Поговорим о туризме. Пост третий – HoReCa #2
Re
Поговорим про пожрать. Тема во всех отношениях приятная. Во-первых, пожрать любим, во-вторых, как никогда здесь мы все сплошные специалисты.
Специфика этого бизнеса такова, что власть на количество и уровень заведений в городе повлиять почти (почему почти остановлюсь ниже) никак не может, да и не нужно это. Ну не открывать же в самом деле за бюджетные деньги коммунальный ресторан?
Что происходит в этой сфере? По мему скромному мнению за последние года три-четыре Чернигов сделал серьезный большой шаг вперед в этом напрвлении. И в сравнении с другими областными центрами-трехсоттысячниками мы выглядим достаточно неплохо. Открылось много совершенно разных заведений. Если раньше на премиум-сегмент претендовала пожалуй только «Мамма Миа», то сейчас таких заведений можно насчитать до десятка. «Велюров», «Сенатор», «Сомелье», «Стейк-хауз» и другие заведения несомненно подняли планку общепита на более высокий уровень.
Отдельных слов заслуживает паб «Вареникс», который вряд ли может похвастать изысканной кухней, но благодаря особенной атмосфере и культурному наполнению безусловно стал едва ли не культовым местом.
Появился милый «Абажур» и тусовочная «Шарлотка». Примечательно еще и то, что многие заведения открываются в непосредственной близости к туристическому трафику в проемжутке между валом и «Украиной».
В этой связи слегка коснусь такой темы, как создание черниговской променада – отрезка улицы или квартала, напичканого кафе, сувенирными лавками и прочими интересностями. Попросту говоря, места с наибольшим туристическим трафиком. Я убежден, что единственно возможным местом, которое в состоянии претендовать на это, может стать отрезок проспекта Мира между валом и площадью. Здесь идеальные для этого условия. И уже есть 4 (а скоро будет пятое) заведения. Думаю, что все-таки медленно, но уверенно новые кафе и рестораны вытеснят остатки малопонятных магазинов и прочих заведений на этом отрезке, и мы в итоге получим все-таки полноценную променада. Здесь кстати и тротуар широкий, что способствует к нормальному размещению летних площадок.
Что еще? В город вошла японская гастрокультура. Также теперь почти во всех нормальных заведениях есть бесплатный WiFi. Первым это сделал по-моему “Велюров”, и уже как бы считается плохим тоном, если в заведении нет беспроводного интернета.
Вообще вот эта тема повышения стандартов и погоня за лидером очень важна. И поэтому я плавно прехожу к такому тезису – городу очень необходимы качественные сетевые рестораны. Они могут привнести новые технологии, новые стандарты и за ними будут подтягиваться все стальные. У нас есть конечно «Челентано», «Патейта хауз», «Гуси», «Чикен хат»... Но это все рестораны самообслуживания, не тот уровень. Они конечно тоже нужны, но не стали и не станут двигателями отрасли.
Что может заставить сетевиков прийти к нам в город? Две вещи.
Во-первых, их надо позвать. Инициативу в этом вопросе должно брать на себя соответствующее управление горсовета и зам городского головы. Несколько грамотно организованных презентаций города для «Козырной карты», «Мировой карты» и прочих компаний, несколько организованных под эгидой городской власти встреч между черниговскими риэлторами и ресторанными сетями – смогут, уверен, повлиять на этот процесс.
Второе, что необходимо, это внятный план развития туризма в городе и его реальное выполнение. Это и реставраяция культурных памятников, и создание туристических магнитов, и все тот же событийный календарь, и навигация, и многое-многое другое. То есть мало позвать, надо еще и убедить что туристы сюда поедут, что их интвестиция будет иметь смысл. И наипать тут этих прожженных капиталистов будет сложно. Нужно реально много заниматься этим вопросом. Есть конечно и путь эволюционный, когда сами операторы ресторанного бизнеса заметят увеличившийся трафик туристов в Чернигов и смекнут, что пора бы залезть и сюда. Но путь этот небыстрый... По крайней мере судя по тому, как к нам туристы едут сейчас.
Здесь еще один важный момент есть. О нем я уже говорил в посте об отелях. Всеукраинские операторы туристической индустрии (и отели, и рестораны и прочие) одним только своим присутствием способствуют привлечению туристов. У всех этих сетей давно существуют дисконтные клубы, копоратиыне системы общения с клиентом, то есть они вертят вокруг себя очень большую аудиторию. И для всей этой (поверьте большой) аудитории появляется сигнал – в Че открылся новый рестик сети. Ага, значит цивилизация дошла и туда – можно ехать. Туповато конечно звучит, но работает, сам присутствовал при таких разговорах.
Теперь немного отвлечемся от черниговского общепита и подумаем собственно о туристе, которые приехал сюда потратить бабло. Что ему надо такого, чего у нас нет? Прежде всего местного гастрономического колорита. Та же упомянутая в первом посте львовская «Криївка» яркий тому пример. У нас нет ни одного заведения, которое может стать одной из визиток города. В наших заведениях практически нет ничего полесского, черниговского, сиверянского. Я говорю сейчас и об кухне, и об антураже, и о смысловом наполнении. Эта ниша пока пуста. Кто ее займет – будет красавцем. Потому что просто хорошей еврпейской кухни в той же столице – кушай-нехочу, в избытке. Поэтому людям интересно очутиться в таком месте и с такими блюдами, которых у них нет.
Еще туристам нужен хороший и стабильный сервис. Потому что у нас как? Вложили пару сотен тысяч в ресторан, в типа навороченный интерьер и т. д. А нанять за пару тысяч специалиста, который сможет нормально поставить и проконтролировать работу персонала – на это денег нету, вернее понимания, что это нужно, часто нету. Я конечно говорю не о всех. Конечно. Но тенденция такая есть. Отсюда и возникает термин «чернигауский сервис».Тут еще работать и работать.
Также туристам в летний период крайне необходимы нормально оборудованные летние площадки. И в принципе многик рестики уже серьезно эту проблему решают: и тот же "Сенатор", и "Велюров", "Сомелье", "Нирвана". Но нужно больше. Чтобы возможность выпить в летний зной холодного пивка или мохито на свежем воздухе была повсеместно. Нужно, чтобы летние площадки нормальных цивилизованных ресторанов вытеснили эти убогие палатки. Ну хотя бы из центральной части. И здесь гор. власть может помочь: во-первых поставить шлагбаум для палаточников, во-вторых не педалировать разрешительные документы на летние площадки.
Еще наверное, туристам нужно англоязычное меню и хотя бы один официант или администратор в заведении, который владеет изи инглишь. Пока это почти диковинка, а должно быть нормой.
Отдельная тема – наши ночные клубы. Но это отдельная тема...