Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » В Центре АВА-терапии в Чернигове помогают корректировать поведение детей с аутизмом

В Центре АВА-терапии в Чернигове помогают корректировать поведение детей с аутизмом

 

Три года назад в Чернигове открылся Центр АВА-терапии - филиал киевского одноименного Центра. На сегодня – это одна из ведущих организаций в Украине в сфере реабилитации детей с аутизмом, расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития.





Директором и учредителем центра является 45-летняя киевлянка, мама троих детей - Елена Цымбаленко. На момент создания Киевского центра АВА-терапии в 2012 году, она имела высшее философское образование и диплом об окончании курсов поведенческих аналитиков. На сегодня Елена уже закончила аспирантуру института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины и защитила кандидатскую диссертацию непосредственно на интересующую нас тему: «Психологичні особливості формування здатності до комунікативної взаємодії у дітей з порушеннями спілкування». Теперь Елена Цымбаленко - кандидат психологических наук, коррекционный педагог, поведенческий аналитик и руководитель Центра, а также Черниговского филиала, который, спустя 7 лет продуктивной работы в Киеве, 16 июля 2019 года успешно был открыт и в нашем городе.

Что собой представляет АВА-терапия? Что же такое аутизм и почему он возникает у детей? Можно ли его побороть/преодолеть с помощью АВА-терапии?
С этими и другими вопросами мы и обратились к Елене.
- Наш центр первый в Киеве и один из первых в Украине, начал использовать в работе прикладной анализ поведения АВА (AppliedBehaviorAnalysis)для работы с детьми с аутизмом и расстройствами аутистического спектра. Данный метод обучения основывается на знании законов формирования поведения, которые едины для всех людей. Коррекционная работа с целью преодоления нарушений развития, к которым относится и аутизм, предполагает с одной стороны коррекцию нежелательного поведения, с другой – формирование социально приемлемого поведения и обучение недостающим навыкам: бытовым, коммуникативным, речевым, академическим, пониманию причинно-следственных связей и т.д. Прикладной анализ поведения позволяет обучать детей независимо от имеющихся навыков и корректировать практически любое нежелательное поведение.



- Что же такое аутизм? Врожденная или приобретенная болезнь?
- Сам термин болезнь в случае аутизма является некорректным. Диагноз аутизм и РАС ставится психиатром на основании наблюдения за поведением ребенка. На данный момент не обнаружено никаких органических нарушений, характерных именно для аутизма. Аутизм – это комплексное нарушение развития. Комплексное – потому что касается не какой-то одной сферы (речи, или поведения, или мышления), а затрагивает все сферы жизнедеятельности. Ошибочным является мнение, что дети с аутизмом избегают контактов и погружены в себя. Скорее стоит говорить о неумении взаимодействовать социально приемлемым образом в силу недостатка необходимых навыков.

- Почему и как проявляется аутизм?

- Первые проявления аутизма обычно связаны с тем, что ребенок не откликается на имя, не реагирует на просьбы, родителям очень сложно взаимодействовать с ребенком, потому что он что-то делает, когда хочет, остро реагирует на любые запреты, добивается желаемого криком и т.д. Часто это все идет параллельно с задержками речевого развития. К моменту обращения к нам, многие родители истощены постоянной борьбой и непониманием, как привить ребенку минимальные бытовые навыки, научить его выполнять самые простые просьбы, чтобы как минимум, не бояться выходить с ним на улицу. Люди живут в постоянном напряжении и ожидании истерики в любой момент.



- Почему так происходит?

- Поведение – это адаптивный механизм, способ приспособления любого живого существа к окружающей среде. Тут очень наглядный пример – дети-маугли. Они приспособились к среде, в которой росли, и приобрели совершенно другие навыки по сравнению с детьми, которые растут в социуме. На данный момент среда, в которой растут наши дети, существенно отличается от той, в которой росли их родители. Сейчас подрастает поколение, которое с полугода растет с планшетами и смартфонами в руках, в полной или частичной изоляции. Родители часто не знают, как общаться и чем занять ребенка без электронных устройств. Коммуникативные навыки в такой среде не востребованы. А то, что не востребовано – не формируется.
Любое живое существо живет по двум базовым принципам: уход от неприятного к приятному и принципу сохранения энергии. В мире гаджетов получить приятные эмоции в разы проще, чем в реальном мире. Даже чтобы научить ребенка играть и себя развлекать - и родителям, и ребенку придется затратить определенное количество усилий. Поэтому, чаще всего сами взрослые идут по более простому пути - выдают ребенку электронное устройство, которое его радует и позволяет коммуницировать в виртуальном мире. Вопрос решается ситуативно, но создает проблему на будущее.

- В каком возрасте родители должны обратиться к специалисту?
- Родители часто не видят проблемы, так как возрастные нормы на сегодня очень размыты. Кроме того, тема нарушений развития очень болезненная, и часто люди до последнего отмахиваются от подозрений и уговаривают себя, что им «показалось», «перерастет» и т.д. Я бы рекомендовала родителям проконсультироваться со специалистом в таких случаях:
1) в 2 года ребенок не реагирует, либо очень выборочно реагирует на свое имя и простые просьбы (дай, возьми, сядь);
2) в 2 года у ребенка нет даже начальной фразовой речи, отдельные слова проскакивают редко и чаще вне контекста;
3) ребенок вроде бы говорит, но шаблонами или фразами из мультиков, часто вне контекста;
4) ребенок не реагирует на ваши просьбы, кажется, что он вас не слышит либо не понимает;
5) вы чувствуете, что не справляетесь с поведением ребенка, находитесь в постоянном напряжении и ожидании истерики. В случае нарушений развития всегда важно выиграть время и начать коррекцию как можно раньше.

- То есть ребенок обязан слушать родителей и выполнять все, что они говорят?
- В настоящее время есть такое мнение, что родители и дети, якобы, равны. Это не так, хотя бы потому, что взрослые имеют жизненный опыт и какой-то багаж знаний за плечами. Взрослый принимает какое-то решение, понимая какие будут последствия. Ребенок же не умеет прогнозировать результат своих действий. Поэтому, если родители попросили –ребенок выполняет.

Если мама попросила дочку сесть и одеться, то ребенок должен выполнить мамину просьбу. Мама же, в свою очередь может немного помочь, если дочка, например, надела шапку наизнанку, но не одевать ее полностью. А если папа попросил сына собрать игрушки, то ребенок должен отреагировать и собрать, как бы ему не хотелось этого не делать. Умение мотивировать ребенка на выполнение того или иного действия называется руководящим контролем. Для родителей очень важно сформировать руководящий контроль в отношении своих детей. Только в этом случае родители смогут прививать ребенку какие-то правила и нормы поведения, целенаправленно формировать необходимые навыки.
Важно проговорить еще такой момент: так же как родитель имеет право устанавливать правила и требовать их выполнения, так же и ребенок имеет право быть недовольным всей этой ситуацией. Родителям важно научиться справляться с негативными эмоциями детей чтобы продолжать настаивать на выполнении правил. Самый распространенный аргумент на вопрос, почему ребенка не научили чему-то – «он не хочет». В итоге, бывают разные интересные ситуации. Например, был мальчик, который ел только перетертую пищу в 7 лет. Не потому что не мог, а потому что не хотел.

Часто родителям сложно понять, как установить руководящий контроль, как правильно настаивать на выполнении просьб. Мы регулярно проводим родительские группы – очные и онлайн, на которых учим родителей этим важным вещам.

- Можно сказать, что осваивать какой-то новый навык – это трудозатратно?
- Совершенно верно. И не только детям, но и взрослым. У многих пенсионеров сейчас есть смартфоны. Но им гораздо проще отстоять очередь на почте или в банке, чем установить приложение, разобраться в нем и оплачивать услуги не выходя из дома. Так же поступают и дети.

- В каком формате работает ваш центр? Какой распорядок дня?
- Мы работает в формате полного дня с 9:00 до 19:00 и занимаемся комплексной психолого-педагогической коррекцией, которая включает коррекцию нежелательного поведения, формирование сотрудничества и учебного поведения, формирование бытовых навыков, работу с речью и мышлением детей с 2-х лет. Дети работают как в группах, так и индивидуально. Группы формируются без привязки к возрасту, исходя из имеющихся навыков.
В центре мы придерживаемся определенного распорядка дня. Родители приводят детей с 8:50 до 9:10. Затем 20 минут длится завтрак (мы разогреваем еду, которую дали детям родители). В 9:40 начинаются и до 12:20 проходят 4 урока, которые длятся по 30 минут с перерывом 10 минут. После уроков следует обед, а затем для маленьких детей – тихий час с 13 до 15. У школьников С 13:30 до 14 – чтение и с 14:30 до 15 – математика. С 15 д о15:30 – подъем и полдник, до 16:50 – 2 урока, до 17:30 – свободная игра. После этого детки моют руки перед едой, ужинают до 18:20 и по окончании – собираются домой.

Вот, например, один из уроков. Чтобы перейти к сравнению в виде примеров, мы вначале учимся сравнивать предметы по форме, цвету, размеру. Сравнивая предметы по размеру, вводим знаки больше/меньше. Дальше переходим к сравнению по количеству и уже здесь учимся записывать неравенство в виде примера.



- Сколько сейчас находится деток на обучении?
- Если брать всю организацию в целом, у нас обучается около 70 человек. В Черниговском филиале сейчас у нас находится 11 детей от 3 до 9 лет. Центр в Чернигове создавался как международный. Сюда к нам приезжают семьи не только из Украины, но и из-за рубежа. В европейских странах другой менталитет и коррекцией так интенсивно как у нас, никто не занимается. Европейцам ближе концепция паллиатива – принятие ребенка таким, какой он есть и создание для него комфортных условий, без каких-либо сверхусилий и попыток дотянуть до нормы. Поэтому, родители, которые хотят большего, везут детей к нам. С теми семьями, которые не могут приехать, мы работаем в формате дистанционного сопровождения семей. Это уникальный формат, который позволяет осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу с ребенком через обучение родителей и создание обучающей среды по месту.



Многие родители приезжают в Черниговский центр, уже пройдя обучение дистанционно, семьями.  Хочется отметить, что в Чернигове сформировался уникальный коллектив родителей. Это высокомотивированные люди, которые рискнули очень многим ради детей, а теперь поддерживают и мотивируют друг друга.





Многие родители приезжают в Черниговский центр, уже пройдя обучение дистанционно, семьями. Обучающее занятие с одним из родителей стоит 500 гривен. Хочется отметить, что в Чернигове сформировался уникальный коллектив родителей. Это высокомотивированные люди, которые рискнули очень многим ради детей, а теперь поддерживают и мотивируют друг друга.



- Сколько у вас педагогов? Вы обучаете детей согласно специальным методикам?

- Мы работаем на основе прикладного анализа поведения с применением авторской методики, которая частично описана в моей диссертации. С детьми занимаются 3 педагога, которые прошли здесь специальное обучение - тому, что мы умеем и знаем, больше нигде не учат. Обучение коррекционного педагога – это вообще перманентный процесс. Ты учишься с каждым новым ребенком, каждый раз проходишь весь путь заново. Несмотря на вполне четкую последовательность формирования навыков, у каждого ребенка - свои нюансы. Мы всегда говорим и молодым специалистам, и родителям – мануала нет. Это та сфера, где каждый раз ты ищешь решение заново. Это очень интересная и творческая работа, но и требующая определенных личностных качеств и профессиональных навыков.



- Аутизм можно вылечить?
- Нет, навыки вылечить невозможно. Навыки можно сформировать, а поведение - скорректировать. В ряде случаев ребенка удается вывести в норму. Но даже если нарушение развития сохраняется, важно помнить, что каждый ребенок обучаем. Наша задача сформировать у ребенка максимум навыков, которые сделают его в дальнейшем более автономным, а его жизнь - насыщенной и счастливой.

- Сколько всего необходимо времени для обучения таких деток?
- Психолого-педагогическая коррекция – это процесс, который зависит от многих факторов и как правило длится годами. Корректировать и формировать приходится целый комплекс навыков, которые все взаимосвязаны между собой и если проседает что-то одно – проседают все связанные навыки. Поэтому очень важно делать комплексную оценку и вовремя нарабатывать ключевые навыки, на которые потом надстраиваются следующие. Нет четких сроков, которые мы можем озвучить – это займет год, а это - два. У каждого ребенка формирование навыка занимает свое время, и заранее спрогнозировать срок никто не может.



- Вы можете привести примеры удачной коррекции поведения?

- Из последнего - какое-то время назад наш психолог Инна Осминина предупредила, что к нам на интенсив приедет мама с очень тяжёлой девочкой: ей 7 лет, за плечами родителей годы разных реабилитаций, у нее полевое поведение, отсутствуют элементарные бытовые навыки и т.д. Все прекрасно понимали степень трудозатрат в подобном случае и перспективы. Девочка, кроме всего прочего была на нейролептиках. Попросили убрать, но они имели пролонгированный эффект.

Первый месяц был для всех адом: девочка орала, вырывалась, падала на пол, плевалась едой и т.д. Мы все ждали, когда мама не выдержит и пошлет нас с нашими идеями, заберёт девочку и уедет. Но мама, похоже, поняла что это последний шанс и держалась. И что вы думаете? Все-таки, пазл сложился! У девочки открылись глазки, она начала сотрудничать, пошла имитация, сейчас запускаем эхо-реакцию. Просто «Сотворившая чудо». Не знаю, чем это все закончится, но пока - сплошной восторг. Она получает удовольствие от взаимодействия и занятий, старается и подаёт большие надежды. За два месяца из вообще ничего - в 7 лет. В мире всегда есть место чуду!

А вообще у нас этих историй очень много. Все дети, которые сейчас обучаются – это удачные истории. Мы ими очень гордимся. Когда наши ребята проходили комиссию в ИРЦ прошлым летом, было очень приятно слышать отзывы членов комиссии о том, что подобных результатов они ни у кого не видели. Очень горжусь нашими ребятами, специалистами и родителями. Потому что, такие результаты достигаются только командной работой.

Информация для родителей:

Обучение ребенка в Центре стоит 16 500 гривен в месяц.
Обучающее занятие с одним из родителей стоит 500 гривен.

Наталия Вербицкая

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: аутизм, Цымбаленко

Добавить в: