Черниговская Епархия

Черниговская Епархия First Previous Next Last

СИНОДИК МИХАЙЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ (С. КОТОВ)
И. М. СЫТЫЙ (Чернигов)
     Важным источником по изучению истории Черниговщины являются синодики. В них мы находим сведения не только па церковной истории, но и касающиеся самых разнообразных, сторон человеческой жизни. Ярким доказательством этого является знаменитый Любечский синодик, который позволил реконструировать родословную Черниговских князей. В коллекций рукописей Черниговского исторического музея хранится несколько синодиков. Самый ранний из них - синодик Батуринского монастыря (с 1663 г.).
     Одним из ранних является также синодик Михайловской-церкви с. Котова (ныне Козелецкого р-на). Он состоит из 32; листов. Переплет и начало, а также последние листы не сохранились. Написан коричневыми и темно-коричневыми чернилами. Начальные буквы слов и заглавия написаны киноварью. Страницы разлинеены на отдельные рамки, куда внесены представители того или иного рода. Самая ранняя датированная запись 08.05.1704 г., самая поздняя - 1739 г. Записи сделаны печатными буквами и скорописью. Учитывая упомянутые даты и характер палеографии, можно допустить, что этот документ начал составляться или в конце XVII в. или в самом начал XVIII в.
     Синодик начинается с фамилии Луговских Ивана Федора и Константина Янченков. В записях также упоминаются жители повета Звягельского, ПархимоваКотова, КозельцаКиева, Остра, Шуляков, Моровска, Максима, Гуты, Олбина. Среди ни Иоанн Турчанский, "значный капитан полку господина Ушакова", Николай Голод, атаман Козелецкий, Марфа "законниця начальная монастыря паненского Козелецкого", паны Константин, Яков, Сергей Солонины, Петр Борсук, сотник Козелецкий Федор Княжолуцкий, бурмистр Козелецкий Федор Третяк, сотник Моровский Трофим Подтереба, обозный Киевского полка.
     На лл. 16-18 помещены копии писем за 1717 г. о назначении в местечко Ирклеев в Святоникольскую церковь "презви-тера" Ивана Шматковского.
     На лл. 19-22 помещена копия указа Петра I об учреждении бергколлегии и развитии горнопромышленного дела от 10.12.1719 г. (отпечатан в Петербурге 02.01.1720 г.).
     На лл. 20 об-21 помещены копия декрета Киевского консисторского митрополитского суда от 18.05.1715 г. по поводу жалобы жителей с. Олбин на поборы попа Гавриила Синицкого.
     На лл. 22 помещена копия "вечистой тестимонии" от 01.06.1712 г. между жителями села Бобруйки и попом Семионом Семионовичем на его службу в Рождественской церкви.
     На лл. 23, 25-30 помещен реестр иерея Иоанна Шматковского"презвитера веси Котова" о сборе денег и прочего на новостроенную Михайловскую церковь и придела св. великомуч. Варвары от 01.02.1705 г. Среди жертвователей упоминаются: Ефрем Шацкий, игумен полтавскийИлья Жиласудья лолка Киевского, отец Гедеон, городничий Моровский, Ульяна, жена полковника Миргородского Даниила Апостола жена Дмитрия Горленкополковника ПрилуцкогоЕвстафий Красникбурмистр ОстрицкийСемеон Плоскийнаместник протопопии Острицкой, Павел Полуботокполковник Черниговский, Демьян и Агафья Мокриевичи, Семен Наливайко зорич МоровскийПетр Борсукполковник наказной КиевскийСтефан Журовский, войт Козелецкий, Варлаам Страховский игумен Выдубицкий, Тимофей"машталяр ясновельможного", Михаил Хенценскийстароста Евминский и др. В реестре содержится интересный материал по денежному обращению на Остерщине. Упоминаются золотой, полтретя золотогополшоста золотого, таляр, таляр битый, копашаг, шостак чех гривна грош, шеляг. Не менее интересны и меры веса - ведерко кварта (1242 г. воды), перепуст (36 л), кадка (4-6 ведер 48-72 л) горелки, папуш тютюна (приблиз. 200 г.), бочка дегтя, "соли тысячи две", голова рыбы, камень сала (15-23 кг)"гвоздя тисячей 4 кожухованного"возок железаосьмачок жита (пр. 256-283 кг), мерочка пшеницы (восьмая часть осьмачка), четверик муки (прибл. 16,44 кг)осьмак меры козелецкой"три осьмачки меры басанской", "полусмак".
     На 24 л. помещена копия грамоты Варлаама Ясинского, митрополита Киевского от 17.01.17(05) г. Иоанну Шматковскому, пресвитеру Михайловской церкви на восстановление обветшавшей церкви и строительство придела св. Вел. Варвары на хорах.
     На л. 30 об помещен договор на строительство храма Св. Арх. Михаила с приделом на хорах Св. Вел. Варвары в с. Котов от 8. 05. 1704 г. мастерами Леонтием Корсуном, Василием Гончаренко, Филиппом Федоровичем, "котовцы и пархимовцы" за 90 таляров "таким штатом, матиця квадровая, олтарь завияный, предел тож квадровый, трое дверей, и кож-им дверам повынен бути бабынец, споры вгору, ведлуг пропорций, хори, а на хорах абы был предел Стой Великомученицы Варвары... а повинна онея ж церковь тоеюж рукою быти кожухованна неоткладне тимыж майстерами".
     На л. 31 помещена копия записки Михаила Хенценского "...августа К стало поеднаня ведлуг боковых бабинцов абы поровняти ведлуг олтаря, а крижовою вчинити... при котором могорич далисмо й грошей золотых тринадцят".
     На л. 31 об помещены записи о венчании за 1724 г.
     На л. 32 помещен реестр Ивана Шматковского о расходах на строительство храма. Первая запись от б июня 1704 г., а последние за июнь 1706 г. Последние документы дают нам уникальный материал о стоимости деревянной церкви на Черниговщине, в начале XVIII в., называют фамилии мастеров, что само по себе ценно, ибо для большинства церквей не сохранились имена их строителей. Здесь мы можем представить и саму церковь настолько полно расписаны ее архитектурные детали, что ценно для реконструкции деревянного зодчества на Черниговщине. К 1704 г. Михайловская церковь обветшала. Следовательно, можно допустить, что она была построена где то в середине XVII века, а значит и село Котов эту же дату может считать своим днем рождения. Сведенияпомещенные в этом синодике, позволяют уточнить даты первого упоминания Я не только Котова но и Олбина Пархимова. Например в "Истории городов и сел УССР" (К. 1972) читаем: "Олбин відомий з 1746 р.", по Пархимову вообще не приводится подобных сведений. Правда, в справочнике "Чернігівщина" (К-, 1990)-читаем: "відомий з кінця 18 ст.". Но уже тот факт, что в синодике упомянуто по несколько поколений жителей Пархимова, Олбина позволяет сказать, что эти села существовали уже в-XVII в.
     Таким образом, синодик Михайловской церкви с. Котов является ценным источником по истории деревянного зодчества, денежного обращения, мер и весов на Остерщине, а также позволяет уточнить время возникновения целого ряда сел.