Когда ЭТО закончится? И будет ли после ЭТОГО государство? Мысли вслух.
Намедни общался с одним известным большинству читателей политологом. Наш долгий разговор в одной из столичных кафешек, кроме всего прочего, был посвящен сегодняшней ситуации в стране и перспектив выходов со сложившегося колапса государственной машины.
Оказалось, что мы вдвоем уверены, что сегодня у власти очень мало шансов хоть как-то смягчить последствия кризиса. Мало шансов закрыть "дырку" в госбюджете оценивают 90-100 млрд, еще меньше шансов минимизировать даже самые "болючие" последствия кризиса, вообще нет шансов заложить первые камни для развития экономики после кризиса... Почему я так считаю? Коротко свои мысли изложил ниже.
В то же время, наши мнения разошлись в плане ответа на вопрос - когда страна начнет выходить с экономического и политического кризисов.
На мое убеждение есть три варианта выхода со сложившийся ситуации. Вдвоем мы отбросили первый вариант, как утопический. Полным абсурдом на сегодня является желание проводить "круглый стол" с участием Президента, премьер-министра и первых государственных лиц, с целью честно поговорить о том, в каком положении на самом деле находится страна. В таком бы случае они могли бы сказать - "да, выборы главы государства почти через год. Но мы не имеем права ждать и как вчера работать на взаимоуничтожение, уничтожая при этом государство. Если так будет продолжатся пост президента ничего не будет значить. Мы временно объединим усилия, чтоб смягчить давление кризисных процессов на украинскую экономику и не допустить ее краха". Это был бы прекрасный вариант. Но он уже не реальный. Не сядут. Не договорятся. Будут продолжать борьбу на уничтожение и разрушать при этом страну.
Вопрос только заключается в том, выживет в результате такого правления страна? Доживет ли ее экономика до президентских выборов? Протянет ли еще целый год в условиях кризиса? Есть версия, что нет. Может кто-то и думает, что "пронесет", мол, и не такое переживали... Я не верю. Еще осенью мог бы поверить, но масштабный и затяжной мировой кризис плюс внутренние политические негативные процессы сегодня шансов не оставляют.
Судите сами.
Практически, сегодня в стране нет ни одного центра влияния способного бороться с кризисом. Таких центров может быть три: Президент, правительство и Верховная Рада. Но даже, если предположить, что кто-то из них реально хочет что-то делать полезное, он не смог бы.
Президент не имеет достаточных рычагов влияния на экономику - они в руках правительства. Президент не имеет опоры в Парламенте - если он насчитается 30-40 своих партнеров в рядах депутатов, это будет для него большой успех. В то же время, Виктор Ющенко сегодня все свои ресурсы направляет на борьбу с Кабмином и лично Юлиией Тимошенко. То есть, занимается своеобразный саботаж. В условиях войня за такое расстреливают.
Кабинет Министров, как и Президент не имеет уверенной опоры в Парламенте. Чтобы провести кадровые или законодательные изменения ему нужно 226 голосов, которых на самом деле сегодня нет. Нужно подключать или коммунистов или часть НУНС, которая не вошла в коалиция (группа Кириленка). За это, естественно, нужно рассчитываться или деньгами, или должностями, или преференциями. То есть, торговать.
Сегодняшнее правительство выглядит очень непрофессиональным органом, в котором нет сильной команды. То есть, кадровый состав Кабмина не способен вывести экономику с кризиса. Юлия Владимировна на протяжении долгого времени обещает "обновленный" состав правительства. Более активно этот голос стал звучать после отставки Виктора Пинзеныка. Но на протяжении долгого времени кадровые пропозиции не вносятся. "Вот, завтра", слышим мы каждый день. Но "завтра" не наступает уже несколько месяцев. Почему? Опять же - нет голосов и нет кандидатов. Ну кто в этих условиях пойдет работать в Кабмин? Я уверен, что настоящих профессионалов нужно долго уговаривать пойти на такой шаг. Настоящих "камикадзе" сегодня найти тяжело. Поэтому, сегодня в Кабмин пойдут или "карьеристы", которым нужна строчка в резюме, или "заработчане", которым нужно сесть на потоки и заработать в условиях кризиса. Или верные люди Юлии Владимировны (второго Пинзеныка ей не нужно). Или "авантюристы", которые неадекватно оценивают собственные возможности. Все варианты неприемлемые. По-народному - "шило на мыло".
Давайте посмотрим на схему формирования Кабмина. В коалицию входит три фракции, каждая из которых вносит своих кандидатов, а остальные ОБЯЗАНЫ их поддержать и не имеют при этом права "вето". То есть, это будут люди делегированы в Кабмин партиями или стоящими за ними олигархами. О каком профессионализме и команде может идти речь? Поэтому, к сожалению, сегодняшний Кабинет Министров имеет мало возможностей навести порядок.
Но даже, если случится чудо и в правительстве появятся гениальные идеи, которые спасут Украину, у них все-равно почти ноль шансов быть реализованными. Почему? Потому что, опять же, нет стабильных 226 голосов, которые поддержат законодательные инициативы правительства. Нужно долго торговаться, вести переговоры, что-то кому-то обещать... Но даже, если получится - есть диверсант Виктор Ющенко с правом вето или правом остановить любое постановление Кабмина. Более того, есть губернаторы, готовы по любому велению Виктора Ивановича Балоги на местах саботировать шаги Кабинета Министров.
Голос клерков Президента, главы его секретариата, заместителей, советников... комментирует все проходящее в стране. Я внимательно слежу за первыми шагами нового президента США Барака Обамы и еще не разу не видел ни одного упоминание о его Администрации, ее главе, советниках Обамы. И не услышу еще 5 лет. Ведь их задание - советовать Президенту и организовывать его работу. Не более! Во всем цивилизованном мире тяжело представить, как важные для страны события комментирует не глава государства (в крайнем случае - его пресс-секретарь), а какой-нибудь советник или заместитель главы Администрации. У нас же это на каждом шагу.
В особых случаях Президент имеет право собрать РНБО, на котором гинеколог Раиса Богатырева популярно расскажет стране, насколько неправильна экономическая политика Правительства. В особо экстренных случаях Степан Гаврыш проведет брифинг и расскажет, что Тимошенко - обманщица и воровка, а министр иностранных дел "сверхсрочно" обяжет всех послов донести эту информацию к высшему руководству своих государств.
Замкнутый круг. Два человека, которые занимают самые важные посты в Украине работают на самоуничтожение. Уничтожая при этом все вокруг. Неужели пост Президента несуществующей страны им настолько важен?
Посмотрите, насколько смешно выглядят все их действия.
Юлия Владимировна на каждом шагу рассказывает, что все не так уж плохо, что правительство работает, борется с кризисом, что бюджет пересматривать нет причин - он выполняется на 102%, что если бы не Президент - было бы вообще все в шоколаде, а так - кругом одни враги, лишь одна она - вся в белом. Но большинство шагов правительства - пустой популизм, как и слов Юлии Тимошенко. Я думаю, что для Юлии Тимошенко, которая прекрасно отдает себе отчет в том, каким сложным будет этот год, она прекрасно отдает себе отчет в слабости своей команды. И по всей видимости, для себя сформулировала задачу короткой дистанции. Даже сумма кредита, о которой она говорила в России, – это половина дефицита бюджета на половину политического года. Это политический кредит. Решить социальные проблемы... А задачи понятны – это активное участие в политическом процессе и переигрывание президента.
Виктор Андреевич, наоборот, рисует все в очень темных тонах. На каждом шагу требует пересмотра бюджета и антикризисного плана и критикует за его отсутствие правительство. Но почему он сам не внесет этот самый антикризисный план, как и проект измининений в бюджет? Ведь в его секретариате достаточное количество клерков, которые могут разработать эти документы? Просто задачи сегодня перед ними стоят другие - уничтожать Тимошенко. Вы скажете, согласно бюджетному кодексу вносить проект бюджета - исключительная прерогатива Кабмина? Да. Но ведь это не остановило Ющенко внести свой проект бюджета в прошлом году. Почему же тогда не сделать это и сейчас? Конечно, намного легче быть в стороне и требовать таких шагов от правительства. Напомню, что согласно с Конституцией Виктор Ющенко имеет право законодательной инициативы - его проекты Законов неотложно рассматриваются Парламентом.
На заседание РНБО Ющенко назвал соглашение с Россией "пактом Молотова-Рибентропа". В таком случае, то что сегодня происходит в стране напоминает "коктейль Молотова". То есть он сейчас просто взрывает государственную машину и остатки более-менее какой-то все-таки реализуемой государственной политики.
Очень важно понимать, что Украина не только бездарно подошла к самой острой фазе кризиса, к рецессии, а сейчас экономисты говорят о том, что мы можем всем миром войти еще и в депрессивное состояние. Развитые экономики с трудом, но переварят это положение, а для развивающихся стран это может быть ударом, от которого некоторые страны просто могут исчезнуть. В этой связи я бы сделал предположение, что у Украины, например, есть не просто угроза дефолта корпоративного, ну, не дай Бог, и суверенного, а Украина дефолтирует.
А что же в это время делает наша "оппозиция"? Формально, в Парламенте две фракции считают себя таковыми - Партия регионов и комунисты. Со вторыми ситуация проста - они играют с Тимошенко, время от времени зарабатывая для себя деньги, должности и экономические преференции. Хотя, фон у них оппозиционный - требуют отставки, критикуют, деньги собирают Ющенку на билет... Но суть все же такова. Т об этом говорят многие коммунисты - фракция "продалась" Тимошенко.
С Партией регионов ситуация намного сложнее. Ее разрушают серьезные внутренние конфликты - борьба групп Фирташа и Ахметова. На каждом шагу они глаголят о необходимости "отствавить" всех - практически, на этом их опозиционность заканчивается. Регионы сами понимают, что никого отсавить они не смогут. И не хотят. Зачем? Лучше через год с оппозиционной площадки взять власть, которая сама идет к ним.
На самом деле, оппозицией регионы сегодня лишь называются. Во всем мире партия, которая не во власти но претендует на нее предлагает АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ планы выхода из кризиса, или того лучше - объединяется с властью для борьбы з негативными явлениями. У нас нет не первого, не второго. Есть только пустые слова о необходимости смены власти. Спрашивается, зачем? Вы что-то предложите лучше? С удовольствием готов послушать.
Пока Партия регионов находится "вне игры". Если она не сможет в нее вернуться с грамотной стратегией, то продолжатся разрушительные процессы в этой, когда-то монолитной партии. На выборы она выйдет ослабленной и красиво проиграет. Именно этого добивается Тимошенко, для которой Ющенко - враг, а Янукович - главный конкурент.
Обратите внимание - в начале года Виктор Федорович куда-то пропал. А украинская политика настолько динамична, насыщена разнообразными конфликтами, проблемами, постоянно меняющимися темами, что в ней нужно постоянно присутствовать. Нельзя себе позволять роскошь выбывать из процесса на недельку или на две для каких-то других целей и задач. Неделю назад Янукович "вернулся". Посмотрим, насколько эффективным будет это возвращение и сможет ли оно вернуть в серьезную игру его политическую силу.
Именно таким образом, если коротко и тезово, сегодня выглядит украинская политическая система, в которой нет центров влияния и политических сил, способных предлагать пути выхода с кризиса и быстро их воплощать в жизни. Нет не путей и предложений, не возможностей и кадров, способных это реализовать.
А вот дальше, во время разговора наши взгляды разделились. Условно, меня он назвал оптимистом, а я его - пессимистом.
Если предположить, что в условиях системного "ничегонеделанья" во время кризиса страна все же доживет до президентских выборов и переживет их дальше, на мою точку зрения, наступит короткий период стабильности.
Во-первых, в стране будет Президент, который будет пользоваться народно поддержкой и будет в состояние что-то предлагать, а не будет работать на уничтожение. В идеале у него будет опора и в правительстве и в парламенте. Если даже не опора - то хотя бы взаимопонимание и возможность диалога. По крайней мере, к главе государства будут прислушиваться и пытаться вести диалог.
Этого сегодня нет. Если система хоть как-то заработает и будет действовать хотя бы год - минимальные, срочные изминения все-же можно будет провести. Хотелось бы так же думать и о системных изменениях государственного устройства, которая сегодня показала полную неефективность.
Когда пройдут выборы, кто бы не стал Президентом, градус политической борьбы значительно понизится. До следующих выборов - 5 лет. Начинать работу с самоуничтожения неразумно - можно окончательно убить все. Кто бы не стал Президентом - он или она не сможет себе этого позволить.
Собеседник сказал, что я переоцениваю наших политиков, что политическая борьба будет продолжатся, что они и дальше будут "убивать" друг-друга, что нужно будет рассчитываться с "догами", кормить новых олигархов, перераспределять финансовые потоки, искать врагов и так далее.
Нужно ждать, что поменяются правила игры, изменится уровень политической культуры, сформируется критическая масса политиков и чиновником нового мировозрения... В конце концов, мы понимаем, о чем идет речь. Это когда-то произойдет, но не завтра, не после выборов 2010 года...
То есть, порядка, хоть и короткого не будет. Логика в этом тоже есть, но все же, хочется верить, что когда-нибудь, это все закончится...
Оказалось, что мы вдвоем уверены, что сегодня у власти очень мало шансов хоть как-то смягчить последствия кризиса. Мало шансов закрыть "дырку" в госбюджете оценивают 90-100 млрд, еще меньше шансов минимизировать даже самые "болючие" последствия кризиса, вообще нет шансов заложить первые камни для развития экономики после кризиса... Почему я так считаю? Коротко свои мысли изложил ниже.
В то же время, наши мнения разошлись в плане ответа на вопрос - когда страна начнет выходить с экономического и политического кризисов.
На мое убеждение есть три варианта выхода со сложившийся ситуации. Вдвоем мы отбросили первый вариант, как утопический. Полным абсурдом на сегодня является желание проводить "круглый стол" с участием Президента, премьер-министра и первых государственных лиц, с целью честно поговорить о том, в каком положении на самом деле находится страна. В таком бы случае они могли бы сказать - "да, выборы главы государства почти через год. Но мы не имеем права ждать и как вчера работать на взаимоуничтожение, уничтожая при этом государство. Если так будет продолжатся пост президента ничего не будет значить. Мы временно объединим усилия, чтоб смягчить давление кризисных процессов на украинскую экономику и не допустить ее краха". Это был бы прекрасный вариант. Но он уже не реальный. Не сядут. Не договорятся. Будут продолжать борьбу на уничтожение и разрушать при этом страну.
Вопрос только заключается в том, выживет в результате такого правления страна? Доживет ли ее экономика до президентских выборов? Протянет ли еще целый год в условиях кризиса? Есть версия, что нет. Может кто-то и думает, что "пронесет", мол, и не такое переживали... Я не верю. Еще осенью мог бы поверить, но масштабный и затяжной мировой кризис плюс внутренние политические негативные процессы сегодня шансов не оставляют.
Судите сами.
Практически, сегодня в стране нет ни одного центра влияния способного бороться с кризисом. Таких центров может быть три: Президент, правительство и Верховная Рада. Но даже, если предположить, что кто-то из них реально хочет что-то делать полезное, он не смог бы.
Президент не имеет достаточных рычагов влияния на экономику - они в руках правительства. Президент не имеет опоры в Парламенте - если он насчитается 30-40 своих партнеров в рядах депутатов, это будет для него большой успех. В то же время, Виктор Ющенко сегодня все свои ресурсы направляет на борьбу с Кабмином и лично Юлиией Тимошенко. То есть, занимается своеобразный саботаж. В условиях войня за такое расстреливают.
Кабинет Министров, как и Президент не имеет уверенной опоры в Парламенте. Чтобы провести кадровые или законодательные изменения ему нужно 226 голосов, которых на самом деле сегодня нет. Нужно подключать или коммунистов или часть НУНС, которая не вошла в коалиция (группа Кириленка). За это, естественно, нужно рассчитываться или деньгами, или должностями, или преференциями. То есть, торговать.
Сегодняшнее правительство выглядит очень непрофессиональным органом, в котором нет сильной команды. То есть, кадровый состав Кабмина не способен вывести экономику с кризиса. Юлия Владимировна на протяжении долгого времени обещает "обновленный" состав правительства. Более активно этот голос стал звучать после отставки Виктора Пинзеныка. Но на протяжении долгого времени кадровые пропозиции не вносятся. "Вот, завтра", слышим мы каждый день. Но "завтра" не наступает уже несколько месяцев. Почему? Опять же - нет голосов и нет кандидатов. Ну кто в этих условиях пойдет работать в Кабмин? Я уверен, что настоящих профессионалов нужно долго уговаривать пойти на такой шаг. Настоящих "камикадзе" сегодня найти тяжело. Поэтому, сегодня в Кабмин пойдут или "карьеристы", которым нужна строчка в резюме, или "заработчане", которым нужно сесть на потоки и заработать в условиях кризиса. Или верные люди Юлии Владимировны (второго Пинзеныка ей не нужно). Или "авантюристы", которые неадекватно оценивают собственные возможности. Все варианты неприемлемые. По-народному - "шило на мыло".
Давайте посмотрим на схему формирования Кабмина. В коалицию входит три фракции, каждая из которых вносит своих кандидатов, а остальные ОБЯЗАНЫ их поддержать и не имеют при этом права "вето". То есть, это будут люди делегированы в Кабмин партиями или стоящими за ними олигархами. О каком профессионализме и команде может идти речь? Поэтому, к сожалению, сегодняшний Кабинет Министров имеет мало возможностей навести порядок.
Но даже, если случится чудо и в правительстве появятся гениальные идеи, которые спасут Украину, у них все-равно почти ноль шансов быть реализованными. Почему? Потому что, опять же, нет стабильных 226 голосов, которые поддержат законодательные инициативы правительства. Нужно долго торговаться, вести переговоры, что-то кому-то обещать... Но даже, если получится - есть диверсант Виктор Ющенко с правом вето или правом остановить любое постановление Кабмина. Более того, есть губернаторы, готовы по любому велению Виктора Ивановича Балоги на местах саботировать шаги Кабинета Министров.
Голос клерков Президента, главы его секретариата, заместителей, советников... комментирует все проходящее в стране. Я внимательно слежу за первыми шагами нового президента США Барака Обамы и еще не разу не видел ни одного упоминание о его Администрации, ее главе, советниках Обамы. И не услышу еще 5 лет. Ведь их задание - советовать Президенту и организовывать его работу. Не более! Во всем цивилизованном мире тяжело представить, как важные для страны события комментирует не глава государства (в крайнем случае - его пресс-секретарь), а какой-нибудь советник или заместитель главы Администрации. У нас же это на каждом шагу.
В особых случаях Президент имеет право собрать РНБО, на котором гинеколог Раиса Богатырева популярно расскажет стране, насколько неправильна экономическая политика Правительства. В особо экстренных случаях Степан Гаврыш проведет брифинг и расскажет, что Тимошенко - обманщица и воровка, а министр иностранных дел "сверхсрочно" обяжет всех послов донести эту информацию к высшему руководству своих государств.
Замкнутый круг. Два человека, которые занимают самые важные посты в Украине работают на самоуничтожение. Уничтожая при этом все вокруг. Неужели пост Президента несуществующей страны им настолько важен?
Посмотрите, насколько смешно выглядят все их действия.
Юлия Владимировна на каждом шагу рассказывает, что все не так уж плохо, что правительство работает, борется с кризисом, что бюджет пересматривать нет причин - он выполняется на 102%, что если бы не Президент - было бы вообще все в шоколаде, а так - кругом одни враги, лишь одна она - вся в белом. Но большинство шагов правительства - пустой популизм, как и слов Юлии Тимошенко. Я думаю, что для Юлии Тимошенко, которая прекрасно отдает себе отчет в том, каким сложным будет этот год, она прекрасно отдает себе отчет в слабости своей команды. И по всей видимости, для себя сформулировала задачу короткой дистанции. Даже сумма кредита, о которой она говорила в России, – это половина дефицита бюджета на половину политического года. Это политический кредит. Решить социальные проблемы... А задачи понятны – это активное участие в политическом процессе и переигрывание президента.
Виктор Андреевич, наоборот, рисует все в очень темных тонах. На каждом шагу требует пересмотра бюджета и антикризисного плана и критикует за его отсутствие правительство. Но почему он сам не внесет этот самый антикризисный план, как и проект измининений в бюджет? Ведь в его секретариате достаточное количество клерков, которые могут разработать эти документы? Просто задачи сегодня перед ними стоят другие - уничтожать Тимошенко. Вы скажете, согласно бюджетному кодексу вносить проект бюджета - исключительная прерогатива Кабмина? Да. Но ведь это не остановило Ющенко внести свой проект бюджета в прошлом году. Почему же тогда не сделать это и сейчас? Конечно, намного легче быть в стороне и требовать таких шагов от правительства. Напомню, что согласно с Конституцией Виктор Ющенко имеет право законодательной инициативы - его проекты Законов неотложно рассматриваются Парламентом.
На заседание РНБО Ющенко назвал соглашение с Россией "пактом Молотова-Рибентропа". В таком случае, то что сегодня происходит в стране напоминает "коктейль Молотова". То есть он сейчас просто взрывает государственную машину и остатки более-менее какой-то все-таки реализуемой государственной политики.
Очень важно понимать, что Украина не только бездарно подошла к самой острой фазе кризиса, к рецессии, а сейчас экономисты говорят о том, что мы можем всем миром войти еще и в депрессивное состояние. Развитые экономики с трудом, но переварят это положение, а для развивающихся стран это может быть ударом, от которого некоторые страны просто могут исчезнуть. В этой связи я бы сделал предположение, что у Украины, например, есть не просто угроза дефолта корпоративного, ну, не дай Бог, и суверенного, а Украина дефолтирует.
А что же в это время делает наша "оппозиция"? Формально, в Парламенте две фракции считают себя таковыми - Партия регионов и комунисты. Со вторыми ситуация проста - они играют с Тимошенко, время от времени зарабатывая для себя деньги, должности и экономические преференции. Хотя, фон у них оппозиционный - требуют отставки, критикуют, деньги собирают Ющенку на билет... Но суть все же такова. Т об этом говорят многие коммунисты - фракция "продалась" Тимошенко.
С Партией регионов ситуация намного сложнее. Ее разрушают серьезные внутренние конфликты - борьба групп Фирташа и Ахметова. На каждом шагу они глаголят о необходимости "отствавить" всех - практически, на этом их опозиционность заканчивается. Регионы сами понимают, что никого отсавить они не смогут. И не хотят. Зачем? Лучше через год с оппозиционной площадки взять власть, которая сама идет к ним.
На самом деле, оппозицией регионы сегодня лишь называются. Во всем мире партия, которая не во власти но претендует на нее предлагает АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ планы выхода из кризиса, или того лучше - объединяется с властью для борьбы з негативными явлениями. У нас нет не первого, не второго. Есть только пустые слова о необходимости смены власти. Спрашивается, зачем? Вы что-то предложите лучше? С удовольствием готов послушать.
Пока Партия регионов находится "вне игры". Если она не сможет в нее вернуться с грамотной стратегией, то продолжатся разрушительные процессы в этой, когда-то монолитной партии. На выборы она выйдет ослабленной и красиво проиграет. Именно этого добивается Тимошенко, для которой Ющенко - враг, а Янукович - главный конкурент.
Обратите внимание - в начале года Виктор Федорович куда-то пропал. А украинская политика настолько динамична, насыщена разнообразными конфликтами, проблемами, постоянно меняющимися темами, что в ней нужно постоянно присутствовать. Нельзя себе позволять роскошь выбывать из процесса на недельку или на две для каких-то других целей и задач. Неделю назад Янукович "вернулся". Посмотрим, насколько эффективным будет это возвращение и сможет ли оно вернуть в серьезную игру его политическую силу.
Именно таким образом, если коротко и тезово, сегодня выглядит украинская политическая система, в которой нет центров влияния и политических сил, способных предлагать пути выхода с кризиса и быстро их воплощать в жизни. Нет не путей и предложений, не возможностей и кадров, способных это реализовать.
А вот дальше, во время разговора наши взгляды разделились. Условно, меня он назвал оптимистом, а я его - пессимистом.
Если предположить, что в условиях системного "ничегонеделанья" во время кризиса страна все же доживет до президентских выборов и переживет их дальше, на мою точку зрения, наступит короткий период стабильности.
Во-первых, в стране будет Президент, который будет пользоваться народно поддержкой и будет в состояние что-то предлагать, а не будет работать на уничтожение. В идеале у него будет опора и в правительстве и в парламенте. Если даже не опора - то хотя бы взаимопонимание и возможность диалога. По крайней мере, к главе государства будут прислушиваться и пытаться вести диалог.
Этого сегодня нет. Если система хоть как-то заработает и будет действовать хотя бы год - минимальные, срочные изминения все-же можно будет провести. Хотелось бы так же думать и о системных изменениях государственного устройства, которая сегодня показала полную неефективность.
Когда пройдут выборы, кто бы не стал Президентом, градус политической борьбы значительно понизится. До следующих выборов - 5 лет. Начинать работу с самоуничтожения неразумно - можно окончательно убить все. Кто бы не стал Президентом - он или она не сможет себе этого позволить.
Собеседник сказал, что я переоцениваю наших политиков, что политическая борьба будет продолжатся, что они и дальше будут "убивать" друг-друга, что нужно будет рассчитываться с "догами", кормить новых олигархов, перераспределять финансовые потоки, искать врагов и так далее.
Нужно ждать, что поменяются правила игры, изменится уровень политической культуры, сформируется критическая масса политиков и чиновником нового мировозрения... В конце концов, мы понимаем, о чем идет речь. Это когда-то произойдет, но не завтра, не после выборов 2010 года...
То есть, порядка, хоть и короткого не будет. Логика в этом тоже есть, но все же, хочется верить, что когда-нибудь, это все закончится...