Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Маэстро Сукач: «Чернигов становится городом меломанов»

Маэстро Сукач: «Чернигов становится городом меломанов»

Николай Сукач

«Спасибо Вам за то, что мы не чувствуем себя провинцией!» Именно эти слова, сказанные слушателями дирижеру после одного из первых концертов оркестра «Филармония», уверили Николая Сукача в правильности выбранного им пути. А еще заставили отказаться от о-о-о-очень заманчивого предложения – возглавить хороший столичный коллектив. Сегодня симфоническому оркестру «Филармония», который действует на базе Областного филармонического центра фестивалей и концертных программ, 10 лет. От души и горячо поздравляем с юбилеем!
Своим детищем Николай Васильевич может гордиться по праву. Редко какой город в Украине масштаба Чернигова может похвастаться существованием подобного коллектива. С нашим оркестром выступали солисты с мировыми именами, гонорары которых исчисляются тысячами долларов или евро за концерт, а гастрольные графики расписаны на несколько месяцев вперед. Но самое главное – воспитана интеллигентная и благодарная публика. На юбилейном концерте оркестра «Филармония» 28 октября зрителей ждет сюрприз – в концерте П. Чайковского для фортепиано с оркестром зазвучат сразу два рояля! Солисты – известные музыканты, лауреаты Международных конкурсов Вадим Руденко и Олег Полянский.

- Николай Васильевич, что же послужило толчком к созданию симфонического оркестра в Чернигове?
- Наверное, просто подошло время. Я чувствовал, что нахожусь в такой творческой форме, что мне уже совершенно тесно в музыкальном училище, и начал искать работу в своей сфере. Я прошел достаточно серьезный творческий путь как музыкант-исполнитель, знал эту работу изнутри, но все-таки чувствовал себя дирижером. В то время здесь существовал камерный оркестр. Правда, я бы назвал его каменным, потому что однажды я пришел на концерт, программа которого длилась 28 минут, а в зале, включая меня, находились всего семь-восемь человек. А потом, когда оркестр «Филармония» уже был создан, мне поступило очень заманчивое предложение. Это были совсем другие горизонты и перспективы, гастрольная деятельность, другой материальный уровень. Однако для меня оказалось важнее сделать коллектив из ничего, опираясь на свой опыт, на тех музыкантов, которых я воспитал в училище. И мне было бы сложно уехать, потому что я очень люблю Чернигов.

- Ваши концерты обычно собирают полные залы. Похоже, наш город и его жители отвечают вам взаимностью?
- Сегодня у нас действительно есть очень интеллигентная и благодарная публика. Но бывали моменты, когда я хотел все бросить. Потому что мне казалось: все это никому не нужно, оркестр существовал вопреки всему! Но теперь и в перерывах, и после концертов ко мне подходят люди, заговаривают со мной на улице, начинают спрашивать, какой будет наша следующая программа, кто будет играть. Такое отношение очень важно и очень ценно. Так что я могу сказать: все состоялось благодаря нашим слушателям. Чернигов постепенно становится городом меломанов.

- Хотелось бы отметить высокий профессиональный уровень музыкантов. Довольны их успехами?
-  Да, но за этим кроется очень большой и кропотливый труд. Оркестр «Филармония» рос, работая с лучшими исполнителями мира. Сейчас уже процентов восемьдесят наших музыкантов имеют консерваторное образование. Хотя не это главное. Хорошие оркестры сыгрываются десятилетиями. Проходит много времени, когда можно сказать, что коллектив состоялся. В этом сложном хозяйстве у нас всегда будут взаимные претензии, взаимные обиды, недовольство. Потому что моя профессия заставляет требовать. Если я не буду этого делать, все исчезнет так, как и появилось. Поэтому я всегда в антагонизме с оркестром, невзирая на наши нормальные человеческие отношения. И должно быть так! Музыкант, играющий на одном из инструментов, не может знать партитуру так, как знает дирижер. Поэтому звучание оркестра в целом формирует дирижер. И от того, насколько он профессионален, насколько имеет свой творческий почерк, но при этом, естественно, уважает стиль композитора, зависит результат.

- Вдохновения вам, восхищенных зрителей и щедрых меценатов, а также – благополучия во всех сферах жизни!

Мысли вслух

О достижениях
Одно из них – открытие творчества украинского композитора Сергея Борткевича. Я написал книгу о нём, которая называется «Сергей Борткевич – партитура жизни», и посвятил её десятилетию оркестра. Как-то Николай Сук, с которым мы начинали и много играли, рассказал о маэстро и предложил сыграть его фортепианный концерт. Николай прислал партитуру, мы переписали ноты, сыграли – и я, почувствовав, что эта музыка не отпускает меня, начал собственный поиск. Оказалось, что наследство этого композитора очень богатое, а его произведения – прекрасны.

О манере работы
Манера работы у меня неброская. На сцене я не актер, стараюсь быть естественным и обходиться без дирижерских «понтов». И в работе со зрителями тоже придерживаюсь этой политики. У нас отсутствует система распространения билетов. Люди приходят и покупают билеты в кассе. Только так, как мне кажется, можно воспитать патриотизм.
Меня радует, что на фестиваль в Чернигов собираются первостепенные исполнители со всего мира.

Об образе жизни

Знаете, прошло много времени, пока я стал востребованным. По моему убеждению, дирижёр – это профессия второй половины жизни, когда приходит опыт, профессиональная мудрость, мудрость чувств. Человек уже реализовался, и для него материальные ценности отходят на задний план.
Я не тусовочный человек. Как по мне – это пустая трата времени. Может, мне бы и хотелось куда-то выйти, пообщаться, но я дорожу своим временем, нужно многое успеть. Я сам выбрал себе такую стезю – немного затворническую.

О цене на билеты
Спасибо директору филармонического центра Юрию Кравчуку – мы держим самые низкие цены на билеты. Недавно покупал билеты на концерт в Киеве – это 80 гривен. Я почувствовал, насколько наш народ бедно живет, когда мы подняли стоимость билетов с 5 до 10 гривен – и ушло ползала. Для пенсионеров это ощутимая сумма.

О новом рояле
Проблема здесь не в отсутствии средств, а гораздо шире – в интеллигентности власти. Это не такие большие деньги в масштабах региона. Если областная рада принимает решение добавить в народный хор 40 ставок и создать ансамбль бандуристов (а это еще 56 ставок), значит, в это кризисное время деньги есть. На мой взгляд, наша проблема с роялем, который нам так остро необходим, – огромное пятно на совести власти. Спонсоры когда-то обещали помочь, но экономическая ситуация сейчас неблагоприятная, я это понимаю.

Об отдыхе
Я люблю путешествовать, объездил много стран. Любимый город после Чернигова – Амстердам. Там свободой воняет, а не пахнет! Это очень свободный город, правда, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому Амстердам и называют сточной канавой Европы. Но я там чувствую себя комфортно. Мне памятны страны, в которых я побывал. Особенно те, где я работал как профессионал. Мне бы хотелось вернуться туда с оркестром.

Досье

Николай Васильевич Сукач: художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра «Филармония», заслуженный деятель искусств Украины.
Возраст: 63 года.
Место рождения: Чернигов.
Образование: Черниговское музыкальное училище (первый набор) по классу баяна; Харьковская консерватория.
Творческий путь: с 16 лет – концертная деятельность, выступления с оркестром народных инструментов в качестве солиста. За плечами маэстро служба в армии (десантные войска), руководство оркестром народных инструментов, преподавание в нашем музыкальном училище, работа в филармонии и «Союзконцерте».
Занятия спортом: в молодости играл в баскетбол и футбол.
Семья: жена Елена, две дочери. Занятие жены – во всем помогать мужу. Старшая дочь работает на телеканале «1+1», младшая – студентка пятого курса медицинского университета.
Хобби: музыка (причем увлечен ею как страстный любитель), путешествия.
Реализованная мечта: стать дирижером.

Виктория Сидорова

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: оркестр, концерты, дирижер, Виктория Сидорова

Добавить в: