Поводырь. Рецензия
Буквально только что пришла из «Дружбы». Вчера, в выходной, не удалось сходить, а сегодня фильм шел в более раннее время – в 18.30, а не в 20.40, как в воскресенье. Очень хотелось сходить именно на этот фильм, так как натыкалась в сети на восторженные отзывы, картине пророчили славу настоящего события в современном отечественном кинематографе.
Бюджет 2 миллиона долларов, в главной женской роли певица Джамала, режиссер – 42-летний уроженец города Луцк Олесь Санин. Поводырь лишь 3-я его работа как режиссера, ну это и не удивительно, так как кино в Украине почти не снимают.
Забегая наперед скажу, что одним из спонсоров фильма был наш премьер-министр Арсений Яценюк, который является хорошим другом Санина, о том, сколько вложил чиновник в искусство узнавала Катя Осадчая на премьере в Киеве. В Киеве показ прошел 11 ноября, во Львове 12-го, в Чернигове – 13-го.
Видео диалога по ссылке: //svitske.1plus1.ua/video/personaji/arseniy-yacenyuk-391575.html
По информации сайта zik.ua //zik.ua/ru/news/2014/11/17/povodir_sobyraet_v_lvovskyh_kynoteatrah_polnie_zali_541243 в
украинской столице кофе и шоколада – на данный фильм были аншлаги, причем билет купить сложно сразу в нескольких кинотеатрах Львова: «В воскресенье, 16 ноября, было очень трудно приобрести билет на фильм. Люди бронировали места еще за день до сеанса. Те, кто приходил раньше в кинотеатр с надеждой купить билет перед сеансом, не могли этого сделать. Проблематично было приобрести билеты и на следующий сеанс еще за 2 часа до него. Кассиры отметили, что такой спрос на «Поводыря» был с первых дней» - сообщает издание.
Точно не знаю сколько было в Че в первые дни показа, так как параллельно с «Поводырем» в «Дружбе» идет очень мощный и очень достойный 3-часовой «Интерстеллар» Кристофера Нолана, а это серьезная конкуренция, если стоит выбор на какой фильм идти и ты можешь по деньгам позволить лишь один. А для понедельника народу было прилично. Где-то треть зала, что для буднего дня и для украинского фильма – весьма неплохо. Билеты были по 35 гривен.
Это был первый раз на моей памяти, когда в зале весь сеанс НИЧЕГО не ели, НИЧЕМ не шуршали и не издавали вообще никаких звуков. Гробовая тишина, в общем. События, о которых рассказывается в фильме были для Украины, пожалуй, еще более трагичными, чем те, что разворачиваются сейчас. 30-е годы, Голодомор, геноцид, беснующиеся красные комиссары, историю того периода, хотя бы на уровне школьной программы все знают. Кстати, в соседней России не принято считать, что Голодомор был умышленно создан в нашей стране Сталиным, поэтому, у меня есть сомнения, что фильм будет разрешен там к показу. Зато картина заявлена на соискание премии «Оскар», которая традиционно вручается весной. И так как Украина сейчас на слуху (за неделю на Нью-Йорк Таймс десятки упоминаний о нашей стране, когда раньше статью днем с огнем, то сейчас берут даже интервью у тех эмигрантов, что Украину помнят лишь детьми) то шансы неплохие есть. Плюс Оскарами традиционно любят награждать фильмы, что поднимают подобные сложные темы.
Итак, мои впечатления. Женская главная роль. Почему выбрали именно Джамалу я не знаю. Хоть я не фанат этой певицы, но считаю ее талантливой трудоспособной девушкой в своей сфере. И видно, что она очень старалась (это был ее дебют в игровом кино), а самым трудным оказались поцелуи на камеру.
Но. Во-первых, как по мне у Джамалы совсем не подходящая внешность для украинской певицы из Харькова (персонаж Ольга Левицкая). Она, влюбленная в иностранца сама похожа на иностранку, свободно говорит на английском, знает толк в джазе, и опять же выглядит как заморская птица на фоне всех этих красных комиссаров и прочей пообносившейся публики начала 20-века. Все-таки Харьков – не Бродвей. Я не увидела любовь между ней и Майклом Шемроком и к ней у главного плохиша фильма. Кстати, фамилия актера-киевлянина, что в фильме сыграл сотрудника НКВД Владимира – Кобзарь.
Во-вторых маньяк из НКВД, конечно, мог в теории тянуться к прекрасному и положить глаз на творческую интеллектуалку, но как по мне мужчины такого пошиба могут испытывать страсть к женщинам глуповатым, покорным, пошлым и сексуальным. Секса в Джамале нет, это факт. И за что ее полюбил Владимир – не понятно, они противоположные миры, по сути. Хотя может мужчинам, что смотрели фильм виднее… Наверно, любовная линия в сюжете все-таки вторична, но я бы на месте режиссера использовала бы совсем другую актрису, хотя она опять же актрисой не является, а я не режиссер :-)
А вот ребенок, что сыграл собственно самого Поводыря – удачная находка! Мальчик американец, родом из Детройта (очень мрачный город-призрак, он подарил миру Эминема и там белые практически не живут), на премьеру прилетал с родителями. Это тоже его первый раз в кино, а мама рассказала, что никаких способностей к творчеству прежде у Антона Святослава Грина выявлено не было. Он даже стихи не умел с выражением рассказывать. Но роль ему удалась, несомненно. Мальчик с акцентом, слава Богу, был настоящим иностранцем, а то очень раздражает, когда в фильмах используют людей с деланным акцентом.
Главную мужскую роль правдоподобно и качественно воплотил 54-летний Станислав Боклан, его наш зритель знает по сериалам. Буквально недавно видела его в «Страстях по Чапаю» на Интере.
Краткое описание сюжета и трейлер фильма смотрите на Кинопоиске его рейтинг там достиг уже почти 9-ки! Висит и парочка рецензий.
Операторская работа. Сергей Михальчук – одногодка и земляк режиссера и судя по списку работ уже работал в паре с Саниным. На мой взгляд, здесь все было на высоте, планы запоминающиеся, ракурсы удачные и правильные, передача атмосферы – все как нужно. Вряд ли бы кто-то для этого фильма сделал лучше, даже специально приглашенный супер-специалист из Америки, как было в случае с «Тіні незабутих предків», о котором я писала здесь: //www.gorod.cn.ua/blogs/Filka_20856.html.
Сам фильм – это как удар под дых, причем, ощущаешь боль по окончанию практически физически. Сложно даже что-то говорить первые полчаса, как вышел из кинотеатра. Браво режиссеру, браво команде и браво нашему премьер-министру, если он дает деньги на такие проекты!
В прессе пишут, будто этот фильм стал отправной точкой, когда можно сказать, что в современной Украине наконец-то научились снимать фильмы. Я надеюсь, наши власти не будут на этом останавливаться и срочно пустят на поток десятки художественных картин и сериалов, ибо зритель их ждет, а таланты, что могут снимать – имеются. Картина, возможно, перейдет даже в разряд классики со временем, лет через 20-ть.
Обязательно сходите, если успеете именно в кинотеатр, вам надолго запомниться этот фильм. Есть о чем поразмыслить.
П.С. Газета.юа пишет, что: Санин работал над картиной почти 10 лет. От компьютерной графики режиссер отказался. Для фильма восстанавливали технику 1930-х. Отремонтировали трактор и поезд тех времен. Для последнего построили колею.