Проезд в троллейбусе: по транспортной карточке — 3,95, по банковской картонке — 5, наличными — 5 гривен
С15 января подорожал проезд в троллейбусах.
5 гривен, если платить наличными или банковской картой. 3,95 — если рассчитываться транспортной карточкой. На гривну 5 копеек дешевле.
Внешне карточка напоминает пластиковую банковскую. Кондуктор подносит ее к валидатору (электронное устройство) — и выдает билетик.
Насколько активно черниговцы пользуются транспортными карточками? Удобно это или неудобно? А в час пик?
«Ненужно мелочь в кармане искать»
14 января, за день до подорожания, в «11-ом» троллейбусе Анастасия Штилюк, швея черниговской фабрики «ТК Стиль», протягивает кондукторше 36-летней Вере Архтповой бело-синюю карточку, получает билетик.
— Удобно, — говорит Анастасия. — Не нужно мелочь в кармане искать, рыться. Перешла на транспортную карточку именно из-за удобства. Пополняю в киосках, где на остановках продаются газеты. Положила 90 гривен, подсчитала — до конца месяца должно хватить.
Подает кондуктору желтую карточку, похожую на транспортную, 11-летняя София Сусло. Это ученический проездной. Кондукторша также прикладывает его к валидатору, дает билет.
— Мама купила, — объясняет девочка. — 60 гривен, и месяц катаешься.
В это время Вера Архипова берет денежки, дает сдачу или прикладывает к валидатору карточки.
— Надо уметь работать быстро, — говорит. — И транспортные карточки, и все проездные — ученические, студенческие, гражданские — я пробиваю через валидатор.
— Больше стало безналичного расчета?
— Больше. Выручка наличными упала из-за этого. Хотя эти электронные билеты тоже наша выручка, только другим боком.
«Сдачу не надо давать»
— Пробираетесь к человеку, если троллейбус переполнен?
— Карточку не передают. Я сама подхожу. Выдаю билет и пошла дальше. Удобно не только для пассажиров, но и для меня: кондуктор не работает с деньгами. Я не выдаю сдачу.
— Больше утром или днем пассажиров с транспортными карточками?
— Когда в час пик люди едут. Утром и вечером. И днем попадаются, но меньше. На «10» маршруте хорошо, на «11». На «4» много очень.
— У вас можно купить транспортную карточку?
— Нет.
Заходим в «единицу» на «стадионе Гагарина».
Кондуктор «первого» троллейбуса Дмитрий Шкабура предлагает купить транспортую каргу
— Есть в наличии транспортные карточки, стоят 50 гривен, — обращается к пассажирам кондуктор Дмитрий Шкабура.
— В киоске она стоит 20.
— И у меня так. Но на счету уже есть 30 гривен.
— Удобно с карточками работать?
— Удобно. Сдачу не надо давать, — приводит тот же аргумент.
— А то, что пассажиры не передают карточки?
— Мне передают, — смеется.
— Я прохожу в любое доступное и недоступное место.
— Что там удобного? — сомневается пассажирка. — Так три гривны или пять, готовясь к проезду, положил в рукавицу или перчатку, отдал. А то ищи каждый раз в сумке эту карточку.
«Транспортная карточка от проездного отличается цветом и ценой»
— И транспортная карточка, и проездной удобны, как любой безналичный расчет, — не соглашается другая пассажирка. — Надо только выбрать, что лучше. Транспортная карточка от проездного отличается цветом и ценой. С нее вы снимаете по 3 или, с 15 января, по 3,95. А с проездного вы не снимаете, раз заплатили — и все.
Бывает, забываешь вовремя пополнить транспортную карточку. Вспоминаешь, а пополнить в 5 утра негде.
Для кондуктора, считаю, неудобно. Первое. Пока кондуктор пробьет все проездные и транспортные карточки, пассажиры зайцами ездят. Если полный троллейбус, кондуктор не успевает.
Пускай транспортную карточку пробивают. Но если ты показываешь проездной, зачем его пробивать? С транспортной снимается наличка. А здесь же не снимается. Проездной уже оплачен.
И второе. Кондуктор иногда кричит с первой двери на среднюю: «Передайте проездной», «передайте карточку». Как я должна передавать? Я лично видела: один передал, другой выхватил карточку и выскочил. И поцелуй его, да?
«Банковской картой с чипом, мобильным, умным смаргом»
Расплачиваться в троллейбусах можно и банковской картой.
— А еще с помощью мобильного телефона и даже часами, — уверяет 31-летний Александр Рыжий, начальник управления транспорта Черниговрады. — Карта может быть любого банка. Но на ней должен быть чип. Пассажир достает карту, дает кондуктору или сам прикладывает к экрану валидатора. Тот считывает информацию, снимает за проезд. Мобильные телефоны тоже в ходу. Но только сенсорные. На них устанавливается программа, которая подкреплена к банковскому счету. Расплачиваться можно даже умным смартом. Это часы-телефон. Руку к валидатору приложил — деньги сняло. За оплату картой, телефоном, часами снимать будет пять гривен.
— Почему? Это не наличка.
— Да. Но при покупке электронной троллейбусной карты деньги поступают напрямую в ЧТУ. Они могут распоряжаться средствами. А в этом случае — на счет в банке и только потом в троллейбусное управление.
— В час пик люди боятся передавать карты по салону кондуктору. Могут поменять или вообще выскочить с ней из троллейбуса.
— В планах установить бесконтактные валидаторы в салонах троллейбусов. Помните, были раньше компостеры? А теперь хотим так: чтобы пассажир зашел, карту приставил, билетик взял. Кондуктор может только проверить наличие.
— А еще жалобы на проездные. Раньше были с первого по первое, на месяц. Теперь на 28 дней.
— Нет. Система проездных немного поменялась. Рассчитаны на 30 дней. Дни считаются с момента активации проездного. Можно его купить, например, 15 числа и носить в кармане. Как только приложил к валидатору, например, 20-го, то по это же число следующего месяца он действует.
— Сколько раз можно расплатиться в троллейбусе транспортной картой?
— Я, например, 14 января своей картой оплатил проезд за шестерых. Количество не ограничено. Хоть за всех пассажиров, главное, чтобы денег на ней хватило. А вот проездной билет можно прикладывать раз за поездку.
Мнение
Станет ли меньше пассажиров?
— Если будет проезд по 5 гривен, вряд ли кто будет ждать троллейбуса, как сейчас, — поделилась мнением кондукторша «девятки» — Поедет маршруткой. У меня 11 января на маршруте 92 транспортные карточки в день было. Как будет после подорожания, посмотрим.
«Весть» №3 (835) от 17 января 2019, Тамара Кравченко, Юлия Семенец
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: проезд, троллейбус