Chernobyl forever
26 апреля, в день 30-ти летия аварии на ЧАЭС, на канале ICTV состоялась премьера 4-серийного документального телепроекта «Чернобыль. Всё только начинается?», о съемках которого я рассказывал в декабре прошлого года в постах «Закулисье 112 канала: невыдуманные истории» (часть 1, часть 2).
Выражу свой респект команде, реализовавшей этот телевизионный проект (автор проекта Людмила Островенко, продюсеры Николай Корчага и Юрий Будяк, режиссер Борис Плаксий, оператор Екатерина Майстренко, исполнительный продюсер Виталий Мазурук и другие). Зрителям, далеким от знания нюансов телевизионно-журналистской работы, пожалуй, трудно представить выполненный ребятами объем «черновой» работы, итогом которой стал сериал суммарной продолжительностью 190 минут.
Реализация проекта заняла около пяти лет и речь идет о встречах с десятками свидетелей и экспертов, терабайтах информации и сотнях часов снятого видео. Достаточно сказать, что съемка эпизода с моим участием, который на экране длился буквально секунды – у команды проекта заняла целый съемочный день. Так что можете себе представить плотность «выжимки» финишного материала из рабочих «черновиков».
Кому-то из обывателей может показаться, что создатели фильма чересчур уж сгустили краски, тогда как лично я, как профессионал, трудовой путь которого связан с 4-м блоком ЧАЭС с этапа его строительства и до настоящего времени, рад, что журналисты проявили гражданское мужество говорить вслух о проблеме, про которую власть и представители «ядерного лобби» молчат, «как рыба об лед».
На момент проведения съемок просто еще не были известны итоги исследования, проведенного после моего письменного обращения в ГИЯРУ (Госинспекцию ядерного регулирования Украины – прим. авт.) после обрушения кровли машзала 12 февраля 2013 года (о котором шла речь в фильме). Суть моего обращения к национальному регулятору сводилась к тому, что выводы госкомиссии по расследованию причин данной аварии об отсутствии каких-либо угроз здоровью персонала -- сделаны голословно, поскольку никто не проводил исследования внутреннего облучения персонала ОУ альфа-радиоактивными изотопами.
Отдам должное представителям ГИЯРУ, которые не «отфутболили» это письменное обращение, а выдали руководству ЧАЭС предписание провести такое исследование. Поясню, что проверить организм человека на предмет возможного попадания альфа-нуклидов можно только в специализированных научно-исследовательских учреждениях, которых в Украине – раз-два и обчелся.
Обследование контрольной группы персонала ОУ в НИИ РЗ АТН Украины (научно-исследовательском институте радиационной защиты Академии технологических наук) показало, что во внутренних органах персонала объекта «Укрытие» обнаружено присутствие плутония-239, в количествах, так сказать, «несколько превышающих ожидания». Достаточных для того, чтобы опровергнуть тезис должностных лиц о том, что истерика какого-то оператора по поводу потенциальных угроз Чернобыля – обусловлена его больными фантазиями, не имеющих каких-либо практических подтверждений.
Период полураспада плутония-239, если кому-то это интересно, составляет 24 тысячи лет. Вот сами и прикиньте – для скольких поколений украинцев Чернобыль (точнее сказать, содержимое разрушенного 4-го реактора ЧАЭС) будет представлять опасность?
Уверен, что 99% процентов соотечественников собственных корней дальше имен прадедушек и прабабушек и не знает. Поэтому большинство современников просто не в состоянии осознать глубины фразы «на алтарь Чернобыля «авансом» положены жизни тысячи поколений».
***
Вывод прост, как угол дома: Чернобыль – это не просто «надолго». Связка «Украина» и «черная быль апрельской катастрофы 1986 года» – это навсегда!