Маэстро Сукач: «Чернигов становится городом меломанов»
«Спасибо Вам за то, что мы не чувствуем себя провинцией!» Именно эти слова, сказанные слушателями дирижеру после одного из первых концертов оркестра «Филармония», уверили Николая Сукача в правильности выбранного им пути. А еще заставили отказаться от о-о-о-очень заманчивого предложения – возглавить хороший столичный коллектив. Сегодня симфоническому оркестру «Филармония», который действует на базе Областного филармонического центра фестивалей и концертных программ, 10 лет. От души и горячо поздравляем с юбилеем!
Своим детищем Николай Васильевич может гордиться по праву. Редко какой город в Украине масштаба Чернигова может похвастаться существованием подобного коллектива. С нашим оркестром выступали солисты с мировыми именами, гонорары которых исчисляются тысячами долларов или евро за концерт, а гастрольные графики расписаны на несколько месяцев вперед. Но самое главное – воспитана интеллигентная и благодарная публика. На юбилейном концерте оркестра «Филармония» 28 октября зрителей ждет сюрприз – в концерте П. Чайковского для фортепиано с оркестром зазвучат сразу два рояля! Солисты – известные музыканты, лауреаты Международных конкурсов Вадим Руденко и Олег Полянский.
- Николай Васильевич, что же послужило толчком к созданию симфонического оркестра в Чернигове?
- Наверное, просто подошло время. Я чувствовал, что нахожусь в такой творческой форме, что мне уже совершенно тесно в музыкальном училище, и начал искать работу в своей сфере. Я прошел достаточно серьезный творческий путь как музыкант-исполнитель, знал эту работу изнутри, но все-таки чувствовал себя дирижером. В то время здесь существовал камерный оркестр. Правда, я бы назвал его каменным, потому что однажды я пришел на концерт, программа которого длилась 28 минут, а в зале, включая меня, находились всего семь-восемь человек. А потом, когда оркестр «Филармония» уже был создан, мне поступило очень заманчивое предложение. Это были совсем другие горизонты и перспективы, гастрольная деятельность, другой материальный уровень. Однако для меня оказалось важнее сделать коллектив из ничего, опираясь на свой опыт, на тех музыкантов, которых я воспитал в училище. И мне было бы сложно уехать, потому что я очень люблю Чернигов.
- Ваши концерты обычно собирают полные залы. Похоже, наш город и его жители отвечают вам взаимностью?
- Сегодня у нас действительно есть очень интеллигентная и благодарная публика. Но бывали моменты, когда я хотел все бросить. Потому что мне казалось: все это никому не нужно, оркестр существовал вопреки всему! Но теперь и в перерывах, и после концертов ко мне подходят люди, заговаривают со мной на улице, начинают спрашивать, какой будет наша следующая программа, кто будет играть. Такое отношение очень важно и очень ценно. Так что я могу сказать: все состоялось благодаря нашим слушателям. Чернигов постепенно становится городом меломанов.
- Хотелось бы отметить высокий профессиональный уровень музыкантов. Довольны их успехами?
- Да, но за этим кроется очень большой и кропотливый труд. Оркестр «Филармония» рос, работая с лучшими исполнителями мира. Сейчас уже процентов восемьдесят наших музыкантов имеют консерваторное образование. Хотя не это главное. Хорошие оркестры сыгрываются десятилетиями. Проходит много времени, когда можно сказать, что коллектив состоялся. В этом сложном хозяйстве у нас всегда будут взаимные претензии, взаимные обиды, недовольство. Потому что моя профессия заставляет требовать. Если я не буду этого делать, все исчезнет так, как и появилось. Поэтому я всегда в антагонизме с оркестром, невзирая на наши нормальные человеческие отношения. И должно быть так! Музыкант, играющий на одном из инструментов, не может знать партитуру так, как знает дирижер. Поэтому звучание оркестра в целом формирует дирижер. И от того, насколько он профессионален, насколько имеет свой творческий почерк, но при этом, естественно, уважает стиль композитора, зависит результат.
- Вдохновения вам, восхищенных зрителей и щедрых меценатов, а также – благополучия во всех сферах жизни!
Мысли вслух
О достижениях
Одно из них – открытие творчества украинского композитора Сергея Борткевича. Я написал книгу о нём, которая называется «Сергей Борткевич – партитура жизни», и посвятил её десятилетию оркестра. Как-то Николай Сук, с которым мы начинали и много играли, рассказал о маэстро и предложил сыграть его фортепианный концерт. Николай прислал партитуру, мы переписали ноты, сыграли – и я, почувствовав, что эта музыка не отпускает меня, начал собственный поиск. Оказалось, что наследство этого композитора очень богатое, а его произведения – прекрасны.
О манере работы
Манера работы у меня неброская. На сцене я не актер, стараюсь быть естественным и обходиться без дирижерских «понтов». И в работе со зрителями тоже придерживаюсь этой политики. У нас отсутствует система распространения билетов. Люди приходят и покупают билеты в кассе. Только так, как мне кажется, можно воспитать патриотизм.
Меня радует, что на фестиваль в Чернигов собираются первостепенные исполнители со всего мира.
Об образе жизни
Знаете, прошло много времени, пока я стал востребованным. По моему убеждению, дирижёр – это профессия второй половины жизни, когда приходит опыт, профессиональная мудрость, мудрость чувств. Человек уже реализовался, и для него материальные ценности отходят на задний план.
Я не тусовочный человек. Как по мне – это пустая трата времени. Может, мне бы и хотелось куда-то выйти, пообщаться, но я дорожу своим временем, нужно многое успеть. Я сам выбрал себе такую стезю – немного затворническую.
О цене на билеты
Спасибо директору филармонического центра Юрию Кравчуку – мы держим самые низкие цены на билеты. Недавно покупал билеты на концерт в Киеве – это 80 гривен. Я почувствовал, насколько наш народ бедно живет, когда мы подняли стоимость билетов с 5 до 10 гривен – и ушло ползала. Для пенсионеров это ощутимая сумма.
О новом рояле
Проблема здесь не в отсутствии средств, а гораздо шире – в интеллигентности власти. Это не такие большие деньги в масштабах региона. Если областная рада принимает решение добавить в народный хор 40 ставок и создать ансамбль бандуристов (а это еще 56 ставок), значит, в это кризисное время деньги есть. На мой взгляд, наша проблема с роялем, который нам так остро необходим, – огромное пятно на совести власти. Спонсоры когда-то обещали помочь, но экономическая ситуация сейчас неблагоприятная, я это понимаю.
Об отдыхе
Я люблю путешествовать, объездил много стран. Любимый город после Чернигова – Амстердам. Там свободой воняет, а не пахнет! Это очень свободный город, правда, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому Амстердам и называют сточной канавой Европы. Но я там чувствую себя комфортно. Мне памятны страны, в которых я побывал. Особенно те, где я работал как профессионал. Мне бы хотелось вернуться туда с оркестром.
Досье
Николай Васильевич Сукач: художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра «Филармония», заслуженный деятель искусств Украины.
Возраст: 63 года.
Место рождения: Чернигов.
Образование: Черниговское музыкальное училище (первый набор) по классу баяна; Харьковская консерватория.
Творческий путь: с 16 лет – концертная деятельность, выступления с оркестром народных инструментов в качестве солиста. За плечами маэстро служба в армии (десантные войска), руководство оркестром народных инструментов, преподавание в нашем музыкальном училище, работа в филармонии и «Союзконцерте».
Занятия спортом: в молодости играл в баскетбол и футбол.
Семья: жена Елена, две дочери. Занятие жены – во всем помогать мужу. Старшая дочь работает на телеканале «1+1», младшая – студентка пятого курса медицинского университета.
Хобби: музыка (причем увлечен ею как страстный любитель), путешествия.
Реализованная мечта: стать дирижером.
Виктория Сидорова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: оркестр, концерты, дирижер, Виктория Сидорова