Украинский Forbes. Рецензия

19 Января 2012 22:48   Просмотров: 4782
Метки: forbes, журналы, рецензия
Нравится Рейтинг поста: + 7


Прошел уже почти год, с тех пор как в Украине стал выходить знаменитый во всем мире Forbes. Первый номер вышел в марте 2011, на обложке которого был размещен Виктор Пинчук, январь 2012 украшает король отечественного юмора – Владимир Зеленский. Учитывая, что из журнальной продукции у нас покупать особенно нечего – соблазнилась. Прочитала его с недельку назад, а вот до рецензии все руки не доходили.

Как мне помнится, у нас уже писали в блогах об этом издании, причем не самые лицеприятные отзывы, я же любитель подробностей и обширных словоизлияний по теме. К тому же с недавних пор у меня появились подозрения, что издатели таки мониторят подобные отзывы о своих продуктах. Так, например, после моих возмущений о матерных словах в журнале LQ  (на которые уже почти 8 тыс. просмотров) – слова «куй», «плять» и прочее на страницах его не появляются… И вообще журнал стал гораздо сдержаннее в этом плане. (Это я так себе льщу, посему в этом месте просьба не смеятцо)

У украинского Forbes 112 страниц, тираж остался прежний – 30 тыс. экземпляров, цена – 35 грн. Рекламы не так и много – я насчитала 17 рекламодателей, два из них – журналы Корреспондент и Фокус, возможно, идут по взаимовыгодному бартеру. Это не считая статей, так как некоторые из них тоже волей-неволей – реклама их героям и их бизнесу.

Слово редактора Владимира Федорина в этом номере посвящено событиям в Росси, он даже поставил 1000 долларов на то, что еще до конца десятилетия мы увидим у наших соседей нормальную работающую демократию, экономику и очищенные от советской грязи институты права. Украинцам в связи с этим Федорин порекомендовал готовится к усилению конкуренции, так как нашему среднему бизнесу тоже вскоре надоест терпеть власть, которая дает «зеленый свет» только «для своих». Также от редактора есть небольшая заметка о герое нового времени – Навальном. Ее автор уверен, что если бы выборы президента проходили в Рунете, то Навальный бы с легкостью выиграл их, как это сделал на виртуальных выборах в мэры Москвы в 2011-м. И всем советует прочитать первую биографию Навального (представляете уже вышла!) всем тем, кто хочет понять, чем будет движим мир.

Далее идет еще одна статья на тему нечестных выборов в России от Константина Сонина, профессора экономики имени ОАО «СУЭК», проректора Российской экономической школы.

На 16-й страничке Анатолий Гриценко горько сетует на то, что Украина упустила свой шанс на быструю интеграцию с Евросоюзом. Он утверждает, что за год украинская власть совершила такое непростительное количество ошибок, что ЕС теперь и смотреть в ее сторону не хочет. В главные задачи 2012 года для нашей страны, по его мнению, должны в первую очередь входить: сохранение государственности и суверенитета, не допущение сворачивания демократии далее критической черты, кардинально обновить политическую элиту.

После Грценко – страница с прикольными цитатами от всяких знаменитостей. Вот, что однажды сказал Виталий Кличко «Корреспонденту»: Как-то в Германии меня остановили полицейские за то, что я не пристегнул ремень. Сначала сфотографировались, брали автографы, а потом выписали штраф. Хочу, чтобы так система работала и в Украине.

Затем идут две не очень внятных статьи о торговых марках и злодее-Колесникове, и о банковском бизнесе старшего сына Януковича. Оба материала писали женщины – может поэтому слабовато (ни в коем случае не хочу их обидеть, но о политике и финансах интереснее читать таки мужчин)? Тем не менее, информация во втором материале более-менее любопытная. Так, например я, не знала, что 38-летнему Януковичу принадлежит Всеукраинский банк развития (ВБР), чьи активы за три квартала 2011-го возросли на 136%, а прибыль в 20 раз, по сравнению с тем же периодом 2010-го. В это же время у такого крупняка, как УкрСиббанк, Укрсоц, Финансы и Кредит, а также ОТП Банка активы идут в минус. Еще один карманный банк сына президента – Украинский Бизнес Банк. Он имеет сеть из 67 отделений, есть круглосуточное обслуживание клиентов на заправках (это фишка банка), головной офис в Донецке. УББ тоже увеличил свои активы неслыханными темпами – на 25%, что в деньгах – 3 млрд. гривен. В общем семья Януковичей, как я поняла не только разбирается в хорошей недвижимости, но и умеет делать бизнес))

Порадовал материал на 26-й страничке о «великом комбинаторе» местного разлива – Владимире Спиваковском. Герой материала – основатель киевского лицея «Гранд», для элиты. Здесь в учениках 200 человек, на каждой парте ноутбук, а за хорошие оценки детей премируют школьной валютой, за которую можно купить сладости в буфете. Стоимость обучения – 9800 евро в год. За эти деньги из учеников лепят будущих бизнесменов, для чего проводят всякие нестандартные уроки из серии «как стать успешным и богатым», а занятия по физкультуре – выездные на базах, где можно кататься на лыжах и играть в большой теннис. Дабы привлечь новую аудиторию к лицею Спиваковский в 1996 году даже издал книгу «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу», не важно, что под его именем вышел по сути, перевод книги американского предпринимателя Роберта Кийосаки, опубликованный в 1992 году. На многих это в свое время произвело впечатления и богатенькие родители подтянулись в «Гранд».

И хоть на данный момент выпускники лицея имеют не самые лучшие показатели внешнего независимого тестирования, Спиваковский по этому поводу не переживает: синусы-косинусы не самое главное, «умение вести себя и общаться» – вот что важно утверждает директор лицея, в этом с ним согласны и родители. В это же время все, кто сталкивался с господином Спиваковским отзываются о нем так: «он способен вдохновить на безумные эксперименты», «он производит неизгладимое впечатление, ты начинаешь прямо чувствовать потребность в общении с ним, как будто он тебя гипнотизирует», «очаровательный манипулятор», «человек с неподготовленной психикой после часа общения отдаст ему все».

На 29-й страничке небольшая зарисовка о крупном производителе пушнины из Черкас – Викторе Антоненко. Правда, фото какое-то не очень приятное.

Весьма симпатичный материал на 32-й страничке о маркетинге и рекламе. Тут обсуждаются два нашумевших ролика о мороженом «Геркулес» – помните его слоган «готовьте язычки», где полуобнаженная блонда слизывает многометровым языком мороженое у сына подростка? Шедевр №2 конечно же «Руки-белки» – который рекламировал орешки в шоколаде Nuts Trio. Здесь описан механизм того, как необычная, где-то даже шокирующая реклама произвела сильнейший подъем продаж для заказчиков. Авторы роликов агентства «Ogilvy&Mather Украина» и «Adveta Lowe».



Не обошли вниманием Forbes и сегмент ITсферы, которая набирает обороты в Украине. Правда, необычный офис о котором описывается в статье принадлежит американской компании GlobalLogiс. Я об этом офисе видела сюжет в «Сніданок з 1+1». Здесь для сотрудников, которые трудятся на поприще высоких технологий сделано все по высшему разряду: необычный дизайн в оранжевых тонах, лаунж-бар с киноклубом, по коридорам можно кататься на роликах, есть спортзал и игровая зона. С помощью таких вещей 35-летний директор подразделния Роман Хмиль привлекает в свои сети умных и перспективных программистов. Красивый и модный офис аля Гугловский или Яндексовский играет далеко не последнюю роль в решении соискателей перейти на работу в GlobalLogiс.
Хмиль тщательно культивирует образ работодателя, не похожего на других, а работники называют офис созданный им не иначе как раем для программиста. Хмиль ездит на ярко-оранжевом джипе Toyota Land Cruiser.

На 40-й страничке основатели инвестиционной компании GAIA Capital Advisors - Александр Карпов и Джон Кост Салленджер рассказывают читателю почему выгодно вкладывать в аграрный сектор в Китае. А также о том почему невыгодно вкладывать в аналогичную сферу в Украине. Мужчины также рассказывают, что главный метод, по которому они выбирают акции с лучшим потенциалом роста для своих клиентов – это осмотр на местах, вместо того, чтобы ориентироваться на отчеты инвестиционных аналитиков, как это делают остальные. Благодаря такому подходу, GAIA не стала покупать акции украинского производителя зерновых и масличных Landkom после выхода компании на альтернативную площадку Лондонской фондовой биржи в ноябре 2007-го, хотя аналитики и набивали цену ее акциям.

Представитель GAIA в Украине Ольга Белоножко, съездив на «смотрины» Landkom, осталась недовольна. Из 100 тыс. га земельного банка компании обрабатывала только 10%, ее административные расходы были раздутыми: например, на балансе числилось несколько дорогих джипов. Сегодня акции Landkom стоят в 18 раз дешевле, чем после размещения.

Сразу за «крупной заграничной рыбой» идет материал о местных игроках на бирже. Это типа Forex, только местная – «Украинская биржа». Я так и не поняла, была ли это реклама отечественного конкурента Форекса, или люди, которые зарабатывают 2-3 тысячи гривен в месяц и правда достойны внимания финансового журнала? Хотя, как явление – игра на бирже среди обычного населения, которое так популярно в последние несколько месяцев, в принципе и можно коснуться на страницах издания.

Хорошая аналитическая статья о мировой экономике, ее перспективах и тенденциях – от опять же русского экономиста Сергея Гуриева. Гуриев сомневается в том, что ЕС сможет перерасти в полноценное общеевропейское министерство финансов, а из-за долгов Греции темпы роста Европы скорее всего будут низкими. Америка будет расти медленно, а после президентских выборов 2012 года буду сокращены госрасходы и повышены налоги. В Штатах огромный потенциал повышения налогов без удара по производительности и огромный потенциал сокращения расходов.

Ровно с половины журнал ожил и пошли весьма качественные материалы. Правда и тут меня постигло некоторое разочаровании. Материал «Корпоративная весна» от Девида Кирпатрика при проверке в поиске оказался рерайтом статьи «Социальная революция в корпорациях», которая вышла аж в сентябре в русском Forbes. Тут в который раз убедилась, что западные авторы умеют писать очень зажигательно и живо. Правда, не всегда их рассуждения а) применимы к нашей реальности (особенно если статьи переводные), б) часто грешат неоправданным оптимизмом и опускают важные и серьезные факторы, которые тоже влияют на описанные события.

Если вкратце то суть «Корпоративной весны» в том, что большим компаниям следует обращать свои взоры в Интернет-пространство, быстро реагировать и перестраиваться на тех потребителей, который живут в социальных сетях и обладают такой социальной силой, которая в один день может испортить репутации фирме навсегда. Как пример приводится несколько случаев, когда сообщество Facebook смогло повлиять на те или иные решения крупных компаний.

Так, в Новой Зеландии попала по удар Adidas. Болельщики новозеландской сборной были глубоко возмущены тем фактом, что на внутреннем рынке фирменные футболки команды стоили значительно дороже, чем за рубежом. С помощью Интернета фанаты сравнили цены в Зеландии и США, а затем организовали кампанию протеста. Эти действия и топорная реакция Adidas попали в новостные сюжеты на национальных телеканалах, после чего разгневанные потребители стали массово возращать вещи в магазины Adidas, а сотрудники фирмы с перепугу убрали ее логотипы с корпоративного транспорта.
В начале года в социальных сетях прошла кампания против выплаты бонусов руководству нидерландского банка ING. Клиенты пригрозили забрать депозиты. Председатель правления ING Ян Хоммен отказался от своих бонусных $1,8 млн. и приказал всем остальным начальникам поступить также.

А кто-нибудь слышал о похожих случаях применительно к России (Болотную площадь в пример не приводить) или Украине?

На 54-й акула отечественного телебизнеса Алексаднр Роднянский размышляет о том, как повлияет прогресс на будущее индустрии медиа и развлечений. Он считает, что с распространением мобильных устройств и планшетов время, которое потребитель тратит на потребление медиа только увеличивается, а также происходит его вовлеченность в этот процесс. А вот эфирному ТВ пророчат невеселое будущее – из классических ТВ-каналов выживут немногие. Будущее – за развитием тематических каналов, которое продолжает стремительно расти. Что касается кино – то здесь играть первую скрипку будут экшены и триллеры в формате 3D. Выпускать в прокат мелодрамы станет невыгодно. Хотя десятые годы станут идеальным временем для независимого кино – это позволит развитие технологий.
Тем не менее Роднянский считает, что в Украине нет достаточной прослойки так называемого умного зрителя, который сможет потреблять такой отечественный продукт. Есть четкая корреляция: чем конкурентное общество, тем более востребованы в нем яркие мысли, идеи и художественные эмоции. «Красота по-американски» и «Черный лебедь» имели в США и Европе многомиллионные сборы. У нас к сожалению такое кино не смотрят. Большинство молодых людей – даже с вузовскими дипломами – считают, что им совсем не нужна культура и гуманитарное образование.

Отличный материал, не рерайт, хоть и российскими аналитиками о том, «Куда движется Интернет?» можно найти на 64-й страничке.
Здесь один из основателей Яндекса – Илья Сегалович, крупнейший IT-инвестор Юрий Мильнер и основатель венчурного фонда Almaz Capital – Александр Галицкий рассуждают о перспективах развития глобальной сети.

Вот некоторые из ключевых выжимок:
Сегалович: К 2020 году количество пользователей Интернета возрастет с 2 до 5 млрд. человек. Бурный рост возможен за счет таких стран, как Индия. Вместо социальных сетей на первое место выйдут узкоспециализированные вертикальные сервсиы, интегрированные с ними, такие как Turntable, Instagram, Foursquare и т.д.
Галицкий: Информации слишком много уже сейчас, а человек должен получать самую важную и полезную, именно в этом направлении продолжат развиваться поисковые сервисы. Информационный взрыв приведет к том, что через 10 лет не только Facebook и Google будут знать о нас все – то же самое будут знать наши соседи, работодатели. Интернет будет похож на реальную жизнь с реальными законами. Информационное пространство Земли определеяют четыре явных лидера: Apple, Google, Amazon, Facebook, не удивлюсь, если в скором времени откроется Apple Bank или Google Bank, которые будут пропускать через себя потоки электронных денег, вытесняющих традиционные деньги из многих сфер оборота.

«Тема номера» – обширный материал об украинской Фабрике смеха, а именно об истории успеха и становлении «Студии Квартал-95». Отличнейший материал, и главное об отечественных героях. Тут подробно на четыре разворота повествуется о Зеленском и компании, их инвесторах и поворотах судьбы, благодаря которым им удалось добиться миллионных оборотов в бизнесе. Так на счету «Квртала» уже 17 телепередач, причем это не адаптация успешных иностранных проектов, а собственные форматы. Например, в мире нет аналогов программ «Рассмеши комика», «Пороблено в Україні», «Майдан’s».
Оказывается сериал «Сваты», как и фильмы «Любовь в большом городе» (2 части), «Служебный роман. Наше время» – тоже их продукты. В 2012 году выйдут еще две комедии, в которых Зеленский с партнерами был сопродюсером и сценаристом. Задача-максимум – «Оскар» за лучший иностранный фильм.

Секрет успеха Зеленского в нечеловеческой работоспособности (репетиции по 12-14 часов в день) и умении делится с партнерами-друзьями. Его собственная жена практически не видит Владимира дома – все время он отдает работе. Зеленский – перфекционист. Репетиций вполсилы в «Квартале» не бывает. Желая добиться максимальной отдачи от артиста он может на него наорать – даже если это друг детства. Правда быстро отходит.
В 2008-м Валерий Хорошковский – владелец «Интера» купил 50% «Квартала» за 12 млн. у.е. (по словам приближенных). Уже в 2010 Хорошковский предложил Зеленскому пост генерального продюсера телеканала «Интер». Сейчас в команде полсотни авторов, которые непрерывно призводят огромное количество качественных шуток и сценариев. «У нас лучшие авторы в СНГ», – убежден Борис Шефир, с которым познакомился Зеленский еще в 17 лет и до сих пор дружит и работает. «Квартал» – высшая лига, планка юмора тут очень высока. «Если ты продержался здесь несколько лет – ты востребованный профи», – говорит один из авторов.

Второй по объему материал в январском Forbes посвящен генеральному директору «Мариупольского комбината имени Ильича» Владимиру Бойко и тому, как он заработал на нем полмиллиарда долларов.
Авторы текста Сегвиль Мусаева и Юрий Аксенов проводят читателя через хитросплетения нелегкой судьбы руководителя одного из тех самых заводов, которые рвала на части в эпоху девяностых теперешняя украинская олигархия. Масштабы преступных, рейдерских и коррупционных схем – впечатляют. Перед глазами проносится прямо таки триллер, в котором сыграли свои роли премьер Лазаренко, Игорь Коломойский, Ринат Ахметов, Геннадий Корбан, Вадим Новинский и даже социалистка Валентина Семенюк. Как всегда бывает в таких историях рабочий коллектив кинули на акции, а активы перешли в руки «всемогущего». 1 июля 2010 года Бойко со ступенек центрального входа представил работникам ММК нового собственника – Рината Ахметова.
Примечательно, что за годы работы обозначенного завода он успел приобрести в свое хозяйство: фермерское хозяйство «Ильич-Агро», «Уманьферммаш» (завод по выпуску техники для животноводства и кормопроизводства), швейная фабрика «Фея», сеть аптек «Ильич-Фарм», Мариупольский Аэропорт и «Экстрим-парк».

На 112-й страничке симпатичная подборка цитат на тему принципов, вот парочка из них:

«Легко иметь принципы, когда ты богат. Гораздо труднее их себе позволить, когда ты беден»

Рей Крок, основатель корпорации McDonald's

Куда легче сражаться за свои принципы, чем жить в согласии с ними.
Альфред Адлер, австрийский психолог

Если вам говорят, что дело не в деньгах, а в принципе, – значит, дело в деньгах.
Фрэнк Хаббард

Кстати, когда я закончила писать блог, то обнаружила, что Forbes завели группу на ФБ. Скорее всего, со второго января, так как первая публикация появилась именно в этот день. В группе уже 2 227 человек, присоединяйтесь, если хотите следить за обновлениями – они выкладывают практически все самые главные тексты туда. Правда, постепенно. Вот почему, когда я вводила тексты на проверку Гугл ничего не выдавал. Так только несколько часов назад появилась публикация об офисе GlobalLogiс.

А вот официальный сайт журнала forbes.umh.ua – здесь правда, ничего кроме обложек не выкладывают.

Мое резюме: журнал неплох, но ему еще есть куда расти. Стоит избавляться от откровенно пророссийских материалов и тех, где высказывают свою точку зрения маститые русские и зарубежные эксперты. Потому что это: а) напрягает – создается впечатление, что украинского читателя пытается научить уму-разуму старшие северные братья, б) хочется видеть больше наших лиц, ведь в Украине тоже немало неглупых мужей, чья точка зрения была бы многим интересна. По возможности уменьшить или даже свести к нулю хэпиэндовские прилизанные материальчики об историях успеха зарубежных бизнесменов – потому что у них там все по-другому и опять же хочется видеть ху из ху – здесь у нас, в Украине.

Вот спрашивается нафига мне читать в украинском журнале об основателе компании по производству корма для кошек и собак из Огайо? Или зачем публиковать топ-30 предпринимателей (на три страницы), которые вложили деньги в проблемы человечества? Почему не написать о топ-30 украинских бизнесменов, которые вложили свои кровные в бесплатные стипендии для украинских студентов или купили оборудование для украинских медицинских центров. А ведь такие есть. В общем сделать журнал, если можно так выразится, более проукраинским, а не пророссийским и отдавать 95% площади под такие материалы, как о Зеленском, Бойко, Роднянском и Хмиле. А если писать о зарубежных историях – так чтобы это были истории о возможностях ведения бизнеса для украинцев за рубежом или об уже сложившихся бизнесах.
Ну и обложку сделать посолиднее, что ли)) На ощупь и вид - она не очень. А еще Зеленского как-то неудачно сфотографировали и затем заретушировали.

На последок для позитива вот вам фото, сделанное нашим корреспондентом сегодня. Как вы считаете на парне халат стыренный из отеля? Что-то я не видела в наших магазинах белых мужских халатиков))



Добавить в: