«Вернут так вернут»

3 января в районе горсада по дороге от центрального фонтана на пляж «Золотой берег» нашлись пропавшие 18 и 30 декабря прошлого года бюсты: Коцюбинского (утащили с могилы писателя на Болдиных горах, вес 150 килограммов) и Пушкина (был на Валу возле архива, вес 100 килограммов). Эту новость моментально растиражировали местные и всеухраинские СМИ. Событие вызвало немалый ажиотаж. Народный депутат из Чернигова 32-летняя Анна Романова даже обещала отдать 30 тысяч гривен (почти две своих зарплаты), а потом и 50 тому, кто отыщет пропажу.



Что думают черниговцы? Какие чувства испытывали от пропажи и находки бюстов?

Вера МЕЛЬНИЧЕНКО, бухгалтер Центрального парка культуры и отдыха:

— О пропаже бюстов узнала из телевизора. Думаю, их и не сбыли именно потому, что поднялся общественный резонанс. Испугались. Мы только с мужем думали: они внутри пустые или хоть цементом набиты? Если не полые, это ж вес какой. Машина должна быть. Просто так голыми руками и впятером не снимешь. И выходит, что никто ничего не слышал и не видел.

— Как думаете, какой памятник украдут следующим?

— Не знаю. Даже не в курсе, какие у нас памятники стоят. Вот сейчас ищут хозяев пушек, что на Валу. Укради пушки, а они, оказывается, ничьи. У нас фонтан центральный в парке. Все пишут письма, на ком он числится. Ответа нет.



50-летний Александр ШЕВЧУК, начальник городского управления культуры:

— Копия нашего памятника Пушкину есть в Молдавии. Других аналогов нет. Поэтому будем делать гипсовую копию, чтобы, если вдруг плохое случится, можно было восстановить памятник. Это, конечно, не Микеланджело, но все же.

— Почему воры так долго тянули со сбытом?

— Продать памятники тяжело. Нужна была пауза.

— Не думаете, что это заказ в частную коллекцию?

— Такие вещи вносятся в реестр поиска Министерства культуры. И все коллекционеры знакомы с этим реестром. Брать себе в коллекцию ворованную вещь... Да и бюст Пушкина не имеет высокой культурной стоимости для коллекционеров.

— Их возле парка спрятали или подкинули?

— Удобно прятать там, где не мое. Парк — это общественное место.

— Нашли случайно?

— Была проведена определенная профилактика. Подключилось СБУ.



70-летний Анатолий ГАРМАШ, пенсионер:

— Поначалу был стыд и срам. Зачем трогать Коцюбинского крали их на металл. Бронза ведь.

— Может, за границу?

— Кому они там нужны?

— Анна Романова обещала тому, кто их найдет, отдать почти две своих зарплаты. А вы бы две пенсии за памятники отдали?

— Если есть подспорье, почему бы и не отдать. Я голым оставаться не хочу, хочу кушать.



70-летняя Любовь ПРИМАК, пенсионерка, живет на Кордовке, неподалеку от того места, где и нашли бюсты:

— Так была расстроена, что передать нельзя.

Это вообще. А когда узнала, что нашли, прям вздохнула с облегчением. Еще бы рассказали, кто это сделал. И наказали.

50-летний Сергей ЛАЕВСКИЙ, директор областного исторического музея имени Василия Тарновского:

— Возможно, это провокация. В том смысле, чтобы показать власти, правоохранительным органам, что нужно следить, охранять. Нужно убирать постаменты, которые стоят без бюстов по всему городу.

— Могли ли бюсты украсть под заказ, в частную коллекцию?

— Люди, помешанные на коллекционировании, будут собирать все, несмотря на его происхождение. И списки Интерпола не станут препятствием. Эти памятники не являются исключением. Почему бы не поставить их у себя в подвале и вечерами с фонариком на них не смотреть?



26-летняя Виталия МИНЧЕНКО, специалист городского центра занятости:


— Это ж сколько силы нужно, чтобы забрать. Наверное, не от хорошей жизни человек или люди его брали. И куда можно его сдать? Кто это примет? Маразм крепчал.

— А они нужны, эти памятники?

— Приезжаешь в любой город и обязательно фотографируешься с памятником. Это как традиция, что ли.

— Готовы, как Анна Романова, отдать две зарплаты нашедшему Пушкина и Коцюбинского?

— Делать что-то для Чернигова — это в том числе и ее работа. У меня же совсем другая цель. Тружусь, чтобы заработать себе на пропитание.



32-летний Игорь МИРОШНИЧЕНКО, инженер ООО «Перспект»:

— Украли так украли.

Вернут так вернут. Вот если бы завозили качественные прививки для моего малыша.

А то дерьмом каким-то пичкают. Так что на памятники пока не обращаю внимание.

Первым делом надо о себе и близких заботиться. А памятники... Когда человек сыт, здоров, тогда думает о культуре.

А нам пока рановато.

«Пока никого не задержали»

Подполковник 46-летний Владимир РЕБЕРГ, начальник Черниговского горотдела полиции:

— Бюсты были в больших белых мешках, в двухстах метрах от дороги в районе Кордовки (район Чернигова). В горсаду четыре фонтана, от них прямая дорожка, дальше — два мостика. От одного из них еще дорожка. На углу — недостроенное здание из белого кирпича. В двухстах метрах от дороги и лежали мешки. До этого они были в другом месте, их туда вывезли потом... У меня самого много «почему». Мы их изъяли, привезли в горотдел, поработали эксперты. Бюсты сейчас хранятся в отапливаемой сухой комнатке.

Владимир Константинович, чего только не говорят по этому поводу в Чернигове! Даже сочиняют, что вы, как начальник уголовного розыска Одессы Давид Гоцман в сериале

«Ликвидация», лично ходили к бандитам. И поставили им ультиматум: вернуть.

— Никуда я не ходил (улыбается). Над раскрытием работали около 300 человек. Но пока заявлять, что мы задержали кого-то, рано. Всему должно быть документальное подтверждение, доказательства.

— Зачем, по-вашему, крали бюсты?

— На металлолом.

— Тогда почему не разбили на мелкие куски и не сдали?

— А смысл? В приемных пунктах положили в пресс, и все.

— Почему так долго не сдавали?

— Сначала нужно попытаться найти человека, который их купит как металл или как произведение искусства. В Интернет его же не выставишь на продажу.

Хорошо, что нашелся

— Хорошо, бюст нашелся, и целый, — радуется 52-летний Игорь КОЦЮБИНСКИЙ, директор Черниговского литературно-мемориального музея-заповедника Михаила Коцюбинского (Игорь Юлиевич — внучатый племянник Коцюбинского). — Правда, в полиции сказали, что не передадут его, пока не будет охраны и освещения. — Игорь Юлиевич, как вы думаете, почему полмесяца не было ни слуху ни духу, и вдруг бюст появился?

— Может совпадение, но как только депутат Верховной Рады Анна Романова объявила вознаграждение в 30, а потом в 50 тысяч гривен тому, кто предоставит достоверную информацию о месте нахождения пропажи, через полтора дня бюст нашелся. Может, еще найдут и исполнителя, и заказчика.

Резонанс помог

57-летний Константин ЯГОДОВСКИЙ, антиквар, историк, председатель общественной организации «Украинского общества охраны памятников истории и культуры»: — Существует закулисная сторона этого дела. Почему не нашли раньше? Да потому, что все закрутилось, когда наступил всеукраинский резонанс. Я не могу точно ничего утверждать, но предполагаю. Кража памятников была не под заказ и не политика, и даже не на металл. Если бы брали на металлолом, давно уже б разбили на куски и сдали. А так их аккуратно снимали, соломку стелили, чтобы не разбить. А все почему? Чтобы продать целиком, а значит, подороже. И делали это не наркоманы и не алкоголики. Те действуют совсем по-другому. Вот пример. 28 декабря на Красной площади в антикварный магазин забежали наркоманы. Схватили бронзовую статуэтку охотника высотой 65 сантиметров, а 30 декабря принесли ее сдавать другому антиквару на рынке «Нива». Так
она и нашлась.

Меня обокрали в ночь с 28 на 29 октября 2016 года, вынесли много исторически ценного. Так до сих пор ничего и не нашли.

Кто остался на Валу?

Найденные бюсты Пушкина и Коцюбинского на место пока не вернули. А какие еще памятники остались в центре? Что не успели украсть?

На Валу рядом с коллегиумом — бюст гетману Ивану Мазепе. Далее, между Борисо-Глебским и Спасо-Преображенским соборами, — бронзовый памятник князю Игорю (был сыном Олега Святославовича, князя Черниговского по прозвищу «Гориславович», внуком князя Ярослава Мудрого).

А еще всем известный Тарас Шевченко, который сидит на лавочке. Высота монумента — 4 метра. Гранитный постамент, на нем — бронзовый поэт с книгой. Размеры внушающие. Украсть его целиком вряд ли удастся, а там... как знать. Еще есть пушки. Воин-флагоносец (пишут, что фигура бетонная на кирпичном постаменте).

Не всех декоммунизировали и на Аллее Героев. Осталось там два бронзовых бюста: Василию Сенько (штурман Дальней авиации СССР, полковник, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза, родился в Семеновке) и Михаилу Кирпоносу (советский военный деятель, генерал-полковник, Герой Советского Союза, родился в Вертиевке Нежинского района). А еще огромный — жертвам Чернобыльской трагедии.

Марина Забиян, Алина Сиренко, Валентина Остерская, «Весть» №2 (782) от 11 января 2018

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: бюсты, пропажа, Забиян, Остерская, Весть

Добавить в: