Живёт в парке

Новогодне-рождественские праздники 40-летний Александр Грищенко провел на своем привычном месте — в деревянной беседке на территории Центрального парка культуры и отдыха в Чернигове. Он живет здесь последние семь месяцев. Спит на скамейке в спальном мешке, питается объедками из мусорок и тем, что ему дадут сочувствующие граждане.



«МЕЧТАЮ ЖИТЬ, КАК ВСЕ ЛЮДИ...»

Черниговец Игорь Чусь в декабре прошлого года попытался изменить горькую судьбу Александра.

— Все мы равны перед Богом, и все можем ошибаться в жизни. Так произошло и с Александром. Впервые я его увидел в парке еще летом. Саша имел опрятный вид, от него не было слышно перегара. Рядом бегала дворняга на поводке... Я мысленно посочувствовал этому человеку, но, как водится, в будничной суете быстро о нем забыл. А 6 декабря мы с друзьями вышли в парк, чтобы отметить мой день рождения. И я снова увидел Сашу: он, съёжившись, сидел в беседке, кутался в куртку. Ведь на улице не лето! Я угостил его чаем из термоса и бутербродами с колбасой. Саша поблагодарил, а у самого аж глаза загорелись. По ним было видно, что бездомный не зачерствел душой, — говорит Игорь. — Так и завязалось наше знакомство. Я подарил Саше туристический коврик и теплую куртку на флисе: Стараюсь общаться с ним деликатно, особо в душу не лезу. Хочу помочь изменить его жизнь.

У Александра — своя история, со значительным количеством пробелов (чувствуется, что он умалчивает некоторые факты):

— Я родился в Чернигове. Был единственным у родителей. Когда мне исполнилось 13, умерла мама. Впоследствии отец привел в дом другую женщину. Мачеха невзлюбила меня. Желая заполучить наше жилье, она споила отца и переписала квартиру на себя. Вскоре отец умер, а меня судьба забросила в одно из сел Прилукского района (я забыл его название). Там подружился с ребятами, жившими по соседству. Ходили друг к другу в гости. Как-то мы собрались у них дома. Они начали варить ширку (самодельный наркотик, получаемый из маковой соломки. — Авт.). В это время нагрянула милиция. Нас забрали в следственный изолятор. Потом был суд. Мне дали три года... Отсидев, я вернулся в Чернигов. Жить было негде, поэтому скитался по чужим углам. Зарабатывал, помогая делать двери и окна, подрабатывал грузчиком на рынке.

Александр дважды был в Черниговском центре социальной адаптации бездомных и беспризорных. Во время первого пребывания в центре он встретил свою любовь — такую же, как и он, обездоленную женщину. Она имела инвалидность, получала пенсию.

Они поженились, но, к сожалению, Сашина любимая вскоре умерла. А он как-то незаметно для себя пустился во все тяжкие. Стал употреблять спиртное и наркотики. Лечился от наркозависимости и алкоголизма тоже в центре.

По словам Александра, он несколько раз пытался наладить жизнь. Последний раз — в начале лета, когда поехал в Киев искать работу:

— Я задремал в электричке, и у меня украли паспорт. Пришлось вернуться в Чернигов ни с чем. С тех пор и плыву по течению. Я сам погубил свою жизнь, но хочу изменить ее.

— Может, стоит снова обратиться за помощью в Центр социальной адаптации бездомных и беспризорных?

— Нет желания. Там можно находиться не более 6 месяцев. А потом что — опять на улицу? Я мечтаю найти жилье, устроиться на работу и жить, как все люди.

НАЧАЛ ВЫПИВАТЬ

Месяц назад Игорь Чусь написал об Александре в Фейсбуке, попросил помочь ему. Откликнулось немало неравнодушных людей. Одни перечисляли деньги на банковскую карту Игоря, другие предлагали одежду, обувь, лекарства.

— За несколько дней мы собрали тысячу гривен. Я предложил Саше поехать в Севериновку Киевской области. Там его готова приютить местная жительница, , которая имеет собственную конюшню. Женщина сейчас едва сводит концы с концами, чтобы прокормить своих лошадей, но имеет доброе сердце — за последние деньги выкупила несколько лошадей, которых собирались отправить на колбасу. Она обещает выделить Саше вагончик с бытовыми удобствами, обеспечить питанием. А ему доверит обязанности конюха, — говорит Игорь. — Александр согласился. Одежда, обувь и другие предметы первой необходимости от неравнодушных черниговцев пока у меня дома, потому что Саше негде их хранить. Они тоже «поедут» в Севериновку... Сейчас мы оформляем паспорт Саше. К сожалению, он в последнее время стал заглядывать в рюмку и потерял телефон. Я ругаю его за это, повторяю, что его судьба — в его же руках.

Ольга Иванченко, «Гарт» №3 (3015) от 14 января 2021

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Грищенко, бездомный, горсад, Иванченко, Гарт

Добавить в: