Государство не обращает внимания на проблемы лечения наркозависимых
Так считает начальник УМВД области генерал-майор милиции Иван Катеринчук, основываясь на печальной статистике по Черниговской области
Побывав на одном из приемов граждан, который еженедельно проходит у начальника УМВД области Ивана Катеринчука, мы услышали историю, которую рассказала мать наркомана. Это был крик о помощи женщины, похоронившей своего сына. Он умер в декабре минувшего года в одном из реабилитационных центров для наркозависимых, расположенных в Черниговской области. По мнению убитой горем матери, ее сына просто доканали в этом центре. И теперь она на протяжении 10-ти месяцев обивает пороги различных инстанций, добиваясь закрытия этого заведения. Женщина опасается, что в этом центре может закончиться жизнь еще не одного молодого человека, «реабилитируемого» от наркозависимости.
На прием к генералу
Каждую среду с 15 до 19 часов в здании УМВД области прием граждан проводит начальник Управления генерал-майор милиции Иван Катеринчук. Как правило, к нему не приходят сообщать о каком-то совершающемся преступлении. В таких случаях на место происшествия выезжает оперативная группа, которая и проводит там свою работу. Обычно на личный прием к генералу приходят люди, которые не видят другой возможности исправления той ситуации, в которую они попали. Кто-то считает, что где-то уголовное дело медленно рассматривается. Кто-то жалуется на то, что затягивают с проведением экспертиз по ДТП. Приходят с жалобами на грубое и хамское поведение сотрудников милиции. Но таких случаев, говорят, становится все меньше. Очень много конфликтов связано с гражданско-правовыми отношениями. Это уже у нас традиция такая – война из-за межи. И вместо того, чтобы решать вопрос в органах местного самоуправления, люди идут в милицию…
В ту среду, когда на прием пришли и мы, под кабинетом начальника его уже ждала пожилая, аккуратно одетая женщина с толстым пакетом документов в руках. На приеме в этот день она была первой…
Косачевская история
По всей видимости, Иван Катеринчук знал, кто эта женщина, потому что, увидев ее, сразу сказал:
- Я так розумію, що мова піде про Косачівку? Зараз усі служби підключилися. Працює підрозділ по боротьбі з економічною злочинністю, працює підрозділ по торгівлі людьми. Працює санепідемстанція, яка написала керівництву Центра припис. Припис не виконано, і на сьогоднішній день ми готуємо матеріали і направляємо їх до прокуратури. І вже вона буде приймати рішення щодо порушення кримінальної справи, або звертатися до суду з вимогою закрити цей об’єкт.
Как выяснилось из дальнейшего разговора, убитая горем женщина уже даже побывала на приеме у министра МВД. И везде она добивается одного – закрытия косачевского «Центра ресоциализации наркозависимой молодежи», в котором умер ее сын.
По словам Галины Савельевны, Руслан был ее единственным сыном. Мать доставала из кипы бумаг дипломы, характеристики и выкладывала их на столе перед генералом. Вот сын окончил музыкальную школу, вот – Аграрную академию. Судя по оценкам, учился хорошо. Характеризовался положительно, отца и мать уважал. Видно, на каком-то этапе родители что-то упустили в воспитании сына, недоглядели. Руслан стал употреблять наркотики. Пять лет родители делали все возможное для спасения единственного ребенка, но безрезультатно. Совершенно случайно доведенная до отчаяния женщина увидела рекламу «Центра ресоциализации» и ухватилась за нее, как за последнюю надежду…
- У грудні мого сина там посадили у погреб, - рассказывает Галина Савельевна. - Він сидів у ньому при температурі 17 градусів морозу 14-16 годин. Коли він помирав, його звідти забрали і принесли в хату, у ту жару, де сиділи 50 чоловік… А потім мертвого, неодягненого та босенького мені привезли…
Женщина убеждена, что ее сына за непокорность бросили в холодный погреб, издевались и не давали есть. По данным судмедэкспертизы, Руслан умер от острой сердечной недостаточности. Кто-то говорит, что его «съел» наркотик, но мать убеждена, что ее сына замордовали. Она предполагает, что такие центры «крышуются» кем-то сверху. По ее словам, только в Черниговской области работает пять таких центров, которые не лечат наркозависимых, а зарабатывают на них деньги.
- Скажіть, будь ласка, а куди батьки дають по 3,5 тис. грн., а 120-150 чоловік у Центрі на три халупки? – спрашивает у генерала Катеринчука женщина. - Тридцять шість «квадратів» одна хатка! Навіть кватирка не відкривається… А ви знаєте, що у вас на території області діє п’ять таких центрів, і в усіх пилорами однакові, як близнючки?..
О качестве содержания людей в косачевском заведении можно судить и по тому, что на 120-150 человек, находящихся там, не было ни одного медработника…
По мнению Галины Савельевны, ее сын – не единственная жертва «лечения». В то же время она отказалась назвать фамилии тех, кто погиб в Центре. Говорит, что не хочет, чтобы родителям погибших, как и ей, звонили с угрозами и слали СМСки. В ходе приема у начальника УМВД было видно, что у женщины цель одна – закрыть Косачевский центр ресоциализации наркозависимых. По ее мнению, родители не должны отправлять туда детей, потому что ничего хорошего их там не ждет.
Может быть, в словах убитой горем женщины есть много преувеличений. В настоящее время правоохранительные органы вплотную занимаются проверкой реабилитационного заведения. Но то, что условия содержания в нем людей не соответствуют никаким требованиям, уже подтвердилось!
- Ми зібрали відповідні матеріали. Санітарно-епідеміологічна станція підтвердила, що там нема нормальних умов для того, щоб там знаходилися люди, - заявил Иван Катеринчук. – Згідно із Законом, ми матеріали підготували, і вони будуть завтра у прокуратурі області.
Проблема остается нерешенной
Скорее всего, в ближайшее время Косачевский центр будет закрыт. Но это ли решение вопроса? Такие центры появляются из-за того, что в Украине количество наркоманов растет с каждым днем, а лечить их негде. Только в Черниговской области зарегистрировано более 5000 наркозависимых. А поставить наркомана на учет не так уж и просто. Он должен добровольно пройти не одну медкомиссию и сдать «кучу» анализов. Так что реальное количество наркоманов больше учетного – в разы.
- Реабілітаційні центри повинні створюватись на державній основі, - считает генерал-майор Катеринчук. - Фактично про генофонд нації повинна турбуватись Держава. Про яку кількість пролікованих ми можемо сьогодні говорити, якщо на усю Чернігівську область сьогодні всього три лікувальних центри?
Лечебные центры действуют лишь в трех городах – Чернигове, Нежине и Прилуках. При этом Черниговский центр рассчитан всего на 60 койко-мест. А в Нежине и Прилуках – лечение вообще амбулаторное.
- Споживачі наркотиків – це хворі люди. Їх неможна вважати кримінальними злочинцями, - убежден начальник областной милиции. - Кримінальні злочинці – це ті, хто збуває наркотики. Сьогодні, враховуючи недостатнє фінансування, держава не звертає уваги на наркозалежних. Свого часу лікувально-трудові профілакторії були закриті. Я вважаю, що це неправильно. Я вважаю, що зараз про це треба думати. І навіть якщо притягувати до відповідальності споживачів наркотиків, то засуджувати їх не до місць позбавлення волі, а засуджувати їх до примусового лікування від наркоманії. Я розумію, що не усі 100% можна вилікувати, але треба намагатися це зробити…
Комментарий:
«Косачевский центр ресоциализации наркозависимых» – единственный в Черниговской области. Будем считать его центром. Это несколько хат, выкупленных в селе и огороженных деревянным забором. Постоянно в нем находится более 100 человек. Люди работают на лесопилке, помогают жителям села в уборке урожая, ремонтируют здания. Это заведение не создает нам каких-либо проблем. За два последних года в селе не было ни одной кражи. Про другие Центры на территории области у меня информации нет».
Начальник УМВД Черниговской области генерал-майор милиции Иван Катеринчук, 21 октября 2009 года.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: проблемы, лечение, наркозависимые, Игорь Грищенко