Ольга Бибик: «После 35-часового перелета из Рио у меня просели позвонки*»
26-летняя черниговка, известная спортсменка Ольга Бибик после возвращения из Рио-де-Жанейро, в результате 35-часовой дороги, почувстаовала себя очень плохо.
«Килограммов 20 висело»
— 35 часов — это в сумме и поездка, и перелет, и стыковка между рейсами**, — рассказывает Ольга Бибик. — От Рио-де-Жанейро до Сан-Паулу (крупный город на юго-востоке Бразилии) мы ехали 7 часов. Потом из Сан-Паулу до Амстердама летели 12 часов. Потом сидели 10 часов в Амстердаме. А потом еще летели. Было очень много вещей. Я занимаюсь легкой атлетикой, член украинской сборной. В Бразилии на Олимпиаде мы пробыли почти месяц, надо было и то взять, и то, и сувениры с собой привезти. Получилось, что моя сумка 30 килограммов весила, я ее сдала в багаж. На моих плечах висел рюкзак, еще одна сумка была в руках. Килограммов 20 висело просто на мне. Мало того, что тяжелый перелет, так я еще с этими сумками. После перелета у меня от сидения и тяжелых вещей просели позвонки, шейный отдел ущемился.
Я сначала не поняла, почему плохо себя чувствую. Думала, акклиматизация. Две недели не вставала с кровати: сплю и сплю, сплю и сплю. Встаю — голова кружится, хочется спать. А есть вообще не хочется. Когда нас Владислав Атрошенко, мэр города, встречал, я сижу на встрече — словно во сне, голова кружится.
Врачи сказали, если бы я была постарше, мог бы быть инсульт. Потому что два сосуда на шее пережались. Первый вопрос врача был: «Ты часто спишь?» Говорю: «Я очень много сплю». Сказал — проблемы с сосудами, надо ставить капельницы и идти к костоправу-мануальщику, делать массажи, упражнения, потому что очень плохо может закончиться это все.
Так что я, после Олимпиады, готовилась к соревнованиям в Марселе (Франция) и совмещала тренировки с лечением. Заняла третье место.
— Перелет в Бразилию перенесли легче. Летели из Борисполя?
— Из Борисполя до Амстердама. Из Амстердама сразу на Рио. Были маленькие стыковки. Получилось часов 18 перелета.
— Что в самолете делать 18 часов, практически сутки?
— В самолете, доктор говорит, нужно спать. Принимаем мелатонин, он в аптеке продается, это гормон сна, не снотворное. Самолеты для долгого перелета, в принципе, комфортные, там и для ног есть место. Единственное — сиденья в одном положении.
И если даже наклонить вниз, спина очень сильно затекает.
«Хочу квартиру»
— Украинские легкоатлетки в самолете давали интервью каналу «Россия 24». Возмущались отстранением российских спортсменов от участия в Олимпиаде***.
— Я немножко раньше полетела. Меня в том самолете не было.
— Интервью украинских легкоатлеток много обсуждалось: почему на русском говорили, почему российских спортсменов поддержали.
— Мы очень хорошо дружим с российскими спортсменами, с белорусскими. И с крымскими ребятами, которые за Россию выступали. Даже вместе ездили на соревнования, и только последние два года нас начали селить по разным гостиницам. Хотя все равно мы встречались и на банкетах после соревнований всегда вместе время проводили.
После выхода передачи нас начали прессовать, словно мы поддерживаем агрессию России. Объясняем, что политика это одно, спорт — другое. Все готовятся одинаково. Если захотеть, везде можно что-то раскопать.
— Валерий Куц, чемпион мира, многократный чемпион Европы по тяжелой атлетике, говорил, что сейчас без допинга, без анаболиков большого спорта нет.
— Никогда справедливого большого спорта не было. Изо всех сил стараются что-то новенькое узнать, что-то раздобыть, чтобы стать выносливее. Но и допинг — понятие растяжимое. Если спортсмен высокого класса заболел, аспирин нельзя, потому что он ловится. Когда принимают анаболики, аспирин обладает маскирующим эффектом, разжижает кровь, прикрывает медикаменты. Капли в нос нельзя — тоже ловится как допинг. Фурасемид, мочегонное, нельзя. С приемом препаратов нужно быть настолько аккуратным, настолько знать медицину, что любой спортсмен мог бы стать врачом.
— Где готовились к Олимпиаде в Рио?
— Некоторые наши спортсмены перед Олимпиадой ездили готовиться в ЮАР, в Португалию за деньги спорткомитета. Я отказалась от всех этих сборов, сказала, что хочу готовиться дома. Я родителей редко вижу, и мне так комфортнее, легче.
Попросила, чтобы средства мне перечислили на карточку. Не такие, как на Португалию, не такие, чтобы шиковать, есть икру красную, но достаточные. Снимали трехкомнатную квартиру в Чернигове. Я, тренер из Киева Александр Фадеев и еще одна спортсменка. Тренировались на стадионе в Чернигове. Главное, где бы ты ни тренировался, — работать.
Мне пока 26 лет и я хотела бы попасть на Олимпиаду в Японию в 2020 году, — продолжает. — И, конечно же, хотелось бы приобрести квартиру. (Родители Ольги живут в трехкомнатной квартире, с лоджией, в хрущевке на Защитников Отечества (Одинцова), личного жилья у спортсменки нет. — Авт.). Пока не решены жилищные проблемы, нет смысла бросать спорт. Как только появится свое жилье, буду думать о завершении карьеры. Мечтаю семью завести. Хотелось бы вот сейчас родить и восстановиться на Токио. Спортсменки часто после Олимпиады сразу, на будущий год, рожают и восстанавливаются на следующую Олимпиаду. Но сейчас это не получается, нет жилищных условий. Поэтому буду готовиться к Токио и рожать после Олимпиады в Японии.
* * *
Ольга Бибик — мастер спорта Украины международного класса.
Живет в Киеве и в Чернигове.
В Чернигове — родители спортсменки и брат. Мама, 51-летняя Наталья Николаевна, работает в городском доме культуры. Отец, одногодка матери, Анатолий Петрович, занятна частном предприятии. Брат, 29-летний Николай Анатольевич, работает в СБУ.
Ольга училась в Черниговских 30-й и 7-й школах (30-я — напротив «Нивы», 7-я — в районе Рокоссовского). 10 лет занималась художественной гимнастикой у Тамары Огиенко во Дворце пионеров. В легкую атлетику пришла 15-летней, в 2005 году. Первый тренер — Виктор Филиппов (ныне покойный).
В 16 лет девушка попала в Киевский спортивный интернат.
* * *
— Ваш избранник — Сергей Тагиров.
— Он тоже спортсмен, — рассказывает Ольга Бибик. — 27 лет. Из Каменского (бывшего Днепродзержинска). Мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике, участвовал в Олимпиаде 2012 года в Лондоне.
У него травма была с локтем. Сделали операцию. В принципе, он мог бы спокойно восстановиться. Но он большое вложение сделал в мой спорт, пожертвовал собой. Был со мной на сборах, помогал мне.
— Я была травмирована, думала бросать спорт еще в 2014 году, — вспоминает легкоатлетка. — У меня поясничная грыжа, ущемление седалищного нерва. Я два года вообще не тренировалась. Хромала, не могла нормально ходить. Было очень больно.
Когда встретилась с Сергеем, он вылечил меня. Отправил в хороший санаторий в Хмельник Винницкой области, с радоновыми ваннами (метод лечения с использованием радиоактивных вод, обогащенных элементом радон 222). Помог закачать мышцы спины. В результате они держат позвоночник. Показал комплекс специальных упражнений. Но даже теперь тренируюсь на обезболивающих.
— С Сергеем общаетесь периодически или всегда вместе?
— Постоянно вместе. И сейчас на сборах в Черноморце (Ильичевске) Одесской области он со мной.
— Один день сборов — какой он?
— Встаю в семь утра. Бегу на пляж, окунаюсь. Не купалась только во время шторма. (В Чернигове есть на Брянске (за гостиницей «Брянск» на Десне) баня, люблю даже в проруби купаться). Вытираюсь. Возвращаюсь, моюсь после моря, переодеваюсь. И мы все идем завтракать. Полчаса отдыхаем — и на тренировку.
На завтрак фрукты и чай, часто сухофрукты. Могу кураги съесть с медом, инжира. Кашу не люблю. Когда у нас основная тренировка, мне тяжело, если еда не переваренная в желудке. Тренируюсь 2 часа. Возвращаюсь, иду в душ и еду сразу на обед.
На обеде ем первое, как положено, второе. Отказалась от мяса два года назад, ем только рыбу. Гарнир, салат. Отдыхаю 2 часа. У нас обеденный сон. Встаю, иду на тренировку — снова тренируюсь 2 часа в тренажерном зале или бегаю. Прихожу с тренировки, моемся и идем на ужин. После ужина три часа до сна могу почитать книгу или посмотреть кино.
Когда я перестала есть мясо, заметила, что фигура изменилась в лучшую сторону. Структура мышц стала более сухая, более красивая. Раньше мышцы были водянистые, в ногах словно застой воды был.
Для спортсмена питание это очень важно. Нужно и рыбу красную есть, и икру. Если спортсмен питается чипсами, он никогда не даст высоких результатов. Питание стоит на первом месте среди других условий.
— Секс перед серьезными соревнованиями. Есть и противники, и приверженцы.
— Секс плюс спорт равняется рекорд (смеется). Могу сказать за мальчиков. Им категорически нельзя этим заниматься за неделю до соревнований. Потому что гормон тестостерон — это сила. Благодаря тестостерону мужчины бегают сильнее женщин. Говорят, что женщинам полезно заниматься сексом перед соревнованиями. Не могу сказать, что это прямопрямо уж так помогает. Когда я готовлюсь к Олимпийским играм, у меня настолько расписан день по питанию, сну, что я лишний шаг не сделаю, чтобы не отвлекаться. Секс же, мне кажется, очень расслабляет женский организм. И если ЭТО делать, то не в день старта, а за сутки или за двое.
* Сжались, сместились позвонки. В результате зажимаются нервы, сосуды.
** Стыковка — пересадка, вариант маршрута, когда перелеты в пределах одной маршрутной квитанции.
***Русских отстранили от Олимпиады в Рио, потому что вскрылись отвратительные факты. Бывший глава антидопинговой лаборатории в Москве Григорий Родченков сбежал на Запад. Олег Козырев, писатель, блогер, уточняет: «Вячеслав Синев — один из руководителей российского антидопинга, который внезапно умер 3 февраля 2016 года. А также Никита Камаев, который тоже внезапно умер всего через 11 дней —14 февраля2016года. Ида — эти смерти начались сразу после допингового скандала, и да — Родченков сбежал в США ровно после этих двух смертей». Родченков рассказал, что он разработал коктейль из трех запрещенных веществ, который спортсмены употребляли вместе со спиртными напитками. Также о подменах проб мочи и о том, что это была государственная программа, которую курировало ФСБ. «Люди отмечали победы олимпийских чемпионов (в Сочи. — Авт.), а мы в это время сходили с ума и меняли пробы с мочой. Мы были готовы к этому, у нас был опыт и знания, лаборатория была оснащена всем необходимым. Все работало как швейцарские часы. Представляете, как устроен олимпийский спорт», — цитирует Родченкова The New York Times. Допинг-пробы с мочой заменялись на чистые пробы, взятые ранее. Родченков сам лично занимался заменой анализов. Каждый денб ему отправляли список спортсменов, чьи пробы нужно подменить. В ФСБ за подмену мочи отвечал офицер Евгений Блохин. Доказано: 643 положительные пробы были заменены.
Тамара Кравченко, «Весть» №42 (718) от 20 октября 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.