Черниговская Епархия

Черниговская Епархия First Previous Next Last

НАХОДКИ КУЛЬТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ДРЕВНЕРУССКИХ СЕЛИЩАХ ЧЕРНИГОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Е. М. ВЕРЕМЕЙЧИК (Чернигов)
     В отечественной историографии сложилось мнение о более замедленных темпах христианизации сельского населения по сравнению с городским в Древней Руси. При почти полном отсутствии сведений по данной проблеме в письменных источниках, необходимую информацию могли бы дать археологические материалы, а именно картографирование находок культовых предметов (как христианских, так и языческих) на древнерусских селищах. Широкие археологические исследования древнерусских селищ, развернувшиеся в последние два десятилетия на Черниговщине (Е. Веремейчик, В. Коваленко, А. МоцяЮ. Сытый, А. Шекун и Др.), позволяют провести картографирование таких находок на обширной территории, являвшейся ядром собственно Черниговской земли (междуречье Десны, Днепра и Замглая, Черниговское Задесенье и Сновская тысяча).
     К кругу предметов, которые традиционно связывают с пережитками языческих культов, относятся находки каменных топоров, тесел и стрел, называемых "Перуновыми". (Отметим, что во избежание ошибок в работе учтены только предметы, происходящие из комплексов X-XIII вв., или из подъемного материала на однослойных древнерусских селищах). К ним относятся обломки двух каменных топоров (поселения Лесковое, с. Малый Листвен и Криница, с. Н. Белоус) и 2 наконечника кремневых стрел (поселения Ров-2, с. Шестовица и Козарки, с. Петруши). Особо отметим миниатюрное глиняное подражание каменному топору (длина 5,5 см, диаметр 2 см, отверстие 0,7 см), найденное на селище Сибереж-3, свидетельствующее о его несомненно культовом назначении.
     Предметы христианского культа представлены крестами-энколпионами, крестиками-тельниками, иконками и деталями церковной утвари.
     Наиболее интересный энколпион происходит с селища Ланок у с. Хмельница (длина 8,5 см, ширина б см). Крест бронзовый, литой, рисунок нанесен резцом. На одной его стороне - изображение распятого Иисуса Христа с предстоящими и греческой надписью под перекладиной креста, на оборотной - Богоматери "Знамение" с евангелистами в круглых медальонах. Другой бронзовый крест найден на поселении Лесковое (длина 4,5 см, ширина 2,5 см). На его створках резцом нанесены контуры изображений распятого Христа и Богоматери (на обороте), которые в древности были инкрустированны серебром (инкрустация частично утрачена). С поселения Сибереж происходит фрагмент створки литого серебряного энколпиона с изображением евангелиста (вероятнее всего, Матфея) в круглом медальоне. Еще 2 небольших литых бронзовых энколпиона (по одной створке) найдены на селище Автуничи (4,2X1,5 см и 4,IX Х2,6 см). На обоих - изображения креста (в первом случае - с инкрустацией серебром, которая утрачена, во втором - гравированным).
     Гораздо более многочисленны находки крестов-тельников. 3 из них (1,9X2,4X1.5-1,9 см) сделаны из мрамора (селища Шумлай, Очеретяная Гора, Лесковое), с небольшим отверстием Для подвешивания, и, по общепринятому мнению, относятся к импорту из Крыма. Три других (селища Лесковое, Клонов, Шумлай), изготовленные из шифера, по-видимому, являются местным подражанием первым как по форме, так и по размерам. Исключением является, пожалуй, последний из них, явно выточенный на токарном станке. Особо отметим также керамический крестик с двусторонней синей поливой, происходящий с поселения Лесковое.
     Наконец, есть также серия крестов-тельников, изготовленных из бронзы (2 целых и фрагмент на поселении Автуничи, 2 - на селище Лесковое). Несмотря на значительное разнообразие их форм, все они, по-видимому, являются местной продукцией и датируются XI-XIII вв.
     Значительный интерес представляет небольшая (4,2X3,6 см) резная шиферная иконка (к сожалению, верхняя часть отбита) с погрудным изображением св. Николая (поселение Пойма у с. Шестовица). В левой' руке он держит Евангелие, а правая сложена в благопожелательном жесте. Справа у головы читается первая часть колончатой надписи: "НИ-КО...".
     Относительно широко представлены находки фрагментов бронзовой церковной утвари. Среди них: детали хоросов (селища Ров-2 у с. Шестовицы, Лесковое, Овраменков Круг у с. Березанка) и кацея (поселение Овраменков Круг).
     Наконец, к предметам "двойного пользования" относятся так называемых яйца-писанки (Сибереж и Автуничи) и бронзовый змеевик, случайно найденный у х. Ганнина пустынь по Борзной еще в прошлом веке и являющийся точной репликой широко известной золотой "гривны Владимира Мономаха".
     Учитывая значительную ценность упомянутых предметов христианского культа, а также тот факт что большая част тельников изготавливалась по мнению специалистов, из недолговечных материалов (дерево, кожа и т. д.), следует признать, что представления о слабом распространении христианства древнерусском селе являются заметно преувеличенными.