Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Президент отказал в помиловании черниговскому пожизненнику

Президент отказал в помиловании черниговскому пожизненнику

Наш портал продолжительное время освещал судебный процесс по пересмотру уголовного дела почти 20-летней давности, в котором осужденными по состоянию на 2020-й год значатся 38-летний Александр Николаенко, 38-летний Дмитрий Калий и 40-летний Денис Черкасов.

В ходе повторных судебных заседаний в первой, апелляционной и высшей инстанции, - обоим - Николаенко и Калию (только двое из троих принимали участие в слушаниях) было отказано в пересмотре приговора, согласного которого им была назначена высшая мера наказания, существующая в Украине, - пожизненное заключение за двойное убийство, которое произошло в парке им.Коцюбинского в ноябре 2000 года.

Исчерпав возможности пересмотра в украинских судебных инстанциях оба осужденных готовят обращения в Европейский суд по правам человека. Кроме этого, Александр Николаенко подал прошение о помиловании Президенту, на что 14.02.2020 года получил отказ.



Вот так выглядит отказ Президента в помиловании

К прошению прилагалась характеристика, заверенная начальником черниговского СИЗО Игорем Дроздом от 25.02.2019. В этом документе сказано, что:

Николаенко начал отбывать свой срок лишения свободы 22.11.2000 года. Впервые в черниговский следственный изолятор прибыл 25.11.2000 года, содержался в нем до 04.09.2004 года, когда отбыл для дальнейшего отбывания наказания в Енакиевскую ИК №52 Донецкой области.

За период отбывания наказания содержался также в СИЗО г.Донецк, СИЗО г.Мариуполя, Бахмутской УИН №6, Новгород-Северской УИН №31, откуда повторно прибыл в Черниговский следственный изолятор 15.02.2017 года и содержится по нынешнее время.

Согласно материалов личного дела поощрения не оглашались, взыскания также не применялись. К общественно-полезному труду не привлекался.
К представителям администрации относится адекватно, законные требования выполняет. Спальное место удерживает чистым, исполняет мероприятия по самообслуживанию, нормы санитарной гигиены не нарушает. На мероприятия воспитательного и профилактического характера реагирует адекватно, имеет сформированные стереотипы и взгляды мировосприятия. Спокойный, к лидерству не стремится. При наявных возможностях занимается самообразованием, интересуется событиями в Украине и мире, отслеживает изменения в действующем криминально-исполнительном законодательстве.

В коллективе осужденные и сокамерников поддерживает адекватные взаимоотношения. Способен отстаивать свою собственную точку зрения, позицию аргументирует жизненным опытом и полученными примерами. Сейчас при поддержке близких занимается написанием заявлений, обращений, касательно возможности смены приговора в виде пожизненного лишения свободы. И он и его близкие возлагают на это большие надежды.
Согласно приговора суда вину признал в совершении особо злостного хулиганства в совершении умышленного тяжкого телесного повреждения.






Согласно личного дела из близких родственников имеет мать и отца, социально-полезные отношения не утратил, регулярно получает посылки, передачи, неоднократно пользовался правом на краткосрочные и долгосрочные свидания - указано в характеристике.

Как видим – ситуация с помилованием у Николаенко в очередной раз доказала, что этот институт, как и говорится в решении ЕСПЧ по делу «Петухов против Украины», - является единственной процедурой смягчения пожизненного заключения в Украине, но этот механизм не является совершенным и может повлечь злоупотребления. Простым языком этот – механизм – не работает.

Но не только помилования Президента практически невозможно добиться пожизненнику в Украине. Ставят палки в колеса, и в таких казалось бы, элементарных вопросах, как предоставление документов для подачи жалобы в ЕСПЧ и расследовании уголовных дел, которые повлияли на приговор.

Так, например, 15.01.2020 глава Деснянского райсуда Николай Кузюра прислал Александру Николаенко письмо, в котором сообщил, что оказывается, для получения копий документов, что есть в его деле необходимо платить деньги. И не то, чтобы родственники Николаенко не могли сами сделать копии, ЕСПЧ требует для пакета документов копии именно с отметкой суда. А по украинскому законодательству осужденным предоставляются все эти копии – бесплатно.





Николай Кузюра при этом предложил оплатить за 63 необходимые страницы по 6.31 грн. за каждую (всего 397.53 грн.) и приложил платежные реквизиты суда.

Не менее «увлекательно» происходят события касательно дела № 750/10706/18. В рамках данного производства Александр Николаенко вместе со своими адвокатом Андреем Яковлевым пытается добиться хоть каких-то действий со стороны следователя горотдела Владимира Пышенко. Именно к Пышенко попало в разработку заявление от нашего журналиста и адвокатов осужденных еще летом 2017-го, в котором мы указывали, что в ходе интервью эксперт Владимир Ювчик, сообщил, что не мог делать экспертизу по трупам Богдана Васеки и Федора Малого, так как на следующий день после исследования тел на месте происшествия у него был отсыпной, а также данные об экспертизе не внесены в его личный дневник (такие дневники ведут многие судмедэксперты во избежание неприятных ситуаций - прим.авт.).





Мы просили исследовать идентичность подписи эксперта, а также произвести другие следственные действия, буквально за руку привели Пышенко для обыска в ЧОБ СМЭ, где выяснилось, что пропали 39 экспертиз в том числе по делу Николаенко, но воз и ныне там. Владимир Пышенко не находит времени зайти в Деснянский суд, когда его туда вызывает судья Людмила Самусь по делу Николаенко, хотя бывает там так часто, что даже успел жениться на секретаре судебных заседаний судьи Лины Карапуты Марине Карацюбе.

Наш корреспондент побывал на одном из таких заседаний 23 января этого года и узнал от адвоката Яковлева, что оно уже эндцатое по счету и длится в среднем 1.5 минуты. Данное заседание следователь Пышенко вновь проигнорировал и это лишний раз доказывает, насколько парализованы и безучастны украинские судебно-правоохранительные органы. Дело заведено, следователь получает зарплату, судья назначает очередное заседание, конвой получает деньги и тратит государственный бензин за очередной подвоз осужденного в суд, тратятся время и средства на государственного защитника из наших налогов, и все вроде бы как при деле, да только результатов этой бурной деятельности не видно и спустя 3 года…



Сам Александр Николаенко резюмирует все это следующим образом:
В Украине до сих пор царят порядки и традиции НКВД, если ты попал под каток системы, то здесь все виновны, невиновных нет. И если реально кто не виновен или мера наказания, тяжесть обвинения превышена, то отрицание этого в такой системе приводит не к справедливой проверке фактов и доказательств, а к закапыванию человека заживо и заметанию следов.

И подтверждением тому является критически малый процент оправдательных решений судов, он таков, что можно говорить об их полном отсутствии, в сравнении с цивилизованными системами мира.
Получается в Украине создали почти совершенную следственную систему, где нет места ошибке или халатности, раз все приговоры обвинительные? Кто в это поверит?

В Европе между тем существует гуманная и справедливая система, где все построено на реабилитации, дается шанс тому, кто хочет им воспользоваться. А здесь и через два десятка лет несправедливо осужденного будут закапывать ещё больше, чем виновного.

Наши пенитенциарии это тема отдельной беседы. Из уст их руководства все чаще и чаще звучат заявления о том, что они гуманизируются, повышают свое правовое сознание и образование, награждаются грамотами за какие-то мифические достижения, и т.д. А очередной министр юстиции будет подчеркивает, что пожизненно заключенные традиционно пребывают в нормальных условиях, забывая добавить, что в большинстве колоний и тюрем, ремонт камер осужденные к пж делают за свои деньги, вытянутые из родных и близких, а качество пищи на кухне резко повышается только к приездам министров.


Так, например, к приезду  38-летнего министра юстиции Украины Дениса Малюськи в Новгород-Северскую УИН №32 в феврале этого года даже новые бачки с крышками, в которых баланду возят, баландерам выдали. На один обед. И только они уехали, вернули старые, которые ещё со времён царя гороха…, - говорит Николаенко.

Наверное, не стоит добавлять и то, что Малюсько со свитой даже не соизволил подняться на третий этаж, где содержатся пожизненно заключенные.

Насчет того, что Президент отказал в помиловании – нет, мне не обидно. У меня в нескольких решениях суда, сказано, что я могу использовать свой шанс и обратиться за помилованием. Вот я по их совету – обратился и получил очередное доказательство, для ЕСПЧ в том числе, что этот механизм в Украине мертв, он не работает и то, что черниговские судьи упоминают о нем в своих решениях – это обман людей, которым эти решения адресованы.

К сожалению, общество такому порядку вещей потворствует своим равнодушием по принципу моя хата с краю. Одно сплошное равнодушие. А ведь любой человек хочет и должен иметь право на второй шанс, - подытоживает пожизненно заключенный.

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: пожизненник, Николаенко, Яковлев, Самусь, Кузюра, Пышенко

Добавить в: