Петр Мартыненко с супругой выращивают опята во дворе
59-летний Петр Мартыненко, учитель музыкального искусства и художественной культуры Черниговской школы №2, и его супруга 58-летняя Татьяна, преподаватель искусства, выращивают опята во дворе.
В прошлые выходные набрали ведро, не отходя от дома. Он в селе Карасиновка Козелецкого района. У супругов есть еще дача в Чернигове. А этот дом остался от родителей Петра Алексеевича.
— Отец умер рано, в 53 года. Матери нет 16 лет. Продавать мы не думали — родина, — говорит Петр Мартыненко.
— Как же вы опята вырастили?
— Когда-то у нас во дворе много смородины росло. Мама продавала по 300 килограммов. Деда Петра сначала раскулачили, а потом назначили первым председателем колхоза. Однажды он принес после Покровы грибы, собрал их возле кустов смородины. Мама боялась их кушать, говорила: «Это гадючки» (в Козелецком районе так называют несъедобные грибы). Я, дед, отец и бабушка Ивга носом не крутили. Нажарили, да с лучком, да и еще вареная картошка. Дед тогда говорил: «Это самые настоящие поздние опята».
А в позапрошлом году мы увидели, что пень старой яблони оброс опятами. Решил я дедовским способом развести грибочки. Во дворе было две березы, спилили их. Потом взял переросшие, перезревшие опята, поломал на мелкие кусочки, залил водой, размешал и порас-кладывал эту смесь возле пеньков. Ногой попритаптывал, чуть листьями забросал. И выросли на этих пеньках и рядом грибы.
На этот год решил их еще размножить. Посеял во дворе траву газонную. Березы, которые спилили, порезали на кругляки и выложили их рядком вдоль дорожки. Возле них «грибную смесь» разбросал. Лежит ствол спиленного ореха — вокруг него посыпал. Жена посадила кусты можжевельника — и туда кинул.
— И даже в розы попал, когда разбрасывал. Вот в кусте роз выросли опята, — показывает фото на мобильном телефоне Татьяна Леонидовна.
— Так я же еще прошлой осенью из лесу иголки приносил, на зиму цветы укрывать, — добавляет Петр Алексеевич. — Приезжаем через неделю после Покровы, а весь двор, все березы, пни в опятах. Две большие корзины упругих красавцев нарезали. Поехали еще через неделю — в кустах роз полведра. А один вырос такой большущий, ножка толщиной с мой палец, толщина шляпки сантиметр, а ее диаметр 20 сантиметров — почти как гриб зонтик. Великана я забрал на развод.
Сват в Петровом Черниговского района ходит по грибы. Там растут опята, но шляпки у них темно-коричневые. А у наших светло-коричневые. Пахнут белым грибом и под шляпкой на ножке «юбочка». У лжеопят такой нет. Кстати, псевдоопята тоже появились в нашем дворе, но я их сразу собрал и вынес подальше на мусорку.
В лес мы тоже за грибами ходим. Попробовал еще один дедовский способ. Приносим домой срезанные. На ножке, бывает, еще остается песок, вот по ту часть я отрезаю и мну в руках. Дальше разбрасываю по двору сухими, ногой притаптываю. Если осень сухая, пни и места, где должны вырасти грибы, нужно поливать.
— Татьяна Леонидовна, что с опятами делаете?
— Внуки обожают жаренные со сметаной. Пироги, блинчики с грибами. В основном морозим, маринуем мало.
Валентина Остерская, «Весть» №45 (825) от 8 ноября 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Мартыненко, опята, Остерская, Весть