о совести нации
краткое, но необходимое предупреждение. спорить не о чем. есть лакуны в знаниях, куда оперативная действительность, сиречь медиареальность, наливает в основном помои. избавляться от них сложно, да и не мое дело, как вы с этим справитесь. со своей стороны я могу предложить информацию о различных актуальных аспектах социума. начнем, конечно же, с раскрытия темы роли интеллигенции в нашей жизни. нацисты могут дергаться по поводу приложимости истории россии к отдельной ее части, ныне ведущей бесприютное существование в виде незавалявшейся. но возможности оставлять комментарии я не дам. хватит собачиться, учитесь читать. текст об ордене русской интеллигенции скомпилирован из текстов виктора аксючица, ивана солоневича, николая бердяева и других достойных авторов.
другие (бесы, более возвышенные в мыслях),
сидели поодаль на уединенной горе.
громко между собой беседуя
о промысле, о предвидении, о воле, о судьбе.
они определяли, что есть судьба, свобода воли, предвидение,
и не могли наговориться, путаясь в сетях своих умственных
построений.
много они тогда наговорились о добре и зле,
о счастии, и конечном бедствии, о страсти
и об апатии, о славе, о позоре.
все это было суемудрие и любомудрие ложное"!
мильтон. "потерянный рай". (перевод прозой).
слово «интеллигенция» употребляется в различных смыслах: и как умные люди (этимологически - способные к пониманию), и как люди с совестью, и как просто хорошие люди; отсюда понятие «интеллигентный человек» может означать не только «выделяющийся положительными интеллектуальными и нравственными качествами», но еще и хорошо воспитанный. качества, которые воспитываются бескорыстным занятием умственным трудом, создают облик интеллигентного человека и признак интеллигентности.
интеллигенция – это интеллектуально ведущий слой народа, что и выражено в определении в.и. даля: «интеллигенция - разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».
получается, что интеллигенция является носителем интеллекта и частию совести нации.
этот носитель может быть органичным, здоровым, а может быть пораженным какими-либо болезнями, но он все равно остается интеллигенцией.
эти обыденные представления отражают необходимые, но недостаточные свойства интеллигенции как общественного сословия.
понятие “интеллигенция” определяется: 1) через социальный статус, 2) через признак культурно-творческий, 3) через идеологическое единство.
интеллигенция как социальная группа – это все образованные слои общества, люди умственного туда. в этом широком смысле в интеллигенцию входят хозяйственные, технические, научные, культурные кадры, бюрократия, аристократия, духовные сословия.
в образованных слоях общества по культурному творческому признаку выделяется сословие собственно интеллигентских, творческих либо свободных профессий: литераторы, художники, музыканты, артисты, адвокаты, ученые, врачи, инженеры... образованное общество за вычетом аристократии, бюрократии, технократии, духовных сословий и есть интеллигенция как таковая.
и в европейских странах существует культурные сословия, которые подпадают под определения интеллигенции в первом и втором смысле.
и в европе они тоже отчуждены от простонародья. но только в россии со времен петра i между культурно ведущим слоем и народом разверзлась пропасть, которая разделила культуру на две различные, а затем во многом и противоположные части: одна культура создавалась для переделки другой по чуждым образцам.
в европе между интеллектуальными слоями и народными массами существовало расслоение по социальному статусу и степени образованности, окультуренности.
в россии же, помимо этого, образованные слои были оторваны он народа и культурно - являлись носителями инородной культуры, и религиозно - относились враждебно к народной вере - православию, и национально воспитывались на других языках и во многом имели антинациональные установки.
таким образом, уже дворянская интеллигенция представляла собой нечто совершенно иное, чем интеллектуальные слои запада.
но негативные генетические качества интеллигенции в россии резко усугубляются со времени формирования социального слоя на совершенно новых началах - на основе идеологических принципов.
такой интеллигенции не было нигде в мире - это специфически русское явление.
«интеллигенция представляет собою как бы воюющий орден, который не имел никакого письменного устава, но знал всех своих членов, рассеянных по лицу пространной земли нашей, и который все-таки стоял по какому-то соглашению, никем, в сущности, не возбужденному, поперек всего течения современной ему жизни, мешая ей вполне разгуляться, ненавидимый одними и страстно любимый другими» (п.в. анненков).
«сознание интеллигенции ощущает себя почти как некий орден, хотя и не знающий внешних форм, но имеющий свой неписанный кодекс - чести, нравственности, - свое призвание, свои обеты» (г.п. федотов)
«интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями, и даже со своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно было узнать интеллигента и отличить его от других социальных групп. интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов» (н.а. бердяев).
так из образованных сословий россии складывается неформальный “орден” единомышленников, мировоззрение которых подчинено идеологическому “символу веры”: атеизму, материализму, социализму.
идеологическое единство образует радикальную, или революционную, интеллигенцию, поскольку идеология и есть то, что призывает к радикальному революционному переустройству мира.
идеологизированное сознание - это ущербное, ограниченное сознание, подверженное мании - болезненной сосредоточенности на частных идеях.
“русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей” (г.п. федотов).
маниакальная идея интеллигентского сообщества - европеизация россии, переделка огромного материка и тысячелетней цивилизации по диктующим фикциям «русского запада» - и была идеей тотальной беспочвенности.
это выражало и одно из первых в россии употреблений термина «интеллигенция» - статья и.с. аксакова в газете «день» в 1861 году имела название «отчужденность интеллигенции от народной стихии».
консолидация на идеологической основе – это вырождение интеллектуального слоя. радикальная интеллигенция теряет многие положительные черты культурного сословия и приобретает отрицательные. этот динамичный слой становится негативным “ферментом” образованного общества – закваской, направляющей, регулирующей и многократно ускоряющей процессы духовной деградации.
орден русской интеллигенции - очаг духовной болезни, из которого духовная зараза распространяется по всему национальному организму. орден “послушников” – бескорыстных служителей “идее” – являлся центром атеистической религиозности. радикальное ядро задает тон, формирует мнение и вкус, устанавливает общеинтеллигентские идеалы и нормы.
культурное общество россии с середины xix века старательно равнялось на радикальный авангард. герои–революционеры в глазах общественного мнения были как бы апостолами новой интеллигентской веры. орден русской интеллигенции начал складываться с приливом волны разночинцев. но затем отбор происходил по идеологическому признаку, и потому в ряды революционной интеллигенции попадают представители всех сословий.
каждое поколение интеллигенции мыслило себя “по-новому”; отрекаясь от отцов, новые люди открывали собой новую эпоху, которая оказывалась очередной ступенью духовного падения.
«столетие самосознания русской интеллигенции является ее непрерывным саморазрушением... за идеалистами - «реалисты», за «реалистами» - «критически мыслящие личности» - «народники» тож, за народниками - марксисты - это лишь один основной ряд братоубийственных могил» (г.п. федотов).
так русское дворянство и интеллигенция фаланга за фалангой воспитывали в россии кадры небытийной идеологии.
логическим итогом деятельности образованных сословий на протяжении полутора столетий была катастрофа 1917 года.
те качества, которые присущи революционному ядру, являются нормой для интеллигенции в целом. если ее ряды не соответствуют заданному радикалами идеалу, то они равняются на него, насколько это позволяют остатки связей с традиционным жизненным укладом.
интеллигентское мировоззрение коренится в ряде родовых душевных комплексов, которые порождены ложным экзистенциальным состоянием и которые наиболее выражены среди радикалов.
формация интеллигенции выделялась и объединялась, прежде всего, общей духовной болезнью - комплексами искусственности происхождения и неорганичности существования, - которые были унаследованы от дворянства и усиливались в каждом поколении. отсюда не всегда осознаваемое чувство социального греха и комплекс вины и покаяния. экзальтированное и ложно ориентированное чувство социальной ответственности в реальности оборачивалось исторической безответственностью.
затем следует комплекс “прогрессивности”: слепое стремление ко всему передовому и служение прогрессу. русская интеллигенция разделяла европейские предрассудки безрелигиозного гуманизма: веру в естественное совершенство человека, что было следствием своего рода культурной “беспризорности” интеллигенции. отсюда – агрессивное отторжение всего русского, склонность к интернационализму, болезненное тяготение ко всему европейскому, западному.
таким образом, доминантой – господствующей идеей и основным признаком интеллигентской позиции - была экзистенциальная беспочвенность: беспочвенность происхождения, положения и собственного выбора.
стремление интеллигенции к так называемой справедливой жизни выражало отторжение от национальной судьбы, от реальной истории, от необходимости совершить в ней органичные действия.
утопия лучшей жизни вытесняла обязанности перед жизнью реальной, иллюзия грядущего избавляла от мучительного чувства “первородного греха”. выразители самосознания интеллигенции не хотели понять причины и следствия “грехопадения”, исторической вины сословия, без чего невозможно подлинное искупление и свободный выбор судьбы.
следствием экзистенциальной беспочвенности был нигилизм интеллигенции - «жизнь в расколе с окружающей действительностью» (с.л. франк).
раскольничья мораль диктует идейную нетерпимость и фанатизм. нигилистический морализм делал русского интеллигента «воинствующим монахом нигилистической религии земного благополучия» (с.л. франк).
конечно же, идеалы земного благополучия по природе вещей не могут быть религиозными, то есть абсолютными и вселенскими, поэтому интеллигентский псевдорелигиозный пафос был обращен на реализацию социальной утопии.
духовное отщепенство от народа, борьба с властью и обществом формировали подпольную психологию. беспочвенность существования воспитывала неуравновешенный и раздвоенный психологический тип. неорганичные жизненные идеалы ограничивают сознание, которое склонно к мономании – вере в болезненно навязчивые идеи. при нравственной неустойчивости человек скатывается к экстремизму, без духовного стержня – склонен к идейной одержимости и фанатизму. “символ веры” интеллигенции включает крайние идеологические доктрины, которые фокусируются в марксизме.
мировоззрение интеллигенции представляет собой идеологический отлет от действительности, утопическую мечтательность, социальный самогипноз, преобладание догматизма и демагогии.
«интеллигенцию не интересует вопрос, истинна или ложна, например, теория знания маха, ее интересует лишь то, благоприятна или нет эта теория идее социализма, послужит ли она благу и интересам пролетариата; ее интересует не то, возможна ли метафизика и существуют ли метафизические истины, а то лишь, не повредит ли метафизика интересам народа, не отвлечет ли он от борьбы с самодержавием и от служения пролетариату. интеллигенция готова принять на веру всякую философию под тем условием, чтобы она санкционировала ее социальные идеалы, и без критики отвергнет всякую, самую глубокую и истинную философию, если она будет заподозрена в неблагоприятном или просто критическом отношении к этим традиционным настроениям и идеалам... любовь к уравнительной справедливости, общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине» (н.а. бердяев).
так называемые традиционные настроения и идеалы, то есть набор догм, исключающих здравое восприятие реальности и плодотворную ориентацию в жизни, - это признаки прогрессирующей идеологизации сознания. понятно, что в ложном мировоззрении, в котором отсутствуют критерии истины, не может быть и подлинных представлений о справедливости, общественном добре и народном благе, которые являются лишь рационализированными идеологемами.
вместе с тем, однобокий рационализм сочетается с эмоциональными, аффективными реакциями. без органичного жизнеощущения мышление интеллигенции несамостоятельно и ограниченно, а воля – непрактична и неумела.
революционная интеллигенция не способна целенаправленно трудиться, хотя всегда декларировала необходимость созидательной деятельности.
духовно-нравственная инфантильность интеллигенции сказывается в категоричности и ригоризме, социальном потребительстве, исторической безответственности, а также проявляется в культе молодости, студенчества, где неведомы обязанности, но требуются неотъемлемые права. понижение общего духовного уровня диктует ненависть к культуре, антиметафизичность.
ощущение мистического единства и гордыня идеологически посвященных воспитывают высокомерное и надменное отношение к непосвященному мещанству и обывателям.
это выражается в типично интеллигентской позе, претензии, ханжестве, максимализме, чувстве своей непогрешимости, пренебрежении к инакомыслящим.
все несогласные обвиняются в нарушении ценностей и преступлении моральных законов.
по отношению к политическим оппонентам снимаются все моральные ограничения: не наш – значит, аморален, считается вне закона и заслуживает отношения как с не-человеком.
орден интеллигенции превратился в замкнутую и агрессивную общность, стремящуюся подчинить все вокруг собственной догме и сеющую гражданскую распрю.
ноябрь 2010