Черниговская Епархия

Черниговская Епархия First Previous Next Last

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАЗАРЯ БАРАНОВИЧА
А. К. АДРУГ (Чернигов)
     Лазарь Баранович - известный украинский политический, культурный и религиозный деятель, писатель, последовательный сторонник единения украинского и русского народа. В церковных делах он отстаивал независимость украинского духовенства и добился того что черниговская епархия подчинялась только Константинопольскому патриарху. Без участия Л. Барановича на Украине не обходилось ни одно важное событие.
     Родился Л. Баранович около 1620 г. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии, а также в Виленской и Калишской академиях. Возвратившись на родину, работал преподавателем в начальных классах Киево-Могилянской коллегии, затем профессором философии и богословия, а в 1650 г. стал ректором этого учебного заведения. В 1657 г. Л. Баранович становится епископом черниговским и Новгород-северским, с 1667 г.- архиепископом. Умер в Чернигове в 1693 году. Похоронен в Борисоглебском соборе.
     В воззрениях и деятельности Л. Барановича проявились черты раннего Просвещения, которые были свойственны и украинской культуре того времени. Одной из главных таких черт была религиозная толерантность, явившаяся важным достижением общественно-политической и научной мысли.
     Как и другие деятели культуры того времени, Л. Баранович считал, что общественный прогресс неотделим от развития образования. Уже упоминалось, что он много сделал для развития Киево-Могилянской коллегии, будучи ее профессором и ректором. Находясь в Новгороде-Северском, Л. Баранович открывает там школу, которая впоследствии была переведена в Чернигов. В 1700 г. на ее основе открыт Черниговский Коллегиум.
     Большую роль в развитии культуры Украины XVII-XVIII веков сыграли типографии, вокруг которых группировались писатели, художники, ученые. В 1674 г. благодаря стараниям Л. Барановича в Новгороде-Северском начала действовать типография, в которой за пять лет вышло 21 издание. Печатались, главным образом, литературные произведения, в том числе и самого Л. Барановича. Было издано также 3000 учебников для начальных школ. В 1679 г. типография переводится в Чернигов. Первый период ее черниговской деятельности (1679-1721 гг.) стал очень плодотворным. Здесь впервые у восточных славян гравюра на меди стала постоянным элементом украшения книг. Наибольшую известность Л. Баранович приобрел как писатель. Он был одним из виднейших создателей нового типа украинской проповеди, которая во второй половине XVII в. являлась ведущим жанром ораторской прозы. Его произведения собраны в сборниках "Меч духовный" и "Трубы словес проповедных". Писал Л. Баранович и полемические произведения. В 1671 г. в Киеве напечатан сборник стихов "Лютня аполлонова". Написаны они по правилам школьной поэтики - это одиннадцатислоговые стихи объемом от двух строк до нескольких страниц. Были и фигуральные стихи с обозначением креста - в этом сказались традиции барокко. Поэтическое наследие Л. Барановича составляют более чем 1500 стихов, в которых автор использовал и народные поговорки.
     В Чернигове организовуется кружок писателей и поэтов, произведения которых печатались в черниговской типографии. В него входили известные украинские поэты и писатели И. Галятовский, Д. Туптало, С. Яворский. Творчество И. Величковского составляет значительную часть украинского литературного барокко. Печатались произведения и менее известных авторов - А. Бучинского-Яскольда, Л. Крщоновича, И. Орновского, которые писали на философские темы, оставили образцы эпической и патриотической поэзии. Получилось так, что значительная часть поэтических произведений, которые были напечатаны на Украине в XVII-XVIII вв., вышли в свет именно в Чернигове. Черниговский кружок поэтов создал своеобразную культуру украинского литературного барокко.
     Л. Баранович был большим любителем и знатоком хорового пения. Будучи ректором Киево-Могилянской коллегии, он в 50-е годы XVII в. организовал там хоровую школу, в работе которой активно участвовали и студенты. Л. Баранович сам был хорошим музыкантом, сочинял канты и духовные песни. В одном из нотных сборников выявлена созданная Л. Барановичем "Херувимская песнь". В Новгороде-Северском создал свой хор из восьми человек, которым руководил композитор и регент С. Пекалицкий. О высоком профессионализме певцов говорит и тот факт, что многие из них приглашались к царскому двору в Москве.
     Во второй половине XVII ст. очень актуальным было обращение к культурному наследию Киевской Руси. Это проявилось и в восстановлении древнерусских зданий. В Новгороде-Северском Л. Баранович восстанавливает главное здание древнего Спасского монастыря Спасский собор начала ХНІ в. в формах украинского барокко. Там же построили двухэтажное здание школы, Петропавловскую церковь с корпусом келий и каменные оборонительные стены с надвратной башней. В Чернигове при участии Л. Барановича восстанавливаются древнерусские здания - Спасский собор XI ст. и Борисоглебский собор XII ст., строятся новые здания Троицкого монастыря - трапезная с Введенской церковью, келий. Л. Баранович приглашает из Вильнюса архитектора И. Б. Зауэра для возведения главного здания - комплекса - величественного Троицкого собора.
     Таким образом, в культурной деятельности Л. Барановича проявились особенности развития украинской культуры второй половины XVII века.