимся также на соседнем склоне горы Новоантониевым пещерам Чернигова. Верхняя Лавра с Успенским собором, возвышающаяся на ровном плато, аналогична по расположению комплексу Троицкого монастыря во главе с Троицким собором.
Параллели прослеживаются даже в деталях. Антониевы и Новоантониевы пещеры Болдиных гор когда-то соединяла деревянная галерея, аналогичная той, которая и сейчас соединяет Дальние и Ближние пещеры Лавры. Внизу, у подножия комплекса Ближних пещер, находятся святые источники Антония и Феодосия Печерских. У нас же, у подножия склона с Антониевыми пещерами, до сих пор стоит колодец, который по преданию выкопал сам Антоний Печерский, и вода из которого также считается целебной.
После того, как в XVII в. с южной стороны Успенского собора Лавры была построена новая трапезная церковь, почти во всех монастырях Украины трапезные стали располагать аналогичным образом. Не стал исключением и Чернигов. Трапезные храмы Елецкого и Троицкого монастырей также были построены с юга от Успенского и Троицкого соборов соответственно.
Как тут не вспомнить и легенду о "соревновании" по высоте двух самых высоких колоколен в Украине – Большой Лаврской и черниговской Троицкой! Будто бы черниговская колокольня должна была превосходить Лаврскую, но во время строительства пришел строжайший указ из Киева ни в коем случае не строить выше! На территории обоих монастырей располагались и крупнейшие типографии своего времени, также во многом конкурировавшие между собой.
Паломники, прибывавшие со всех концов православной ойкумены на богомолье в Киево-Печерскую Лавру, любили отдыхать в тени огромных старых каштанов. У нас же на Болдиных горах, рядом с Антониевыми пещерами, еще стоят дубы-великаны, самый знаменитый из которых, по преданию, был посажен самим преподобным Антонием. Его кора считалась очень целебной, поэтому и была вся ободрана многочисленными паломниками, что привело к гибели дерева.
Всехсвятская церковь над Экономическими воротами Лавры по своей архитектуре очень напоминает нашу Екатерининскую церковь – прообразом обеих является тип украинской деревянной церкви, состоящей из пяти башен – срубов, образующих фигуру креста. Возможно, что оба храма возводил один и тот же архитектор.
А в древней церкви Спаса на Берестове, совсем рядом с Лаврой, обрел вечный покой основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание Москвы в летописи под 1147 г. связано с тем, что Юрий Долгорукий назначил в ней встречу своему союзнику – Новгород-северскому, а позже Черниговскому князю Святославу Ольговичу.
Никола Святоша и другие "черниговские" монахи
Еще один древнерусским храм Лавры – Троицкая надвратная церковь – была построена в1108 г. на пожертвования Николы Святоши, сына черниговского князя Давыда Святославича. Отказавшись от княжеской карьеры, Святослав Давыдович (имя князя в миру) в 1107 г. ушел в Печерский монастырь, пожертвовав ему все свои сбережения и богатейшую библиотеку. Мощи преподобного Николы Святоши почивают в Ближних пещерах Лавры, а в черниговских пещерах один из подземных храмов посвящен ему.
В Ближних пещерах Лавры почивают также мощи великого богатыря земли русской, преподобного Ильи Муромца, многие подвиги которого были связаны с Черниговской землей, возможно, являвшейся и его родиной.
Иноком, а позже игуменом Печерской обители, был на рубеже XXI-XXII вв. епископ Феоктист, возглавлявший после Черниговскую епархию при князе Давыде Святославиче. Во 2 пол. XVII в. в Киево-Печерском монастыре приняли монашеский постриг такие светочи православия Черниговщины, как Феодосий Углицкий, Дмитрий Ростовский, Иоанн Максимович. Двое последних были также проповедниками Лавры. В лаврской типографии были изданы все 4 тома "Четий Миней" святителя Димитрия, а И.Максимович в 1678 г. был направлен послом от Лавры в Москву, к царю Федору Иоановичу.
Находясь в Киево-Печерской Лавре, приятно с гордостью осознавать, что здесь, в этой величайшей православной святыне, многое напоминает о родном Чернигове!
Киево-Печерская Лавра
Успенский собор
Троицкая надвратная церковь
Церковь Спаса на Берестове
Всехсвятская церковь
Большая Лаврская колокольня
Трапезная церковь Антония и Феодосия Печерских
Келии соборных старцев
Никольская больничная церковь
Ковнировский корпус
Комплекс Лаврской типографии
Часовая башня с крепостной стеной
Крестовоздвиженская церковь на Ближних пещерах
Подземная церковь Ближних пещер
Церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах
Памятник Кириллу и Мефодию
Дальние пещеры
Часовня у источников Антония и Феодосия
Башня Кушника
Иван Коцюра
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Иван Коцюра, фото, Киево-Печерская Лавра