Шоколад с запахом моркови

8 Ноября 2009 17:40   Просмотров: 2420
Метки: деньги, конкурс, морковь
«Участник конкурса «Литературный бутерброд»

***

  Эти дни так и остались бы для меня обычными буднями обычного первоклашки, если бы учительница не сказала одевать завтра не школьную форму, а одежду попроще и потеплее. Мы пойдём на поле! В советские времена работа школьников на колхозных полях необъятной Родины не была вдиковинку, а иногда откровенно выручала в битвах за рекордные урожаи. Для нас же, школьников, идеологические и патриотические порывы играли куда меньшую роль, чем возможность побыть на поле, погонять в лесополосе, покидаться друг в друга тем, что как раз должны собирать, а рассказы старшекласников о "скифских курганах" на могилах похороненных ими мышей в гробах из моркови вообще вызывали непонятную эйфорию! Это всё потом... Тогда же я просто натянул домашние штаны поверх спортивных, одел затяганную но любимую куртку, сунул в портфель "тормозок", приготовленный мамой, и вот - солдат социализма готов к бою!
 
  В тот день уроков было всего 4 и те по 30 минут. После них все дружно высыпали из школы и погрузились в автобус, который и доставил нас на место. Я не буду тягаться в описании красоты "українських розлогих ланів" ни с Довженком, ни с блогерами скажу только то, что меня поразило. Запах свежего воздуха. Такой, едва уловимый и знакомый и в то же время как ни где сконцентрированный с ароматом сухой травы и свежей морквови. Мне даже не верилось, что этого овоща может быть столько много!
 
Любовь Яковлевна быстро расставила нас "по рядках" и мы взялись за работу. Перед этим трактор прошёлся по полю, подкопал морковь и нам оставалось её только вытащить из темници за косу. За работой лирика отошла на второй план а на первом показался аппетит. Да, да, тот аппетит, который вряд ли знаком поколению, сидящему за компьютерами и телевизором. Половина дела была сделана и все сели на перекус. Мальчики - налево, девочки - в другую сторону. Достали кто что брал (что кому мама положила) из дому, поделили по честному и быстро заточили, заедая всё универсальной приправой того дня - свежеочищенной морковкой. Красота! Особенно поджаренный хлеб. Никогда позже мне не удавалось сделать таких вкусных гренок! И это не ради красного словца. Простой хлеб, на простом сале - вроде незамысловатый рецепт, а повторить не могу.
 
Подкрепившись детвора шустро обрезала морковь и поскладывала её в ящики. Деревянные такие, большие. За их сборку давали ещё 25 копеек за штуку - серьёзные деньги. А вот и автобус. Обратная дорога тоже с песнями. Дорога из школы домой - с новыми впечетлениями и кучей эмоций. В их бурном потоке была и гордость за мою маму - главного агронома, которая вырастила такой урожай!
  На следующий день уроки пошли по плану, школьная жизнь вернулась в своё русло, пальму первенства в дневном рационе первоклашек морковь передала пончикам.
  За окном шёл дождь и 1985 год...

  А где же деньги? Где же ожидаемый первый честно заработанный стольник? - спросите вы.
  Деньги будут, но немного позже и не в таком количестве.
 
   Где-то через месяц или два после уроков и перед продлёнкой нам по ведомости выдали первую в жизни настоящую зарплату. 2 рубля. Не спешите смеяться. 2 советских, настоящих рубля. 2 рубля, которые по сравнению с ежедневными 15-20 копейками на пончики казались целым состоянием! 2 рубля, ради подержать в руках которые я готов сейчас отдать 100 и даже 200 гривен. Дело тут не в сумме и не в ностальгии за СССР. Вспоминая этот свой заработок я понимаю, что ценность денег для человека как раз не в их количестве а в том, что мне было понятно тогда, но все это забыли сейчас. Пропуская деньги как песок сквозь пальци я не жалею о них и не ставлю их в "основу вопроса". Не гоняюсь за ними и не молюсь на них. Тогда, в 6 лет я держал в руках не деньги. Деньги мне не были нужны. Тех, что давали родители ежедневно, хватало на столовку и кино. Всё. Жизнь вне школы - игра в футбол, хоккей, лазанье по деревьям и болотам, ритьё тайников и сооружение секретных шалашей - денег не требовала. Были у тебя деньги или нет - никто ни спрашивал и не упрекал. И за теми двумя рублями кто-то видел модель самолёта, кто-то фонарик или изоленту, которой обмотывалась рама велосипеда. Я купил шоколадку. Не помню, сколько она стоила, но помню, что жутко дорогая, вкусная на витрине и какая-то горькая и разочаровующая во рту. Остальные деньги я одолжил другу Пете. Ему, как всегда, не хватало на какую-то там железяку (он мне их потом вернул). Уверен, что получи тогда 10 или 50 рублей мы бы радовались точно так же, как и тем двум. Не количество нулей определяет счастье в деньгах, а возможность их заработать и отсутствие маниакальной идеи "мало!"

И вот теперь, сравнивая свои заработанные и не первые сотни гривен с теми 2-мя рублями, невольно спрашиваешь себя: "А не потерялся ли лес за деревьями?". Надеюсь, не потерялся.

П.С. *Разрешено использовать данный опус как тост.
Добавить в: