Захотела и полетела
Яна Чуйко: «Похудеть нужно, чтобы стать стюардессой. А потом можно кушать»
26-летняя черниговка Яна Чуйко полтора года живет в столице и работает бортпроводником, по-простому — стюардессой. Да и самой Яне больше нравится простое название ее профессии. Стать стюардессой Яна стремилась четыре года. И с третьей попытки — стала.
Говорит, знает около десяти бортпроводников из Чернигова.
С брекетами на выпускной
Яна — стройная и красивая.
— На самом деле, похудеть нужно, чтобы стать стюардессой, а потом можно кушать, но в разумных пределах (чтобы в проходе самолета помещаться),- улыбается девушка. — Но я всегда борюсь с лишним весом, для себя. С сегодняшнего дня (разговариваем в понедельник, 23 января) исключила сахар и мой любимый шоколад. Но вес — не самое сложное.
Яна закончила школу №35 на Масанах, потом Черниговский технологический университет, по образованию —товаровед. В Чернигове работала продавцом-консультантом в магазине «Oodji».
— Еще на четвертом курсе университета я поняла, что выбрала «не свою» профессию, — рассказывает Яна, Страдала, грустила. Искала вдохновение, как найти себя. Посмотрела видеоролик, по-моему, Тины Канделаки (российская телеведущая. — Авт.). Тина рассказывала, чтобы найти себя, нужно задать вопрос:
«От чего я получаю истинное удовольствие?» Я подумала и поняла, что счастлива от путешествий, новых мест, движения. И в этот момент в соцсетях увидела, что девочка, на год старше меня, работает стюардессой. В Чернигове кажется, это что-то далекое и нереальное, в отличие от Киева, который для меня — город стюардесс. Я загорелась. Начала искать, что нужно для исполнения мечты. Нашла, что должен быть идеальный прикус, а у меня была немножко проблема с зубами. Поставила перед фактом родителей: мне нужны брекеты (скобы для коррекции зубов). Заканчивала университет с брекетами и шикарной улыбкой. Скобы сняли сразу после выпускного вечера.
Конечно же, должно быть знание английского. На курсы я ходила еще во время учебы. Но больше для мамы, чем для себя, тогда не понимала, зачем мне они нужны.
Как только окончила университет, сразу подала заявку на сайт авиакомпании. Буквально через неделю мне перезвонили и пригласили на собеседование.
А если бы ты была невидиикой?
— Собеседование состоит из нескольких этапов: общее представление, знание английского, психологический этап, разговор с руководством, — перечисляет Яна.
— Желающих много, это своего рода кастинг. Я прошла одна из сотни, в числе пяти.
На первом этапе в аудитории сидит четыре человека, среди них обязательно психолог, менеджер по персоналу, могут быть инструктора-бортпроводники. Смотрят, как ты выглядишь, как разговариваешь.
Второй этап — английский язык. Именно здесь в первый раз я и не прошла. Претендент должен иметь хороший уровень разговорного английского. Там задают вопросы по типу: кем я вижу себя через десять лет или что бы я сделала, если бы была невидимкой. Иногда на подобные вопросы не знаешь, что ответить по-русски, а тут на английском! После того как завалила этап, дополнительно занималась английским с преподавателем.
На психологическом этапе смотрят, как ведет себя человек в сложной ситуации. Много групповых заданий. Учитывая, что стюардесса — это командная работа, анализируют, как ты себя чувствуешь и ведешь в коллективе.
Последнее — встреча с начальством.
Если ты не прошел — можешь пробовать еще еще. В иностранную компанию — раз в полгода, в украинскую — через месяц-два.
Осенью 2013-го я первый раз не прошла. Потом сложная ситуация в Украине, и не было наборов в стюардессы. Я работала в магазине, чувство было, что простаиваю свою жизнь. В 2015 году снова попыталась попасть в бортпроводники. И не прошла. На этот раз — по здоровью. После всех этапов собеседования — серьезная медкомиссия. Переживала за зрение, но подкачала проверка у лора, оказалось, киста в носу. Сделала операцию. И через месяц попала в стюардессы.
Учеба: с девяти до пяти
— Дальше — месяц учебы. Программа очень насыщенная. С девяти утра до пяти вечера занятия, вечером дома все учишь, назавтра — сдаешь. Проходим какую-то тему, безопасность, сервис и прочее, после — тесты, экзамен.
— В этот период может отсеяться человек?
— Да. Если очень импульсивный, не владеет собой. Бортпроводник должен быть мягким, лояльным и гибким.
После — стажерский рейс. Там тоже смотрят на работу в команде. Стажерский рейс может не пройти конфликтный человек. Важная часть работы стюардессы — улыбка. К этому привыкаешь в первый месяц работы. Главное, делать это искренне! Порой сложно, но необходимо! Очень важно контролировать свои эмоции и оставлять проблемы и заботы на земле. Это, кстати, помогает и в обычной жизни.
Когда шла в стюардессы, казалось, что ты такой красивый ходишь по салону. А на самом деле — непростая работа с людьми, которых нужно любить. Самому быть стрессоустойчивым. Раз пассажир потерял сознание и упал в проходе. Я немного растерялась. Хорошо, что ты не один, есть более опытные коллеги, которые помогут.
Физические данные: можно длинные ноги, можно — руки
— Кроме лишнего веса, для бортпроводника важен определенный рост. У каждой авиакомпании свои критерии. В турецкой, например, от 170 сантиметров. В Украине — 168 уже достаточно. Максимум — 178. По стандартам, претендент должен достать до отметки 2 метра 12 сантиметров, до полок, аварийного оборудования в самолете. Даже если у тебя не такие длинные ноги, но длинные руки, чтобы достать, — подходишь.
Мой рост — 172 сантиметра. Меня даже не ставили, чтобы проверить, дотянусь ли до 2,12 метра. И так видно, что достану.
Рейс: каждый раз новый экипаж
— Рейс для нас начинается за полтора часа до вылета самолета, — продолжает стюардесса. — Проходит брифинг, на котором мы знакомимся с коллегами. Рассказывают, куда летим, какая погода и прочее. Старший бортпроводник задает вопросы коллегам.
В большой компании каждый рейс — новый коллектив. Первые месяца три для меня это был стресс, я постоянно с собой боролась. Приходишь на работу и не знаешь, с кем летишь. В графике — только фамилии, которые тебе ни о чем не говорят.
Потом приходим на самолет. Я летаю на «Боинге-737». Там обычно четыре бортпроводника. У каждого есть своя зона ответственности. Проверяем аварийное оборудование, принимаем кухонно-бытовые принадлежности, питание, прессу. После того как самолет покидают все наземные службы, мы делаем проверку салона на наличие посторонних предметов. И ожидаем пассажиров.
Отдых: двойное рабочее время
— Отдыхать успеваете?
— Да. Загруженность зависит от сезона. Летняя и зимняя навигация — достаточно выматывающая. Весной и осенью полегче. Время отдыха — не меньше, чем двойное рабочее. Программа, которая планирует рейсы, это учи-' тывает. Ты не можешь лететь, если не прошло твое время отдыха. Минимальный отдых —12 часов.
Облетала много стран Европы, Азии. Сейчас много чартеров на Египет, горнолыжные курорты. Попутешествовать во время работы не очень удается. Рейсы делятся на разворотные (высадил пассажиров, навел порядок в самолете, и сразу же пришли новые люди) и эстафетные (длятся больше шести часов,: экипаж, который отдыхал, летит обратно, а мы отсыпаемся). Часто отдыхаем ночью, выходить куда-то нет смысла, да и не хочется, поскольку завтра ранний подъем, например, в четыре утра.
Зато у нас ежегодный отпуск около 60 дней, из-за сложности работы (делится на две части), то есть два отпуска в год. И есть сервисные билеты для тебя и членов твоей семьи (билеты с минимальной стоимостью), и ты можешь лететь отдыхать, куда пожелаешь.
Внешний вид: яркий макияж и блеклый маникюр
— Для стюардессы обязательна форменная обувь. Каблук не выше пяти сантиметров, без особых украшений, и даже без лишних швов.
Маникюр пастельных тонов, френч (бежевый или бледно-розовый лак на основу ногтя, кончик — белый лак). Если на губах красная помада — можно цвет лака в тон. За этим строго следят. Если случайно пришел на работу не с тем тоном лака, могут снять с рейса.
Макияж должен быть достаточно ярким из-за особого освещения в самолете. Обязательно — тональный крем или пудра, чтобы лицо не было блеклым, серым. Приветствуются яркие губы. После еды их обязательно нужно подкрасить.
Волосы должны быть собраны в гульку (не хвост и не коса), хорошо залакированные, чтобы не выбивались.
В противном случае — замечания.
Из украшений — небольшие сережки, которые совсем чуть-чуть могут выступать за мочку уха. Не висюльки. Браслеты нельзя. Одно-два кольца.
Парни или девушки?
— Большинство бортпроводников — девушки. Ребят мало. Но они очень нужны. Всегда стараются формировать экипажи так, чтобы был хоть один парень. Ситуации бывают разные: конфликтные пассажиры, перетащить воду или еще что-то.
— За кого выходят замуж стюардессы?
— Часто за пилотов. Реже — за пассажиров.
Претенденты удобно рассажены, по классам, сразу видно, где сидят миллионеры, — шутит Яна. — Главное, чтобы муж был не ревнивый, а то вылеты в 12, три ночи. Он должен понимать супругу и доверять ей.
Работаешь, пока проходишь по здоровью
— Прийти в авиацию можно до 28-30 лет. В 30 нужно очень понравиться, чтобы тебя взяли. До скольки лет можешь работать бортпроводником — нигде не прописано. Пока проходишь по здоровью. Самая серьезная медкомиссия — раз в два года. Раз в год более легкий осмотр, и раз в полгода приходишь к своему летному врачу, он спрашивает, есть ли жалобы.
Среди профессиональных болезней — варикоз, глухота (не полная, ко слышишь хуже). Но есть и очень важный плюс — стюардессы медленнее стареют из-за кислородного голодания в воздухе.
Виктория Товстоног, «Весть» №4 (732) от 26 января 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.