Десоветизация начинается с дел, а не с памятников
За последние десять лет ни одна украинская власть так и не добилась существенных подвижек в вопросе земельной реформы. Под последней я имею ввиду в первую очередь снятие моратория на продажу земли. Мораторий действует до 1 января 2016 года, но Президент Украины инициировал досрочное снятие запрета и начало продажи земель сельскохозяйственного значения.
Сама по себе, инициатива весьма многообещающая – многие ее могут поддержать. Но риски «потерять все» - не менее велики. Дело в том, что неумело проведенная земельная реформа может нанести украинской экономике только вред, как нанесла вред неумелая политика свободного курсообразования, за один месяц нанеся банковской системе урон на 46 млрд. гривен. Неотработанная нормативная и законодательная база, отсутствие работы с населением по вопросу земельной реформы, может привести к подобным последствиям: землю скупят за бесценок, а украинский АПК не сможет составить адекватную конкуренцию транснациональным корпорациям.
Существует возможность избежать этого ущерба, обернув земельную реформу в реальное благо для страны (и для отечественного АПК в частности). Для этого необходимо учитывать риски, которые просчитывали украинские финансисты, начиная со времен Кучмы, отнестись с вниманием к историческому опыту других государств, где принимался закон о продаже земли, а также взять в оборот наработки предыдущей власти – разного рода инициативы, которые должны были стать фундаментом нового законопроекта о продаже земли.
Инициатив таких немало. Возьмем, например, наработки предыдущей власти, разработанные под руководством экс-вице-премьера Сергея Арбузова. Одна из полезных идей, предложенных в то время – создание Аграрной биржи. Целью такой биржи должна в идеале стать защита национального производителя, гарантия фиксированного спроса и предложения, кредитование украинских аграриев, определение цен на продукцию АПК, созданного как украинцами, так и иностранцами (на украинской земле). Второй важный шаг (с опорой уже на мировой опыт) – создание Земельного банка по американскому образцу, организации, которая будет контролировать объемы земли, находящейся в продаже, определять реальную стоимость украинских земель и контролировать все процессы купли-продажи земли.
Совокупность этих факторов может существенно улучшить готовящуюся реформу, вызвав процесс оздоровления украинского села. Более того, по результатам эффективной деятельности, можно говорить о надеждах на появление в селе среднего класса – о том, о чем в советские и царские времена людям приходилось только мечтать. Десоветизация ведь начинается не с переименования улиц или падающих памятников – десоветизация начинается с реальных эффективных реформ на благо народа.
Сама по себе, инициатива весьма многообещающая – многие ее могут поддержать. Но риски «потерять все» - не менее велики. Дело в том, что неумело проведенная земельная реформа может нанести украинской экономике только вред, как нанесла вред неумелая политика свободного курсообразования, за один месяц нанеся банковской системе урон на 46 млрд. гривен. Неотработанная нормативная и законодательная база, отсутствие работы с населением по вопросу земельной реформы, может привести к подобным последствиям: землю скупят за бесценок, а украинский АПК не сможет составить адекватную конкуренцию транснациональным корпорациям.
Существует возможность избежать этого ущерба, обернув земельную реформу в реальное благо для страны (и для отечественного АПК в частности). Для этого необходимо учитывать риски, которые просчитывали украинские финансисты, начиная со времен Кучмы, отнестись с вниманием к историческому опыту других государств, где принимался закон о продаже земли, а также взять в оборот наработки предыдущей власти – разного рода инициативы, которые должны были стать фундаментом нового законопроекта о продаже земли.
Инициатив таких немало. Возьмем, например, наработки предыдущей власти, разработанные под руководством экс-вице-премьера Сергея Арбузова. Одна из полезных идей, предложенных в то время – создание Аграрной биржи. Целью такой биржи должна в идеале стать защита национального производителя, гарантия фиксированного спроса и предложения, кредитование украинских аграриев, определение цен на продукцию АПК, созданного как украинцами, так и иностранцами (на украинской земле). Второй важный шаг (с опорой уже на мировой опыт) – создание Земельного банка по американскому образцу, организации, которая будет контролировать объемы земли, находящейся в продаже, определять реальную стоимость украинских земель и контролировать все процессы купли-продажи земли.
Совокупность этих факторов может существенно улучшить готовящуюся реформу, вызвав процесс оздоровления украинского села. Более того, по результатам эффективной деятельности, можно говорить о надеждах на появление в селе среднего класса – о том, о чем в советские и царские времена людям приходилось только мечтать. Десоветизация ведь начинается не с переименования улиц или падающих памятников – десоветизация начинается с реальных эффективных реформ на благо народа.