Тренинги американских коллег, часть 3-я
Предпоследняя встреча Френка Дентона с местными журналистами предполагала общение на такие, вроде как, прозаичные темы - этика журналистской работы и урегулирование конфликтов между рекламой и сутью новостей. Оно вроде и прозаично, но в тоже время, учитывая стандарты поведения и менталитета украинцев к внедрению почти невозможно. Если брать всеукраинский уровень, то во времена информвойны, когда сми беглых политиков и опальных олигархов продолжают вещать одно, а неопальных совсем другое, напрочь забывая об объективности, когда всеукраинский кодекс журналиста, вроде как и существует, но его параметрам не следует практически никто. Когда, благодаря соседней стране, имидж профессии сведен практически до нуля, а то и к знаку минус. Когда в Украине, да и в нашем городе появилось столько журналистов, а особенно под выборы, что скоро их станет больше чем врачей и учителей. При этом 80% из них мало того, что не имеют специального образования, так порой и вообще никакого не имеют. Когда черниговские редакторы/журналисты не стесняясь в соцсетях обсуждают сколько заработают на битве титанов 205-го округа, и ведут разборки о том, у кого сколько джинсы и помеченных/непомеченных материалов. Все это порой похоже на какой-то шанхайский базар и даже те отдельно стоящие столпы, вроде как с репутацией нет-нет да и дадут повод подвергнуть ее сомнению, появляясь на фото во время того, как доверительно шепчутся с олигархами в кулуарах ВР, да и просто отрабатывают заказ. В общем, я думаю, мы все с вами видим и знаем каков уровень общеукраинских и тем более местных сми и данный ресурс - не исключение. Но в посте речь, конечно, пойдет не об этом, а о том, как устроено у них там, на западе. Все изложенное будет по мотивам моих заметок, по возможности кратко)))
Итак, Френк с высоты своего 50-летнего опыта считает, что на дворе золотой век журналистики. Благодаря новым технологиям вас может читать/видеть весь мир. Обратная сторона медали данной ситуации – информации ТАК много, что это неизбежно рассеивает внимание потребителей контента.
В распоряжении журналиста теперь намного больше людей, к которым можно достучаться, но на западе сейчас, особенно в среде молодых людей прослеживается устойчивая потеря интереса к тем вопросам, что касаются гражданского общества и политики на всех уровнях. Молодые американцы также редко ходят голосовать.
Главная битва всех СМИ – битва за внимание читателя.
Касательно рекламы. Нередко возникают ситуации, когда рекламодатель просит снять неудобный для него новостной материал или не писать на какую-либо неудобную для него тему. Рекламные агенты должны уметь сказать таким людям нет. Френк говорил, что такие конфликты даже не доходят до его ведома, так как их рекламисты четко знают это правило и даже не беспокоят по этому поводу ни журналистов, ни тем более редактора.
Журналисты должны работать так, чтобы власть не боялась, но уважала.
На постоянной основе освещать темы, которые важны для данного сообщества. Для Чернигова, это, к примеру, тема с перевозчиками и ценами на проезд.
Самое главное в этой профессии – не опускать руки. И как на мой взгляд – пожалуй, самое тяжелое… Только планомерная и порой агрессивная в хорошем смысле этого слова работа журналистов в том или ином направлении может заставить власть поменять ее методы и заставить уважать интересы общества. Настойчивость позволит вам конце концов добиться своего!
Френк ведет в газете и на сайте колонку мнений. Она иллюстрируется его фото, и он рассказал, что нередки случаи, когда он идет по городу и незнакомые люди подходят к нему и благодарят его за то, что он делает.
Дентон снова настоял на том, что если СМИ располагает газетой и сайтом одновременно их надо объединять, и делать все, чтобы устранить в новообразовавшемся коллективе соревновательные моменты. Аудитории все равно будут разные, но качество новообразованного ресурса при этом улучшится.
15 лет назад Френк написал диссертацию, которая была посвящена изучению аудитории и тому, как они выбирают каналы для получения информации. Также он написал 2 книги в соавторстве, где освещено то, о чем должны быть местные новости.
Люди ценят в работе журналиста, прежде всего, искренность. В мире не так много искренних людей. Залог успеха – быть откровенным, честным и открытым.
Френк рассказал, как создается новость на примере сайта. Она может начаться из следующих источников: звонок в редакцию, сообщение в соцсетях, письмо на e-mail, вы сами наметили себе тему. В самом начале необходимо поставить на сайт буквально два предложения о том, что произошло то-то. Это надо делать как можно быстрее, и скорость в их редакции – поощряется. После публикации первого абзаца вы дополняете историю, расшифровываете ее, отправляете тем временем фотографа сделать снимки или видео, берете комментарии у официальных лиц. Ставите пометку о том, что история развивается, и читатели могут задавать свои вопросы. В процессе история становится более насыщенной. Финальную версию затем с сайта ставят в газету. Отследить последующее развитие событий читатели газеты могут на сайте, о чем в бумажной версии есть пометка.
Френк повторил, что для любого сообщества в приоритете интерес к местным новостям, СМИ в свою очередь должны делать упор именно на них, руководствуясь 10-ю измерениями, которые мы рассмотрели на первой встрече.
Необходимо стратегическое планирование, нужно давать читателям то, что они хотят.
Анонимные источники стараются не использовать и это должно быть одобрено главным редактором. Если без них никак, то их должно быть 2-4, а не один. Здесь Френк вновь привел в пример расследование об очередях в клиниках для ветеранов Ирака, где пришлось прибегнуть к анонимным источникам, но все они рассказывали одно и тоже, хотя это были совсем разные люди.
Френк рассказал, что в их редакции используется Модель трех. Раньше все материалы готовили сотрудники редакции, но после 50% сокращения стали использовать иные методы. К слову сказать, сейчас в их редакции 95 журналистов и это после такого сокращения…
1/3 материалов добротная классическая журналистика
1/3 работа фрилансеров (я так понимаю это внештатники) и специалистов в разных сферах (когда они, к примеру, ведут свои колонки)
1/3 бесплатный контент из соцсетей, блогов, независимое мнение публики.
Создаются группы людей по интересам, которые 1 раз в неделю пишут, к примеру, о том, что происходит в детских садах. Все эти вещи помогают сделать так, чтобы сайт заиграл и помогают наполнить ресурс, когда есть нехватка материалов от штатных журналистов.
Также Френк отметил, что к этой модели хочет добавить еще 1 пункт – линки на другие дружественные и тематические сайты/ресурсы, на которых тоже можно почитать что-то интересное.
По этике журналиста. Здесь Френк рассказал немного из истории становления американских СМИ. Сперва газеты представляли собой бульварный листок, который можно было купить за цент на улице, и он содержал громкие сенсации и часто непроверенную информацию. Затем, со временем это все переросло в то, что мы видим сейчас. Профессия получила наиболее серьезное развитие в последние 65-70 лет. Как минимум 1 газета в городе США будет качественная, основные телеканалы – тоже.
Существует некая комиссия Хадсона и 2 главные рекомендации от нее:
1) Принять ответственность за свою профессию и права
2) Кодекс чести и этики должен существовать в каждой редакции, его изначальный вариант был разработан ассоциацией журналистов и он обычно похож с внутренними кодексами разных американских сми
Каждый журналист должен прилагать все силы, чтобы докопаться до истины. Правда может быть разной, истина же стремится к правде.
Журналист не должен делать никому одолжения, принимать подарки от бизнесменов или политиков. Не могут публично поддерживать каких-либо кандидатов. Нельзя принимать участие в благотворительных вечерах, когда идет сбор денег для политика.
Все подарки, что приходят в редакцию ФТЮ – выбрасывают (если это еда или спиртное) либо продаются в конце года на аукционе, деньги от которого идут на благотворительность.
Однажды их читатель попросил провести внутри редакции исследование на тему того, за кого будут голосовать журналисты, ему было отказано и объяснили почему это невозможно. В офисе ФТЮ такие вопросы под запретом. Нельзя обозначать публично свои политические симпатии.
Кодекс необходим для поддержки целостности и чистоты профессии, чтобы не влиять на читателя и они сами могли определиться, ведь в Америке, как и в Украине, топовые журналисты – часто лидеры мнений.
Соблюдение кодекса в США – важнее диплома журналиста. В ФТЮ на сайте размещен данный кодекс и если возникают какие-либо вопросы/недоразумения всегда можно отправить человека почитать его.
В конце была забавная история о том, как нарушитель – один из журналистов Нью-Йорк Таймс попался на том, что сам придумывал анонимные источники и публиковал в своих материалах их якобы мнение.
Второе, что недопустимо – плагиат, это бросает тень на профессию.
Еще среди наших слушателей был задан вопрос по поводу того какие СМИ в Америке считаются авторитетными, были названы CNN, BBC, а из мировых Аль-Джазира. Транслирующийся у нас «Голос Америки», где работает Леся Гонгадзе, считается проправительственным и не имеет никакого авторитета в американском обществе.
Ниже видео, где Френк рассказывает, как благодаря журналистам в одном маленьком американском городке, население которого преимущественно составляли бедные мексиканские эмигранты, что не могли разобраться, что происходило во власти, была раскрыта коррупционная связка мэр-шэриф. Эти люди зарабатывали сотни тысяч долларов, а точнее выводили их по теневым схемам из городского бюджета. Расследование провели журналисты крупной газеты Лос-Анджелес Таймс, редакция которой находилась в соседнем городе. На этом примере наш гость показал, что если даже вам кажется, что ваша работа не имеет никакого влияния на общество, то помните, благодаря вашему стремлению дойти до истины, это все равно через какое-то время даст эффект.
Вскоре опубликую последний материал, по моему мнению, наиболее интересный))