Кому жмут лавры Рузвельта. Инвестиционные проекты-2009
Украина, шестой месяц кризиса. Это если отсчет вести с сентября, когда он проявился во всей красе в металлургии и был по-настоящему осознан. По идее, наши власти уже давно должны были оправиться от шока и позаботиться о том, чтобы смягчить болевой удар по экономике. А значит, и по благосостоянию граждан — если не работающих в реальном секторе, то от его результатов так или иначе зависящих.
Сокращение производства, массовое высвобождение работников, острая нехватка финансовых ресурсов, коллапс кредитования — у нынешнего кризиса очень много обличий. Поэтому первое, что приходит на ум, — это аналогии с Великой депрессией в США. С самого начала наши политики подняли на щит технологии Рузвельта по выводу из кризиса. Однако после прочтения некоторого количества книжек призывы к слепому копированию опыта 80-летней давности резко поутихли.
Стало очевидно, что всякие аналогии хромают. Во-первых, сегодня дороги кирками не строят, и обеспечивать занятость в строительстве и инфраструктуре на основе самой примитивной техники невозможно. Во-вторых, при Рузвельте значительная часть рабочей силы обеспечивалась насильно, а сегодня не «покатят» ни трудовые лагеря, ни работа за доллар в день. В-третьих, не будем забывать, что окончательный выход американской экономики из кризиса стал возможным лишь благодаря французским и английским заказам Второй мировой войны.
И, наконец, главное — Украину дорогами не спасти. Одна из основных задач, которые мы должны решить, — это создание внутреннего рынка для нашей экспортной продукции, металла и химии. А дороги не «металлопоглощающие».
Однако сама по себе ставка на крупные общегосударственные, в том числе инфраструктурные, проекты является правильной. При системном подходе и четком определении приоритетов, источников финансирования их реализация поможет адсорбировать излишек рабочей силы и придаст импульс к развитию не только смежных отраслей (металлургия, энергетика, производство стройматериалов и пр.), но и депрессивных регионов.
Попытка — не пытка
Ключевые персонажи в правительстве делали ставку на проекты с самого начала.
Два месяца назад, 13 декабря 2008 года, министр экономики Богдан Данилишин в своей статье в «ЗН» подчеркнул:
«Государство не снимает с себя никаких социальных обязательств, однако это делает невозможным увеличение государственных капитальных вложений. Но через механизм гарантирования будут привлечены важные инвестиционные кредиты международных финансовых организаций, в том числе на поддержку обеспечения общественно важных проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, развитию инфраструктуры (транспортной, коммунальной), организации и проведению финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине и т.п.».
.......
Естественно, «ЗН» просто не могло пройти мимо информации о «сотнях проектов». И уже в первый рабочий день после выхода интервью Юлии Владимировны мы решили поинтересоваться, насколько эти слова соответствуют действительности.
Какой багаж наработали в каждом министерстве и ведомстве, которое, с нашей точки зрения, может быть задействовано в этом процессе. Однако не в плане построения неких розовых замков. А с точки зрения реальности воплощения, готовности к запуску.
Но чтобы нам не рассказали обо всех недостроенных с 1913 года заводах и библиотеках, мы составили таблицу и направили в 12 министерств и ведомств.
Почему мы занялись этим? Потому что считаем, что теряющим работу людям необходимо знать, где может понадобиться их труд. Насколько шахтеры или заводчане Востока могут рассчитывать на реализацию крупных проектов в своем регионе? Чем смогут заняться жители Западной Украины, где растет число вернувшихся «заробітчан»? Какова ситуация на селе, куда неминуемо будут возвращаться безработные из городов?
Ведь ни в рэкет, ни на базары эти люди уйти не смогут — там уже все занято упорядоченным масштабным бизнесом и силовиками. Нам хотелось понять — что значит «крупные проекты в украинских условиях». А главное, где брать для них финансирование при нарастающих проблемах отечественного банковского сектора и постоянно ухудшающихся внутренних и внешних условиях заимствования. Понятно, что рассматриваться, с нашей точки зрения, могли только уже утвержденные проекты — либо на министерском уровне, либо на правительственном.
Среди адресатов «ЗН» оказались министерства: промышленной политики, аграрной политики, угольной промышленности, топлива и энергетики, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей природной среды, по вопросам чрезвычайных ситуаций. А также «Укрзалізниця», Госадминистрация связи, Госводхоз и «Укравтодор», тоже играющие важную роль в развитии украинской инфраструктуры.
Ни в 10-дневный срок, ни позднее не пришли ответы из «Укрзалізниці» (генеральный директор М.Костюк) и Министерства окружающей природной среды (министр Г.Филипчук). Мы понимаем, что у железнодорожников имеется начальство в лице отраслевого министра. А в центральном аппарате Минприроды нам на словах объяснили, что у них просто нет проектов, о которых можно сообщить прессе. Но это не повод нарушать закон об информации, не предоставляя печатному органу ответа на его официальное обращение.
Что же касается полученных ответов, то ни один из них не содержал запрашиваемой информации в полном объеме. Зато пищу для размышлений мы получили обильную.
Те из читателей, которых не интересуют подробности, могут сразу обратиться к выводам в конце публикации. А пока обо всем по порядку…
полный текст ://www.zn.ua/1000/1550/65484/
Выводы:
Нельзя объять необъятное, а в рамках одной статьи — проанализировать инвестиционную деятельность практически всех ведущих министерств и ведомств. Поэтому плавно переходим к выводам.
1. Неискоренима привычка выдавать желаемое за действительное. В одной только фразе своего интервью для «ЗН» — «Для каждого министерства мы утвердили сотни инфраструктурных проектов» — премьер Юлия Тимошенко трижды погрешила против истины.
Во-первых, не для каждого. В двух министерствах — охраны окружающей природной среды и по чрезвычайным ситуациям — нам официально заявили, что по их линии масштабные инфраструктурные проекты, призванные помочь отечественной экономике в период кризиса, не реализуются.
Во-вторых, явная натяжка — слово «сотни». Министерство аграрной политики поделилось информацией аж о двух проектах, Минжилкоммунхоз — об одном, но очень крупном.
В-третьих, натяжка насчет «мы утвердили». Нам прислали перечни, примерно половина которых утверждены на уровне департаментов министерств. То есть, по большому счету, никем. Например, содержащий 53 позиции «Перечень приоритетных инвестиционных проектов в промышленном комплексе Украины на 2009—2013 годы» не утверждался даже приказом по Минпромполитики.
2. За шесть месяцев кризиса правительство не нашло в себе интеллектуального, организационного, дисциплинарного ресурса, чтобы определить реальные приоритеты и увязать их с крупными инвестиционными проектами.
Выступая в феврале в ВР, премьер объявила о четырех приоритетных отраслях: аграрный сектор, строительство, энергосбережение, машиностроение. Подтверждается ли это общегосударственными инвестиционными проектами? Только частично.
Например, полностью обделенным оказалось село, в которое будут возвращаться, потеряв работу в городе, его бывшие жители. Кризис — это некий шанс для села, если, конечно, будет развиваться инфраструктура. Но, похоже, не будет. Судя по информации МинАП, намечено реализовать всего два проекта, да и те касаются аграрного сектора постольку поскольку. Речь идет о заготовке «альтернативных источников энергоресурсов». Интересно — соломы, хвороста или дров?
3. Все министерства, за исключением Минпромполитики и Минуглепрома, проигнорировали такой ключевой, на наш взгляд, фактор, как количество создаваемых рабочих мест. Это говорит о том, что никто всерьез и системно — как на министерском, так и на межведомственном уровне — не занимается этой проблемой. Говорится слишком много слов по этому поводу, но Минтруда и центры занятости не имеют ни малейшего представления о том, где будут создаваться необходимые в условиях безработицы рабочие места, кто управляет этим процессом.
4. Абсолютно упущен региональный аспект. Или, если угодно, он отдан на откуп инвесторам. Все согласны с тем, что основными зонами риска, пусть и с разной природой безработицы, будут Восток и Запад Украины, однако, по нашим наблюдениям, проектные «изыскания» министерств больше тяготеют к Югу и Юго-востоку страны.
За нагромождением разнообразных проектов мы увидели неготовность правительства осознанно влиять на ситуацию в конкретных городах и населенных пунктах. В лучшем случае поощряется местная инициатива. Часть же проектов перекочевала в антикризисные перечни из старых загашников, когда сама возможность массовых увольнений и закрытия предприятий существовала лишь теоретически.
5. Даже утвержденные правительством проекты в 90% случаев не имеют в 2009 году шансов на финансирование.
О каких инвестициях, о каком стабфонде, о каких банковских кредитах под гарантии правительства может идти речь, когда госбюджет сведен с колоссальным скрытым дефицитом, страна — накануне разрыва отношений с МВФ, а распри между президентом, премьером и примкнувшей к ним Верховной Радой стали предметом издевок мирового сообщества? По авторитетным экспертным данным (мы вынуждены ссылаться на них, так как от обнародования ежемесячных данных Госкомстата Кабмин предусмотрительно отказался), ВВП страны в январе с.г. сократился на 25—27% по сравнению с январем 2008-го. До воздушных ли инвестиционных «замков» сейчас?
Однако и в этом море пессимистических оценок есть капля надежды. Все-таки кризис инвестиционно-проектного жанра — это вам не кризис банковский или промышленный. Если произойдет чудо, и в марте в ВР наберется достаточное количество голосов для кадровых изменений в правительстве, а потом еще одно чудо — и к штурвалу экономических процессов придут хотя бы два-три опытных менеджера, можно будет и приоритеты грамотно расставить, и количество проектов свести к необходимому и достаточному. Стране не нужны ни сотни, ни миллионы утвержденных. Стране достаточно несколько десятков проектов, но хорошо продуманных и оперативно реализованных.
Сокращение производства, массовое высвобождение работников, острая нехватка финансовых ресурсов, коллапс кредитования — у нынешнего кризиса очень много обличий. Поэтому первое, что приходит на ум, — это аналогии с Великой депрессией в США. С самого начала наши политики подняли на щит технологии Рузвельта по выводу из кризиса. Однако после прочтения некоторого количества книжек призывы к слепому копированию опыта 80-летней давности резко поутихли.
Стало очевидно, что всякие аналогии хромают. Во-первых, сегодня дороги кирками не строят, и обеспечивать занятость в строительстве и инфраструктуре на основе самой примитивной техники невозможно. Во-вторых, при Рузвельте значительная часть рабочей силы обеспечивалась насильно, а сегодня не «покатят» ни трудовые лагеря, ни работа за доллар в день. В-третьих, не будем забывать, что окончательный выход американской экономики из кризиса стал возможным лишь благодаря французским и английским заказам Второй мировой войны.
И, наконец, главное — Украину дорогами не спасти. Одна из основных задач, которые мы должны решить, — это создание внутреннего рынка для нашей экспортной продукции, металла и химии. А дороги не «металлопоглощающие».
Однако сама по себе ставка на крупные общегосударственные, в том числе инфраструктурные, проекты является правильной. При системном подходе и четком определении приоритетов, источников финансирования их реализация поможет адсорбировать излишек рабочей силы и придаст импульс к развитию не только смежных отраслей (металлургия, энергетика, производство стройматериалов и пр.), но и депрессивных регионов.
Попытка — не пытка
Ключевые персонажи в правительстве делали ставку на проекты с самого начала.
Два месяца назад, 13 декабря 2008 года, министр экономики Богдан Данилишин в своей статье в «ЗН» подчеркнул:
«Государство не снимает с себя никаких социальных обязательств, однако это делает невозможным увеличение государственных капитальных вложений. Но через механизм гарантирования будут привлечены важные инвестиционные кредиты международных финансовых организаций, в том числе на поддержку обеспечения общественно важных проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, развитию инфраструктуры (транспортной, коммунальной), организации и проведению финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине и т.п.».
.......
Естественно, «ЗН» просто не могло пройти мимо информации о «сотнях проектов». И уже в первый рабочий день после выхода интервью Юлии Владимировны мы решили поинтересоваться, насколько эти слова соответствуют действительности.
Какой багаж наработали в каждом министерстве и ведомстве, которое, с нашей точки зрения, может быть задействовано в этом процессе. Однако не в плане построения неких розовых замков. А с точки зрения реальности воплощения, готовности к запуску.
Но чтобы нам не рассказали обо всех недостроенных с 1913 года заводах и библиотеках, мы составили таблицу и направили в 12 министерств и ведомств.
Почему мы занялись этим? Потому что считаем, что теряющим работу людям необходимо знать, где может понадобиться их труд. Насколько шахтеры или заводчане Востока могут рассчитывать на реализацию крупных проектов в своем регионе? Чем смогут заняться жители Западной Украины, где растет число вернувшихся «заробітчан»? Какова ситуация на селе, куда неминуемо будут возвращаться безработные из городов?
Ведь ни в рэкет, ни на базары эти люди уйти не смогут — там уже все занято упорядоченным масштабным бизнесом и силовиками. Нам хотелось понять — что значит «крупные проекты в украинских условиях». А главное, где брать для них финансирование при нарастающих проблемах отечественного банковского сектора и постоянно ухудшающихся внутренних и внешних условиях заимствования. Понятно, что рассматриваться, с нашей точки зрения, могли только уже утвержденные проекты — либо на министерском уровне, либо на правительственном.
Среди адресатов «ЗН» оказались министерства: промышленной политики, аграрной политики, угольной промышленности, топлива и энергетики, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей природной среды, по вопросам чрезвычайных ситуаций. А также «Укрзалізниця», Госадминистрация связи, Госводхоз и «Укравтодор», тоже играющие важную роль в развитии украинской инфраструктуры.
Ни в 10-дневный срок, ни позднее не пришли ответы из «Укрзалізниці» (генеральный директор М.Костюк) и Министерства окружающей природной среды (министр Г.Филипчук). Мы понимаем, что у железнодорожников имеется начальство в лице отраслевого министра. А в центральном аппарате Минприроды нам на словах объяснили, что у них просто нет проектов, о которых можно сообщить прессе. Но это не повод нарушать закон об информации, не предоставляя печатному органу ответа на его официальное обращение.
Что же касается полученных ответов, то ни один из них не содержал запрашиваемой информации в полном объеме. Зато пищу для размышлений мы получили обильную.
Те из читателей, которых не интересуют подробности, могут сразу обратиться к выводам в конце публикации. А пока обо всем по порядку…
полный текст ://www.zn.ua/1000/1550/65484/
Выводы:
Нельзя объять необъятное, а в рамках одной статьи — проанализировать инвестиционную деятельность практически всех ведущих министерств и ведомств. Поэтому плавно переходим к выводам.
1. Неискоренима привычка выдавать желаемое за действительное. В одной только фразе своего интервью для «ЗН» — «Для каждого министерства мы утвердили сотни инфраструктурных проектов» — премьер Юлия Тимошенко трижды погрешила против истины.
Во-первых, не для каждого. В двух министерствах — охраны окружающей природной среды и по чрезвычайным ситуациям — нам официально заявили, что по их линии масштабные инфраструктурные проекты, призванные помочь отечественной экономике в период кризиса, не реализуются.
Во-вторых, явная натяжка — слово «сотни». Министерство аграрной политики поделилось информацией аж о двух проектах, Минжилкоммунхоз — об одном, но очень крупном.
В-третьих, натяжка насчет «мы утвердили». Нам прислали перечни, примерно половина которых утверждены на уровне департаментов министерств. То есть, по большому счету, никем. Например, содержащий 53 позиции «Перечень приоритетных инвестиционных проектов в промышленном комплексе Украины на 2009—2013 годы» не утверждался даже приказом по Минпромполитики.
2. За шесть месяцев кризиса правительство не нашло в себе интеллектуального, организационного, дисциплинарного ресурса, чтобы определить реальные приоритеты и увязать их с крупными инвестиционными проектами.
Выступая в феврале в ВР, премьер объявила о четырех приоритетных отраслях: аграрный сектор, строительство, энергосбережение, машиностроение. Подтверждается ли это общегосударственными инвестиционными проектами? Только частично.
Например, полностью обделенным оказалось село, в которое будут возвращаться, потеряв работу в городе, его бывшие жители. Кризис — это некий шанс для села, если, конечно, будет развиваться инфраструктура. Но, похоже, не будет. Судя по информации МинАП, намечено реализовать всего два проекта, да и те касаются аграрного сектора постольку поскольку. Речь идет о заготовке «альтернативных источников энергоресурсов». Интересно — соломы, хвороста или дров?
3. Все министерства, за исключением Минпромполитики и Минуглепрома, проигнорировали такой ключевой, на наш взгляд, фактор, как количество создаваемых рабочих мест. Это говорит о том, что никто всерьез и системно — как на министерском, так и на межведомственном уровне — не занимается этой проблемой. Говорится слишком много слов по этому поводу, но Минтруда и центры занятости не имеют ни малейшего представления о том, где будут создаваться необходимые в условиях безработицы рабочие места, кто управляет этим процессом.
4. Абсолютно упущен региональный аспект. Или, если угодно, он отдан на откуп инвесторам. Все согласны с тем, что основными зонами риска, пусть и с разной природой безработицы, будут Восток и Запад Украины, однако, по нашим наблюдениям, проектные «изыскания» министерств больше тяготеют к Югу и Юго-востоку страны.
За нагромождением разнообразных проектов мы увидели неготовность правительства осознанно влиять на ситуацию в конкретных городах и населенных пунктах. В лучшем случае поощряется местная инициатива. Часть же проектов перекочевала в антикризисные перечни из старых загашников, когда сама возможность массовых увольнений и закрытия предприятий существовала лишь теоретически.
5. Даже утвержденные правительством проекты в 90% случаев не имеют в 2009 году шансов на финансирование.
О каких инвестициях, о каком стабфонде, о каких банковских кредитах под гарантии правительства может идти речь, когда госбюджет сведен с колоссальным скрытым дефицитом, страна — накануне разрыва отношений с МВФ, а распри между президентом, премьером и примкнувшей к ним Верховной Радой стали предметом издевок мирового сообщества? По авторитетным экспертным данным (мы вынуждены ссылаться на них, так как от обнародования ежемесячных данных Госкомстата Кабмин предусмотрительно отказался), ВВП страны в январе с.г. сократился на 25—27% по сравнению с январем 2008-го. До воздушных ли инвестиционных «замков» сейчас?
Однако и в этом море пессимистических оценок есть капля надежды. Все-таки кризис инвестиционно-проектного жанра — это вам не кризис банковский или промышленный. Если произойдет чудо, и в марте в ВР наберется достаточное количество голосов для кадровых изменений в правительстве, а потом еще одно чудо — и к штурвалу экономических процессов придут хотя бы два-три опытных менеджера, можно будет и приоритеты грамотно расставить, и количество проектов свести к необходимому и достаточному. Стране не нужны ни сотни, ни миллионы утвержденных. Стране достаточно несколько десятков проектов, но хорошо продуманных и оперативно реализованных.