ДЕЖАВЮ с 1839 г.
Алексей Хомяков
Киев
Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром,
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.
Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!
Сладко песни раздалися,
В небе тих вечерний звон:
"Вы откуда собралися,
Богомольцы, на поклон?"
- "Я оттуда, где струится
Тихий Дон - краса степей".
- "Я оттуда, где клубится
Беспредельный Енисей!"
- "Край мой - теплый брег Евксина!"
- "Край мой - брег тех дальних стран,
Где одна сплошная льдина
Оковала океан".
- "Дик и страшен верх Алтая,
Вечен блеск его снегов,
Там страна моя родная!"
- "Мне отчизна - старый Псков".
- "Я от Ладоги холодной".
- "Я синих волн Невы".
- "Я от Камы многоводной".
- "Я от матушки Москвы".
Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.
Знаем мы, в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнце вечного восток.
И теперь из стран далеких,
Из неведомых степей,
От полночных рек глубоких -
Полк молящихся детей -
Мы вокруг своей святыни
Все с любовью собраны...
Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?
Горе, горе! их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.
Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведет чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.
Пробудися, Киев, снова!
Падших чад своих зови!
Сладок глас отца родного,
Зов моленья и любви.
И отторженные дети,
Лишь услышат твой призыв,
Разорвав коварства сети,
Знамя чуждое забыв,
Снова, как во время оно,
Успокоиться придут
На твое святое лоно,
В твой родительский приют.
И вокруг знамен отчизны
Потекут они толпой,
К жизни духа, к духу жизни,
Возрожденные тобой!
помоему эти строки писали став на ступень следующую после "национальной идеи" - "цивилизационная идея", это было еще в 1839 г.
цивилизационная идея проста - мирное сожительство без конфликтов на почве родовой / этниеской (совокупности родов) / национальной (совокупности этносов) / религиозной / рассовой разницы - любого вида диффренциации.
Может ли быть так, что бы была пропущена ступень объективная, без которой не было бы духовной эволюции народа ? - думаю нет.
Строки писались в рамках коцепции СВЯТОЙ РУСИ, что неразрывно связано было на тот момент с Православием, но нынешнее время даёт новую грань - Творец и Вседержитель один, а религий масса.
Так вот, самый большой парадокс в том, что в отличии от Америки, в которой только последние лет 80 начали появляться структуры разных религий помимо христианства и его ответвлений, на терриотрии руси сожительствовали христианство, ислам, буддизм, язычество.
то же и с людьми - все равны, но кто-то кричит про "нациянальність!", что гипотетически должно создавать как минимум неровность на ровном месте, но увы, представители разных национальностей различны этикой поведения, что и определяет отношение - либо как к человеку, либо как к человекообразному.