Почему в торговых точках Чернигова исчезли платежные POS-терминалы?
Многие из нас уже успели заметить, что c 1 января, в тех местах, где мы привыкли рассчитываться банковской картой, хозяева убрали платежные POS-терминалы. Теперь в ходу только наличка. Наш корреспондент выяснял, какие сложности возникли у предпринимателей и покупателей с вступлением в силу нового закона.
Предприниматели до последнего надеялись на отсрочку Верховной Радой обязательного внедрения РРО хотя бы еще на год. Но, несмотря на все протесты, с 1 января 2022 года все плательщики единого налога на 2-4 группах упрощенной системы налогообложения, обязаны перейти на использование РРО при проведении расчетных операций.
Естественно, предприниматели, которые умудряются кое-как содержать себя и дать работу еще в среднем двум наемным работникам, убрали с прилавков во избежание штрафов POS-терминалы, ведь расчёт карточкой по такому терминалу не считается безналичной операцией, как таковой, а приравнивается к расчетной операцией, которая подлежит проведению через РРО. По их подсчетам, приобретение РРО в одну торговую точку и выполнение всех необходимых требований, обойдется в среднем от 35 до 50 тыс. грн.
Наши журналисты провели небольшое расследование, в результате которого выяснилось, что в тех торговых павильонах, где ранее можно было без проблем рассчитаться картой, теперь принимают только наличку. А на прилавках или входных дверях висят объявления «Вибачте, платіжний термінал терміново не працює». Покупатели, которые привыкли рассчитываться картой – в недоумении, так как зачастую в кошельке нет наличных. Приходится искать банкомат, чтобы снять деньги.
Из-за нежелания владельцев торговых точек давать комментарии публично, мы их не называем.
Предприниматель, который арендует помещение для продажи бытовой химии и косметики в районе Масаны:
- Мы должны сейчас все работать с кассовыми аппаратами. Вот стоит компьютер, вот стоит чекодрук, куплена программа за 30 тысяч, но я не могу работать, потому что она не работает! Налоговая не работает, нет контакта, а за это всё – штрафы (прим. автора – штраф равен 100% стоимости проданного товара). А продажу как можно подтвердить без кассового аппарата? Поэтому, мы все убрали терминалы, чтобы не было штрафов. Гетманцев (Данил Гетманцев - народный депутат, глава налогового комитета - прим.авт.) сказал, что «они» до конца месяца решат вопрос об отмене штрафов на период установки касс. Но нам уже штрафы «прилетали». Сейчас много у кого не работает программа, даже у кого работала. Потом они отчетность поменяли…
Например, есть 100 работающих кассовых аппаратов. С 1 января надо, чтобы их работало не 100, а 300 сразу. А система рассчитана на 120. А 180 куда? И всё «легло». На один магазин, на одну программу, на одну кассу я потратил уже 50 тысяч гривен, но ничего не работает.
Владелец торговой точки по продаже хозтоваров:
- Мне, чтобы установить этот кассовый аппарат, нужно потратить около 50 тыс. грн! Объясните, почему я должен это делать? Я плачу налог и за себя, и за наёмного. С введением кассового аппарата сумма налога не поменяется, но в случае ошибки, какие они попридумывали, я должен буду ответить имуществом и заплатить космический штраф. Уверен, никто в здравом уме не станет его ставить. Мы сами в состоянии разобраться, как нам вести собственноручно построенный бизнес.
Продавцы торгового павильона по продаже кондитерских и бакалейных товаров тактично поясняют, что платежный терминал временно не работает. Ориентировочно до конца января рассчитаться можно будет исключительно наличными.
Торговый павильон, где продают рыбу, изделия бакалейной и гастрономической товарных групп, вообще оказался закрытым, несмотря на указанный режим работы с 8.00 до 18.00 без перерыва и выходных. На дверях вывешено объявление «Терминал не работает».
В "Мяссито" на Рокоссовского также убрали POS-терминал и тоже продают товар только за наличные
Дмитрий Овчарик владелец сети магазинов "Мяссито" (2-я налоговая группа) сообщил нашему изданию, что процесс перехода на работу по новым правилам у них уже запущен.
В торговых точках этой сети планируют установить ПРРО. ПРРО - это это программа для планшетов, смартфонов и компьютеров, которая также работает с чеками и является аналогом кассового аппарата. Пользоваться программой можно от Налоговой службы, либо от частных компаний. Налоговая служба предоставляет использование программы бесплатно. Для «Мяссито» программист разрабатывает свою программу в частном порядке и она будет установлена на те кассовые аппараты, что есть. При помощи программы будет передаваться отчетность для налоговой.
Из-за очереди в налоговой предприятие уже несколько дней ждет от нее твет на подачу своего заявления, чтобы им одобрили и программу и получение электронного ключа.
Дмитрий уверен, что новые правила останутся в силе и никто их отменять не будет, поэтому делает все, чтобы магазины поскорее заработали в привычном для покупателей режиме. Во сколько все это обойдется финансово бизнесмен пока еще не готов сказать, так как все в стадии доработок.
А вот в кофейне «Luсky Coffe» в Масанах, девушка-бариста очень вежливо обслужила и, неожиданно на наш вопрос: «Можно ли рассчитаться картой?», ответила: «Да, конечно», дав возможность приложить карту к платежному терминалу для снятия денег. Чтобы узнать в чем секрет того, что здесь как и прежде работает терминал для оплаты покупок банковской картой, мы обратились к владельцу черниговской сети кофеен «Luсky Coffe» 40-летнему Олегу Олейнику, который уже 7 лет стабильно работает на черниговском рынке.
- Кассовых аппаратов у меня нет и я их не буду ставить, пока меня не оштрафуют или не введут приемлемые для предпринимателей условия. Просто я не «вытяну» это финансово. У меня 23 кофейни, и в каждой из них нужно установить кассовый аппарат. Если посчитать, получается чрезвычайно большая цифра:
R-keeper
- POS терминал на Windows: 14000-15000 грн.
- Принтер 4500 грн.
- Роутер(если нет) 1000 грн.
Итого оборудование: 20 500 грн.
За ПО (разово)
- 4500 грн. модуль 1
- 4320 грн. склад
- 3600 грн./точка
+ интеграция на каждую точку
+ платная поддержка
+ наполнение и редактирование меню, тех. карт
То есть, получается установка кассового аппарата в одной локации обойдется мне в 35-50 тыс. гривен. Теперь умножаем эту цифру на 23 и получаем - от 805 тыс. грн. до 1 млн. 150 тыс. грн! Даже, если я поставлю РРО, мне придется переложить этот «груз» на потребителя, а значит поднять цены за стаканчик кофе. А как иначе, учитывая постоянное подорожание?
На фото - Олег Олейник
- Приведите цифры, пожалуйста.
- Мне 3-й раз за месяц подняли цены на молоко, в декабре только подняли цены на кофе, в январе позвонили и опять предупредили, что поднимают. Я много лет работаю с киевскими поставщиками бумажных стаканчиков, и каждая партия, которая сейчас приходит из Европы стала на 300-400 евро дороже. В итоге, один стаканчик стоит сейчас 3 гривны, т.е. за пару месяцев подорожание произошло процентов на 40, стоимость крышечки поднялась на 25%, кофе – на 18-23%. Аренду 8 помещений с этого года мне подняли на сумму от 2 500 гривен. Повысили минималку, соответственно, налог я плачу за каждого сотрудника больше. Снова вырастут тарифы на коммунальные услуги. Кроме того, я пообещал своим бариста, завхозу, управляющей поднять зарплату. Ну вот что мне теперь делать?
- Какой вы видите выход?
- Я бы хотел, чтобы наш мэр и его замы, точно также, как они боролись за тарифы по газу, поборолись теперь за малый бизнес в этом вопросе. Кроме того, предлагаю обязать каждого предпринимателя трудоустроить сотрудника, платить за него налог, установить какой-то лимит. Если к примеру, ты зарабатываешь миллион или два – будь добр, плати. Обманывает – пусть наказывает налоговая полиция и т.п. Но не душить установкой кассовых аппаратов. Мы же, малый бизнес, вас кормим!
Или такой вариант: если бы предпринимателям власть предложила оформить кредит под 2-3% на их программу. Пусть будет все прозрачно, мы постепенно погасили бы кредит и продолжили работать «по-белому».
- Если вам все же придется принять условия Гетманцева, сколько будет стоить стаканчик кофе?
- Если я приму эти условия, конечно, пострадает потребитель. Мне придется поднять цену на стаканчик кофе от 50 до 70%. Например, американо с молоком сейчас стоит 20 гривен, а будет стоить 30. И т.д.
- Считаете ли вы, что кофейный бизнес перестанет быть доходным?
- В том то и дело. Мне жаль молодых ребят, которые заработали деньги в Польше и вернулись на Украину с целью открыть кофейни. Я им так и говорю: «Не стоит даже начинать. Вы только вложите все заработанное, как придется закрываться».
- Говорят, что Черниговский ремонтно-монтажный комбинат устанавливает эти РРО и уже образовалась очередь на 3 месяца вперед.
- А кто с ними работал? Кто мне даст гарантию, что не будет никаких проблем? Надо же подвести программу под определенный товар, обучить людей и т.п. А потом, как моя бариста должна пробивать зерно, салфетку, ложку сахара, мешалку? Мне предлагают приобрести R-keeper – но у меня же не ресторан. Когда я купил себе программу в Киеве для складов, то промучился полгода. Другими словами, пока я не готов устанавливать РРО аппараты.
Послесловие:
Как сообщают в своих интервью и комментариях налоговые эксперты на данный момент, если клиент оплачивает покупку наличными - ее просто не покажут в книге расходов и доходов, не включат в доход и не задекларируют. А это значит, что все будет выглядеть так – будто продажи не было.
Если клиент оплачивает картой – платеж через терминал "пройдет" по банку. И банковская выписка – зафиксирует расчетную операцию без наличия РРО.
При этом ответственность за продажу без РРО в виде штрафа есть и одновременно нет. Штраф составляет 100%, а во второй раз 150% от стоимости проданного. Учитывая то, что сейчас действует карантин, который продлится минимум до 31.03.2022 года на проверки предпринимателей наложен мораторий, в том числе на внеплановые. Исключение если в магазине есть подакцизные товары. Если нет – и торговля только продовольственными товарами, можно дальше жить без РРО, так как по закону налоговая к предпринимателю не вправе прийти с проверкой. Основание: пункт 52-2 подраздела 10 раздела XX НКУ.
Существует также ответственность за ограничение права потребителя на использование электронных платежных средств при расчете за предоставленные услуги, согласно ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей», к субъекту хозяйствования может быть применена административно-хозяйственная санкция в размере 8,5 тыс. грн.
В результате – тотальная фискализация в Украине привела к тотальному переходу мелкого бизнеса в черную.
Эксперты на данном этапе прогнозируют думаю, всплеск действий мошенников, которые под видом проверяющих будут штрафовать (брать взятки) за молчание предпринимателей, ведь далеко не каждый знает о моратории и законодательных нормах, которые указаны выше. Скорее всего РРО таки заработает, но мелкий бизнес отпадет из-за невозможности конкурировать с крупными торговыми сетями. Возможно под давлением бизнеса таки введут право без РРО торговли - из-за существенного расширения 1-й группы предпринимателей.
Также эксперты прогнозируют, что скорее всего, будет принят законопроект, согласно которому ФЛПы, зарегистрировавшие кассовый аппарат ДО 01.02.2022 г. штрафовать за ошибки до конца года НЕ БУДУТ.
Предпринимателям также стоит помнить, что услуги, предоставляемые дистанционно – не требуют кассового аппарата. Если для оплаты покупателю предоставляешь счет IBAN – кассовый аппарат не нужен. К сожалению, вариант с IBAN не очень подходит для бизнеса, где в сутки проходит много мелких платежных операций, куда можно отнести кафе и небольшие продуктовые магазинчики.
Учтите также, что средства переведенные на карту физлица равно предпринимательству без регистрации, за это грозит штраф в 17 тыс. грн.
Кстати, для того, чтобы облегчить участь предпринимателям, основатель Монобанка Дмитрий Дубилет запустил в работу сервис Checkbox. Checkbox - это программный РРО и эта программа рассчитана на 3 группы пользователей:
Малый бизнес — предпринимателей, у которых нет большого потока продаж. Они смогут пользоваться веб-страницей, чат-ботом или мобильным приложением, формировать чеки и печатать их или отправлять клиенту на почту.
Интернет-магазины и сервисы. Им команда предоставит API, которое можно будет интегрировать с их существующими системами. Большинство товаров, заказанных в интернет-магазинах, оплачиваются при получении: нынешние кассовые аппараты для этого подходят плохо, объясняет Дубилет. С помощью Checkbox можно будет отправлять клиенту чек на почту автоматически, после оплаты товара.
Средний и крупный бизнес в ритейле. Им тоже предоставят API, которое может заменить кассовые аппараты. По словам Дубилета, сейчас их программу тестируют несколько крупных сетей.
На данном этапе пользователи испытывают сложности при пользовании Checkbox, но Дубилет сообщает, что вскоре эта ситуация разрешится.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: налоги, предприниматели, Олейник, Дубилет, Гребнева