Нa похоронах руховца Валерия Сараны были вторая и третья жены
Во вторник, 28 августа, в Екатерининской церкви отпевали 71-летнего Валерия Сарану, первого голову Черниговской краевой организации Народного Руху Украины.
Валерий Сарана баллотировался от «Просвіти» по Новозаводскому избирательному округу на выборах в Верховную Раду в 1990 году. Некоторые черниговцы до сих пор помнят лозунг: «Надія у нас одна: Рух, Яхєєва, Сарана!»
О смерти Валерия Юрьевича в воскресенье, 26 августа, в 12.31, сообщил его товарищ, известный журналист 54-летиий Василий Чепурный. Уже через несколько часов уточнил:
«Ще о 9-й ранку я говорив з ним — прочитав вірш Орлова «Поздравление из-за поребрика» і він попросив переслати йому текст електронною поштою, домовлялись йти на першу Пречисту у храм святих Михайла і Федора, бо завжди ходимо в Катерининську церкву, а треба ж й інші наші українські храми відвідувати. А ще він дуже хотів, щоб у кінці вересня я поїхав з ним на батьківщину, на Черкащину — відвідати могилу матері та родичів...
Валерій Сарана помер сьогодні вдень. «Швидка», викликана дружиною, ще робила масаж серця, але вже пролунав для нього голос сурми Божої...
Єдине хочу сказати, про що він кілька разів наголошував, щоб на пам'ятнику написали: «Світ ловив мене, та я виривався»...
— В последнее время о Валерии Юрьевиче, как и о его деятельности, было мало слышно. Почему? —спросила у Василия Чепурного перед отпеванием около Екатерининской церкви.
— Это не так, — не согласился Чепурный. — Буквально 22 августа на круглом столе в облгосадминистрации он сказал о создании общественного комитета по чествованию Левка Лукьяненко на Черниговщине. Он же и возглавил этот комитет.
Буквально месяц назад поднялся на Говерлу с молодыми руховцами. На байдарках, как и в предыдущие годы, сплавлялся. В этот раз — по Сейму и Десне от Батурина. Еще в этом году отдыхал с семьей на Арабатской стрелке. Черный такой приехал.
Так что вел довольно активную жизнь. Хотя сам себя, шутя, называл глубоким пенсионером.
— Что стало причиной смерти?
— Установили, что оторвался тромб. Буквально с месяц, как начал жаловаться, что нога опухла выше косточки. Но особо не болело. Мазал чем-то.
— Часто вспоминал выборы 1990?
— Не особо. Он и тогда прекрасно понимал, что не выберут. Было не то время и не те люди. Хотя я тогда был его доверенной личностью.
И лично установил порядка полутора тысяч случаев фальсификаций. Написал заявление в прокуратуру. Но, конечно, реакции не было никакой. Тогда победил Лысенко. А если бы все было по-честному, у Валерия были шансы.
— Был ли у него куратор от КГБ? — уточнила у Василия Чепурного. — На похорон он пришел?
— Обязательно. За такими людьми всегда следили. Но я его лично не знаю.
— Валерия помню с девяностых годов. Мы были руховцами, однопартийцами, — вспоминает 65-летний Василий Пустовойт, начальник предприятия «Оболонь-Чернигов», товарищ Валерия Сараны.
— Небольшого роста, щупленький. Но такая аура. Он возвышался над остальными. Больших богатств не сколотил.
— Когда видели, слышали его в последний раз?
— Буквально накануне, в тот же день. Он мне позвонил около девяти утра. Тогда на площади была постановка «Немцы в городе». «Валера, приедешь?». Уже началось мероприятие. Буквально выстрел, два.
И тут звонит Василий Чепурный: «Валера умер». У меня и сумка из рук выпала.
Как и многие мужчины, по докторам не ходил. Буквально месяц назад звонил с Говерлы:
«Васильку, я на высоте».
Отец у него был преподавателем в кооперативном техникуме.
У них и квартира в районе Марьиной рощи.
Сына Валеру от первого брака очень любил. Его убили лет десять назад в кафе «Гранат» на
Рокоссовского. Балычева, имя точно не помню, работала в речпорту. Отношения завязались, когда Валера после «нархоза» в Чернигов приехал.
Сыну он помогал. Мы с ним тоже дружили.
Валера его месяца полтора еще поминать ходил на кладбище.
От второго брака, с Лилией Сараной, мы с ней вместе в 12 школе работали (Лилия Ивановна и сейчас преподает зарубежную литературу в школе №12), дочь Аня. У нее юридическое образование. Работает по специальности в Киеве. Замужем. А внуков Валера так и не дождался.
С третьей женой Ольгой Тополь они лет 25 вместе. Она еще его студенткой была. С тех пор завязались отношения. Все время друг другу помогают, поддерживают. Она же младше почти на двадцать лет. Особенно поначалу помогал очень, поддерживал. Теперь уже она профессор, работает в политехе, доктор философских наук. Когда он стал старше, Ольга его поддерживала. Общих детей нет. У Ольги дочка, внуки.
— На пенсии еще работал. Пенсия не позволяла отдыхать?
— Большой она точно не была. Но он такой человек, материальные ценности не считал приоритетом. Себе не нажил ничего. Хотя мог бы сколотить капитал.
— Мы с Ольгой больше были знакомы, — продолжает его жена Наталия Пустовойт. — А с Валерием лет 15 как общаемся более тесно. Тогда в 2000 люди о чем в компаниях говорили: про бизнес, про деньги. А они про историю, искусство. Я буквально заслушивалась. А пел как...
И активный такой был. Думали, до ста лет доживет, как пить дать. Отец же его до 94 лет дожил.
Попрощаться с Валерием Сараной пришли и простые черниговцы, и начальство. От облгосадминистрации — Сергей Сергиенко, заместитель главы облгосадминистрации. От областной рады — 70-летний Валентин Мельничук, заместитель главы областной рады. От Черниговрады — 33-летний Александр Ломако, заместитель мэра.
Были и депутаты Черниговрады 46-летний Олег Шеремет и 50-летняя Светлана Живенко, депутат областной рады Виктор Лазарь, ректор института истории имени Лазаревского Александр Коваленко. Все они по очереди приносили свои соболезнования 52-летней Ольге Тополь и 70-летней Лилии Саране, а так же дочери покойного Анне, которые стояли рядом.
Похоронили Валерия Сарану на «Яцево». На могиле помимо множества венков украинский флаг.
* * *
С 1992 по 1994 Валерий Юрьевич был заместителем губернатора по гуманитарным вопросам. Преподавал в государственном институте экономики и управления (в народе — «регионалка», сейчас заведение вошло в состав «политеха»). Руководил аппаратом партии Народного Руху в Верховной Раде.
Был генеральным директором Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернігів стародавній», до 2012 года — директор Мемориального комплекса «Памяти героев Крут».
* * *
Татьяна Яхеева о выборах в 1990 году: «Демократичним силам протистояла ціла армія від влади: обком, міськком і райком партії, додайте ще КДБ, який за всіма слідкував, міліцію. Уся ця машина працювала ще й із колективами, виборцями. Постійно відбувалося «облічєніє врагов», велися розмови про те, який хороший комунізм, а ось деякі кандидати хочуть розвалить армію, Союз і залити все ріками крові. Аби протистояти цьому, потрібно було мати ідею, впевненість у собі, сміливість і нахабство».
* * *
Из интервью Петра Антоненко с Валерием Сараной, 24 августа 2012 года:
«Для вас та й усіх нас особливо пам’ятні перші демократичні альтернативні вибори до Верховної Ради України, які були весною 1990 року. Ще при СРСР, але вже на фініші імперії.
Дуже складна була виборча кампанія. Обком Компартії (і це мені пізніше розповіли його працівники) за мною закріпив одного з секретарів обкому, якому чітко поставили завдання: не пропустити мене в парламент. Другий кандидат від демократичних сил у Чернігові — Тетяна Яхєєва — була політиком загальнодемократичного напряму. А от я чітко представляв політичну силу Народний Рух України. Розробили цілу схему боротьби зі мною на виборах. Насамперед у Новозаводському окрузі Чернігова, де я балотувався, був висунутий 21 кандидат. З них одразу кілька — головні лікарі обласних лікарень. Вважалося, що вони відтягнуть значну частину голосів на себе. Так і сталося, бо довелося проводити другий тур. Хоч я і виграв у суперника, що зайняв друге місце, майже 12 тисяч голосів, але набрати 50% плюс один голос не вдалося. А саме цього тоді вимагав закон, щоб перемогти. — Цим основним суперником у вас був не абихто, а директор промислового гіганта «Хімволокно».
— Так, Анатолій Лисенко. І ось другий тур. У ньому була вже просто відверта фальсифікація. На жаль, ми не мали можливості все проконтролювати. Мені повідомляли люди з виборчих дільниць, як пачками кидали бюлетені за мого суперника. Пригадую, що на кожну мою зустріч з виборцями спеціально приходив хтось із працівників обкому партії з єдиною метою — поставити якісь провокативні запитання. Постійно зривалися наші агітаційні листівки. І при всьому тому
я програв супернику лише з тисячу голосів. А в обласну раду тоді по деяких округах вибори не відбулися і пройшли повторні. Я вирішив також балотуватися в облраду. Обком компартії не міг придумати нічого іншого, як поставити мені в суперники тут, у Чернігові, батюшку з Троїцького собору. Пішла різна агітація проти мене з боку церковників Московського патріархату, наприклад, називали мене безбожником. Я мусив нагадуватй виборцям, що я людина хрещена, віруюча. Більше того, мій дід був сільським священиком».
Марина Забиян, «Весть» №35 (815) от 30 августа 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.