Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Врач скорой помощи Валерия Заяц рассказала о работе службы после подписания контракта с НСЗУ

Врач скорой помощи Валерия Заяц рассказала о работе службы после подписания контракта с НСЗУ

48-летняя Валерия Владимировна Заяц вот уже более 20 лет работает врачом скорой помощи. Этой хрупкой женщине приходится спешить на вызов, держа в одной руке 5-килограммовый кейс со всеми необходимыми медикаментами, а в другой – 12-килограммовый дефибриллятор. Валерия рассказала нашему изданию о том, каково это стоять на страже здоровья черниговцев в условиях экстренного оказания медицинской помощи.



Путь в медицину нашей героини начался с учебы в Черниговском медицинском колледже, по специальности «Медсестринство». После него в 1997-м она закончила Тернопольскую государственную медицинскую академию, где и определилась с дальнейшей специальностью - «Медицина неотложных состояний». В настоящее время Валерия Владимировна Заяц - врач высшей категории, более 3-х лет работает на должности заведующей подстанции скорой помощи, которая расположена по адресу ул. Чернышевского, 3 и преподает в Черниговском медицинском колледже.

Сейчас она вспоминает, что в детстве все игры были связаны с «авариями» и оказанием помощи «пострадавшим» куклам. Родители не из медицинской сферы, а вот прадедушка был сельским фельдшером. Теперь у нее самой двое детей - 14-летняя Настя учится в школе №3 и 23-летний сын Андрей работает в Киеве в сфере IT-технологий.

После учебы Валерия начинала свою трудовую деятельность на станции скорой помощи, которая раньше находилась по улице Любечская, 26. Здание было небольшим, не было мест для отдыха персонала, машины находились на улице. Руководство предприняло тогда меры, чтобы переместить часть машин на Чернышевского, где есть ремонтная зона, бокс для автомобилей и помещение для персонала. Постепенно туда перебазировались и сами сотрудники. Хотя помещение не является типовым для работников скорой помощи, но здесь есть рабочие кабинеты, комнаты отдыха, столовая, помещения для хранения медикаментов, лекарственных препаратов, оборудования, форменной одежды и большой гараж, в котором размещен целый автопарк, в который входят в том числе автомобили нового образца. Все они ежедневно выезжают на вызовы по Чернигову и области.















- Валерия, здесь размещена подстанция, а где находится центральная станция?
- Центральная станция или Черниговский Областной Центр Экстренной Медицинской Помощи и Медицины Катастроф ЧОС находится по адресу ул. Шевченко, 160. Он функционирует с 01.01.2013 года, а в октябре 2020-го года при поддержке Президента Украины Владимира Зеленского после капремонта и реорганизации было открыто новое здание, ранее принадлежащее диагностическому центру.  Директором ЧОЦЭМП и МК является Даниленко Игорь Валентинович. В областном центре работает 91 бригада экстренной медицинской помощи и одна специализированная психиатрическая бригада. В штате работет 2 врача-психиатра. Здесь же находится диспетчерская служба и учебно-тренировочный центр.

- Расскажите, как происходит принятие звонка службой «103» и дальнейшее реагирование.
- Единые оперативно-диспетчерские службы (ЕОДС) после подписания контракта с Национальной Службой Здоровья Украины (НСЗУ) были созданы по всей Украине, и одна из первых была открыта в нашем центре. Там производится маршрутизация вызовов, поступающих из всей области: звонок с любого телефона переадресовывается на единую многоканальную линию «103». Одновременно звонки принимают 10-15 человек.

1. Диспетчер принимает вызов и одновременно заносит его в электронную базу данных с фиксацией всех разговоров на линии «103».
2. С помощью GPS-навигации определяется автомобиль, который находится ближе всего к месту вызова, и вызов передается данной бригаде через устройство вывода информации GPS-навигатора.
3. У нас есть рабочие планшеты, на которые поступает вызов. Руководитель принимает его и бригада обязана выехать на вызов в течение 4-х минут.
4. Диспетчер получает подтверждение о получении вызова бригадой и при необходимости осуществляет информационное сопровождение.



Наши диспетчеры - настоящие профессионалы. Они только по голосу и по интонации уже понимают, что происходит. Но зачастую сталкиваются с грубостью, хамством и агрессией - люди злятся, когда диспетчер их переспрашивает и уточняет информацию. Однако это необходимо делать, чтобы понять, что происходит с человеком. Например, он говорит: «плохо с сердцем», а на самом деле человек находится в абстинентом состоянии, т.е. в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Бывает, что сообщают кратко: «человеку плохо», а он уже еле дышит. От того, насколько точно человек, набравший «103», опишет ситуацию, зависит какую бригаду послать – врачебную или фельдшерскую.
Все входящие номера абонентов идентифицируются и ведется полная аудиозапись разговоров с диспетчерами «103», т.к. в последнее время участились случаи угроз и оскорблений в сторону диспетчеров, т.к. у людей плохое представление о функциях «скорой», и, зачастую, отсутствуют элементарные навыки оказания неотложной помощи.

- Что означает информационное сопровождение?
- Бывают ситуации, когда диспетчер просит подойти к человеку и проверить дышит он или нет. Он может руководить его действиями по телефону до последнего, рассказывая что и как сделать, пока не приедет бригада скорой помощи. Поэтому, очень важно не отключать телефон и не теряться в такой ситуации. Бывает, что если не оказать первую помощь человеку, пока едет машина, он умирает.
А есть люди, которые несмотря на просьбу диспетчера, отказываются подойти, потрогать, проверить пульс. И это очень печально – они забывают о Статье 136 УК Украины «Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии». В таком случае, нужно хотя бы попросить кого-то другого, кто находится рядом.

Был случай, когда мужчина вызвал бригаду «скорой», находясь на даче. Пока мы ехали, я разговаривала с ним по телефону, т.е. сопровождала. Он тяжело дышал, но смог грамотно пояснить, что чувствует. У него были подозрения на аллергию, но по рассказу я поняла, что произошёл анафилактический шок от укуса змеи. Это помогло нам быстро сориентироваться и выйти из машины уже подготовленными.

После того, как мы обслужили вызов, доставили пациента в больницу, то я делаю в планшете отметку, что мы свободны. Это сразу видит диспетчерская.



- Кто входит в состав бригады скорой помощи?
- Есть бригады врачебные, в состав которой входит, как правило, 3 человека: водитель, врач, медсестра/медбрат или фельдшер. Есть фельдшерские: водитель, фельдшер-фельдшер или водитель, фельдшер-медсестра. Наши водители сейчас тоже все в обязательном порядке проходят обучение в тренировочном центре. Они могут поддержать больного, наложить шину при переломе, знают как называется аппаратура, помочь перенести человека и т.п. Некоторые пациенты думают, мы запросто можем вынести больного. Это далеко не так. Физически сильные санитары работают только в психиатрической бригаде.
Сейчас все идет к тому, чтобы переквалифицировать должность водителя скорой помощи на должность «медицинский техник» с другой ставкой, с другими обязанностями.

- Существуют ли какие-то стандарты оказания экстренной помощи? Какие обращения относятся к экстренным?
- И частные, и государственные службы скорой помощи придерживаются единых Протоколов, которые утверждены Национальной Службой Здоровья Украины. То есть не может инфаркт в Израиле отличаться от инфаркта в Украине, соответственно, суть помощи одинакова во всем мире.

Служба скорой помощи осуществляет:
1. Неотложную помощь на месте, госпитализацию, в т.ч. и за границы области
2. Медицинское сопровождение массовых мероприятий
3. Транспортировку в больницу пациентов по направлению врачей поликлиник
4. Межбольничную транспортировку пациентов, нуждающихся в экстренной помощи в момент сопровождения

Согласно Постановлению КМУ от 21.11.2012 года №1119 «О нормативе прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия» к экстренным вызовам относятся:
потеря сознания; судороги; внезапные расстройства дыхания; внезапная боль в области сердца; рвота кровью; острая боль в брюшной полости; внешние кровотечения; признаки острых инфекционных заболеваний; все виды травм (ранения, переломы, вывихи, ожоги, тяжелые ушибы, травмы головы); поражения электрическим током, молнией, тепловой удар, переохлаждение, асфиксия всех видов (утопление, попадание посторонних предметов в дыхательные пути); повреждения во время чрезвычайных ситуаций (дорожно-транспортные происшествия, аварии на производстве, стихийные бедствия и т.п.); отравления, укусы животных, змей, пауков и насекомых и т.д.; нарушение нормального течения беременности (преждевременные роды, кровотечение и т.д.); острые психические расстройства, угрожающие жизни и здоровью пациента или других лиц.

- Вы обязаны отреагировать на любое обращение или есть случаи, когда вы можете отказать?
- Мы реагируем на все обращения. Они бывают критические, экстренные, неэкстренные и непрофильные. Приходится сталкиваться с ситуациями, когда человек, например, просто хромает и хочет, чтобы его доставили в больницу. Мы – не такси. Ведь кто-то в это время на самом деле нуждается в экстренной помощи. Если болит спина или живот, температура 37 и ситуация не угрожает жизни – человек может обратиться к семейному врачу. Есть вызовы социальные, когда человек одинок, ему плохо и он хочет, чтобы врач скорой приехал и измерил давление. Вызывают бомжи, и просят отвезти их в больницу, т.к. им хочется крова и тепла. В статистике у нас есть вызовы к хроническим больным и непрофильные. Таких вызовов за квартал по области – 1 600! К тому же, врач скорой помощи не выписывает рецепты.

- Если прохожий вызывает «скорую» человеку, который просит помочь, но у него нет при себе документов, он не называет ФИО, вы отвезете его в больницу?
- Да, конечно. Мы доставим его в больницу, даже если он без сознания. Если мы забираем человека из дома, то всегда просим сопровождать близкого.

- Что находится в чемоданчике врача скорой помощи?
- Здесь у меня хранятся сильнодействующие и наркотические препараты, тонометр, ларингоскоп, запасные перчатки, маски, жгуты, лекарственные ампулы, шприцы. Использованные шприцы и ампулы мы никогда не оставляем у пациентов – отправляем на переплавку, так как они являются источником эпидемиологической опасности. Все что в кейсе, конечно имеется и в машине, но я всегда беру его с собой и рабочий планшет для связи.



Что касается планшета, то информация в нем идентична с данными, которые я заполняю в карте выезда в бумажном варианте. После регистрации в системе, меня видит диспетчерская. Как только поступает вызов, включается сирена и высвечивается полная информация о пациенте: время, номер вызова, адрес, ФИО и др. Кроме этого, в планшете есть программа анализа кардиограммы «Be doctor». Клеммы кардиографа подключаются не к аппарату ЭКГ, а напрямую к планшету. И кардиограмму на своем компъютере сразу видит наш доктор-кардиолог. Он тут же дает необходимые рекомендации фельдшеру, где бы тот не находился.



О том как оснащена машина скорой помощи, Валерия Заяц рассказала на видео ниже:



- Какую площадь/ радиус вы обслуживаете? Выезжаете ли за пределы Чернигова (дачи, Халявин, Новоселовка и др.)?
- В связи с развитием и ростом города, очень наболевшим является вопрос скорости доезда. Чтобы мы не устраивали «ралли» и нам не приходилось обгонять всех на перекрестках, чтобы не подвергать опасности свои и чужие жизни, скорость доезда должна составлять 5 минут. Поэтому, было бы логичным открыть дополнительные подстанции в нескольких микрорайонах города, например, в Масанах. Мы обслуживаем и город, и область.

- Какой у вас штат сотрудников? Зарплата?
- В штате у нас числится 30 врачей, 80 фельдшеров и медсестер (средний медперсонал), 8 младших медсестер и 48 водителей. Работаем мы в 4 смены по 24 часа, водители – по 12 часов.
Все сотрудники получают заработную плату в соответствии с тарифной сеткой плюс разные надбавки за выслугу лет, за верность службе (за 3 года – 20%, за 5 лет – 40% и за 7 лет- 60% к окладу), премии. Выплаты регулярные.

- Какое количество машин на подстанции и всего?
- Есть определенные стандарты - одна бригада (один автомобиль) обслуживает 10 тыс. населения. То есть город должно обслуживать 27-28 бригад/машин скорой помощи. Если говорить о сегодняшних сутках, то вечером работало 11 автомобилей, днем – 12, т.е. 23 автомобилей из 27 необходимых. В области у нас проживает 900 тыс. населения, которых обслуживает 89-91 автомобиль. Но в нашем аресенале, как вы видите, имеется 66 новеньких автомобилей: 56 марки «Volkswagen», 10 «Peugeot» и «Citroen».





- Есть статистика вызовов, например, за квартал этого года?
- За квартал этого года мы обслужили около 37 тыс. вызовов. Из них, врачебные бригады обслужили 7,5 тысяч вызовов и фельдшерские - около 29 тысяч. Кстати, по сравнению с кварталом прошлого года, в этом году у нас на 1,5% выездов и на 3% обращений меньше.

- Если человек ведет себя неадекватно, агрессивно, родственники могут вызвать психиатрическую бригаду?
- Конечно. В состав психиатрической бригады входит водитель, врач-психиатр и два санитара. У нас есть изменения после реформы в отношении таких пациентов. Родственники должны написать заявление и подробно описать, что делал больной, как себя вел. Врач-психиатр при этом находится в узких медицинско-правовых рамках. Он проверяет как реагирует больной на вопросы, осознает ли свое состояние, галлюцинирует ли, представляет ли опасность для окружающих и т.п. После чего пациента отвозят в диспансер на ул. И. Мазепы, 3, где уже другой врач-психиатр осматривает больного и решает вопрос о его дальнейшей госпитализации.

- Есть ли у вас столовая, комната отдыха?
- Конечно. Сотрудники, находящиеся на дежурстве, но свободные от вызовов, могут отдохнуть, почитать, поспать и пообедать. Соответственно, у нас есть комната отдыха, оснащенная кроватями и постельными принадлежностями, и столовая для приема пищи, где можно разогреть свою еду, выпить чай или кофе. Разрыв между вызовами может быть, как 30 минут-час, так может идти один за другим.

- Как проходит обучение студентов и повышение квалификации медперсонала?
- Мне очень приятно, что наши пути с медицинским колледжем пересеклись. Мы постоянно сотрудничаем, принимая студентов из медколледжа для прохождения у нас госпрактики – обучаем, проводим занятия, как правильно оказывать первую медицинскую помощь, контролируем, и по окончании, составляем резюме, на основании которого студенты получают отличные оценки на экзаменах. Ежегодно делаем запрос в медколледж о направлении к нам фельдшеров, еще в течение 3-х месяцев обучаем, после чего они уже могут приступить к работе в скорой помощи самостоятельно. Надо добавить, что наша работа не из легких и больше подходит для молодых, физически здоровых людей.

Кроме этого, как я уже говорила, в центральной станции есть учебно-тренировочный центр, где работают инструкторы, используется специальное оборудование для моделирования неотложных состояний и оказания помощи с применением специальных манекенов, умеющих стонать, тяжело дышать, синеть и т.п. Это обучение должны пройти абсолютно все сотрудники экстренной скорой помощи, и водители, в том числе.

Также, мы проводим практические занятия в школах города, где учим детей как вызвать скорую помощь, как правильно описать состояние человека, наглядно показываем как оказывать человеку первую медицинскую помощь. Одно из таких занятий было проведено в 6-м классе Черниговской общеобразовательной школы №3.



В заключение нашей беседы, Валерия ответила на вопрос о том, как проводит свой досуг. Оказывается, врач скорой помощи имеет массу увлечений, и не сугубо «девичьих», а по большей части – экстремальных: кольцевые гонки на мотоциклах, эндуро (мотогонки с препятствиями), яхтинг, полеты на воздушном шаре, дайвинг и сноркелинг, стрельба из лука, каякинг и др.





Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Заяц, врач, скорая, медики, реформа

Добавить в: