Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Археолог Владимир Коваленко: «Наши археологи работают на европейском уровне, хотя платят нам по-украински»

Археолог Владимир Коваленко: «Наши археологи работают на европейском уровне, хотя платят нам по-украински»

Археолог Владимир Коваленко: «Наши археологи работают на европейском уровне, хотя платят нам по-украински»

Практически все выпускники исторического факультета Черниговского педуниверститета и нынешние учителя истории прошли «боевое крещение» во время археологической практики у Владимира Коваленко – известного не только в Украине, но и далеко за ее пределами ученого-исследователя. Изучению различных остатков материальной культуры наших далеких предков он отдал более 40 лет своей жизни. За это время были сделаны важнейшие исторические открытия, найдены уникальные памятники и ценные клады.

Владимир Петрович Коваленко – историк и археолог, кандидат исторических наук, «Заслужений працівник освіти України», заведующий кафедрой археологии и этнографии ЧГПУ им. Т. Г. Шевченко.
Разработал схемы охранных археологических зон в Чернигове, Новгороде-Северском, Любече, Нежине, Батурине…

- Владимир Петрович, можете рассказать, как у вас появилось желание стать археологом?
- Эта тема была мне интересна всегда, сколько себя помню. Я учился читать по книге «Пещерный лев» о первобытном обществе. Во втором классе на день рождения мама подарила мне книгу Семена Скляренко «Святослав», а в третьем – книгу «Владимир». И так вышло, что уже в то время я читал в основном историческую литературу. Может, это был зов земли, зов предков или же возвращение им долга. Я не могу назвать это занятие моей работой, это часть моей судьбы. Князей древней Руси, людей той эпохи, как мне кажется, я знаю лучше, чем своих современников. Мне кажется, я с ними общаюсь, бываю в той эпохе.
- Совершаете своего рода путешествие во времени?
- Каким-то образом это так. Иначе как объяснить, что за мою жизнь, а я исследовал десятки памятников, у меня ни разу не было неудачных работ, мы ни разу не промахнулись? Я не знаю, как это объяснить – интуиция, вИдение, подсказки. Я всегда знал, где нужно заложить раскоп – и каждый из них попадал на интересный и даже уникальный объект. На моем счету открытие десятка монументальных архитектурных объектов того времени, десяток кладов…

- А вот об этом хотелось бы узнать подробнее! Какой из них самый важный?
- По ценности судить сложно, ведь есть ценность материальная, есть ценность историческая. Но вот один из кладов все же выделяется - это самый большой черниговский клад, найденный в 1985 году в ходе работ по определению даты возникновения Чернигова. У нас тогда велись огромные по площади работы. Недалеко от нынешнего Художественного музея мы открыли руины парадных ворот с надвратной церковью, которые вели на княжеский двор конца XII – начала XIII века. Мы разобрали руины, чтобы изучить культурный слой под ними, и обнаружили постройку, в стене которой нашли клад  - больше 30 предметов из серебра и золота. Клад имеет точную дату – 18 октября 1239 году – день гибели Чернигова от татарского нашествия. Хотя ворота и были разрушены, но церковь над ними была покрыта свинцовыми листами, и среди них застряли два наконечника татарских стрел, которые являются визитными карточками орд хана Батыя. Так что эта дата не вызывает сомнений. Там находился целый ряд вещей, которые удалось привязать к деятелям конкретной эпохи, а это случается довольно редко.

- Это были сокровища кого-то из черниговских князей?
- Одна чаша принадлежала князю Игорю – главному герою «Слова о полку Игореве». Он три года был черниговским князем – с 1199 до 1202 и похоронен в Спасском соборе. А на второй чаше византийской работы – серебряной с позолотой, прекрасной и уникальной для мировой археологии – был портрет Святого Николая. Все найденные предметы –  шейные гривны, браслеты, колты – находятся сейчас в нашем Историческом музее. Я ни одну из найденных работ не вывез за пределы области! – это мой принцип.

- Если бы вы захотели, то могли бы стать богатым человеком и жить где-то за границей!
- Знаете, я и так богатый человек. У меня более 400 печатных работ. И то, что мне удалось воплотить проекты в Батурине, Шестовице – это большая удача для человека моей профессии. Считаю, что у меня все получилось. Наши археологи работали и работают на европейском уровне, хотя платят нам по-украински. Вот какая история приключилась со мной во время конгресса в Германии. Я делал доклад о раскопках в Шестовице, что вызвало у коллег больший интерес. А после этого в неформальной обстановке зашла речь о том, как оплачиваются эти работы. Когда я перевел нашу зарплату в доллары, то все задумались и затихли. «Может, я что-то не так объяснил?» - переспрашиваю у коллег. А мне отвечают: «Если это плата за неделю – то слабовато, а если зарплата за день – то неплохо, так и зарабатывают те, кто работает в правительственных программах, сотрудничает с Пентагоном». Я, конечно, не стал объяснять, что мы получаем столько за месяц работы...
- Вы же еще и преподаете в университете?
- Я читаю несколько курсов, а основной – это «История Украины» от древнейших времен, от момента появления человека на территории Украины до татарского нашествия. У меня самый сложный период, потому что на занятия приходят вчерашние школьники, которые еще не привыкли к университету. Многие не знают, что такое конспект, не готовы работать по новой системе.

- Вам нравится общение со студентами или ушли бы с головой в науку при возможности?
- У меня такая возможность давно есть, я бы мог уехать в любую другую страну мира и найти там работу по своей специальности. Но я здесь родился, работаю и не собираюсь уезжать. Понимаете, для меня важно сочетание интересов. Я, например, счастлив, потому что всю жизнь занимался тем, что я хотел делать. Я читаю тот курс, который изучаю в экспедициях, и изучаю как раз ту тему, которую веду в университете. Я работаю со студентами, учу их работать, ведь потом они помогают выполнять археологические проекты. Ведь в Шестовице, Батурине, Любече все сделано их руками – руками студентов, магистров, аспирантов, сотрудников нашей кафедры. Не случайно ведь в прошлом году Президент Украины отметил своими именными благодарностями около 300 участников археологической экспедиции в Батурине.
- А вас ведь тогда тоже наградили орденом или медалью!
- Приятно, конечно, но это был наш коллективный труд. Главная награда – когда то, что ты делаешь, находит применение, воплощается в жизнь, не остается на бумаге, когда это все нужно людям. Я очень люблю работать с молодежью. У нас на факультете открыли специализацию «Археология», это мое любимое детище! У нас единственный университет Украины, в котором есть такая специализация – это признание наших успехов. Мои дети уже работают на мировом уровне. Я думаю над тем, как вывезти их куда-нибудь в зарубежную экспедицию и показать, что они работают лучше, чем в зарубежных странах, чтобы они поверили в свои силы. Они пишут, они издают свои труды, у нас прекрасная студенческая конференция! Даже если они ошибаются, это не столь важно, главное – чтобы они научились думать и самостоятельно излагать свои мысли. Тогда у них раскрываются крылья.

О семье

На эту тему не люблю говорить. Это как подсматривать в щель за жизнью соседей. Не имеет значения, какая у кого по счету жена, главное, чтобы она была любимая. Семья – это мой надежный тыл.
Старшей дочери – 30 лет, она является пресс-секретарем нашей команды, ведет всю деловую переписку, владеет иностранными языками. Ведь кроме кафедры, которую я возглавляю, у нас есть Центр по изучению археологии и древней истории им. Самоквасова. Мой сын Святослав - бизнесмен. У старших детей уже свои семьи, у меня растет внучка, ей два с лишним года. Маргарита – любимая дедушкина внучка. Она уже ездит с нами на раскопки.
Младшей дочери Анастасии 10 лет, она учится в школе, моя помощница. Может сама принять гостей, накрыть на стол, разжечь камин, костер, приготовить достаточно сложные блюда. Научилась всему в экспедициях. Это хорошая школа жизни.

Об экспедициях

Для работы в экспедиции мы всегда выбираем хорошие, экологически чистые места в  лесной зоне, чтобы рядом была река. Экспедиции у нас всегда очень большие – бывает под 200-300 человек - крупнейшие в Европе. Это большое хозяйство, которое построено по принципу часового механизма. Я считаю, что успех руководителя не в том, чтобы в ручном режиме всем руководить, а в том, чтобы отладить механизм, чтобы все работало само по себе. А ты только контролируешь и если нужно – подтягиваешь гири на часах или подводишь стрелки.

О досуге

В свое время коллекционировал марки, у меня была одна из лучших коллекций на Черниговщине. В молодости очень много читал фантастической литературы, люблю фантастические фильмы.
У меня прекрасная библиотека, тысячи томов, в основном, это научная литература, получаю большинство изданий по своей тематике от коллег со всего мира, но в лучшем случае успеваю их только просмотреть.
Умею готовить все – от салатов до тортов, но особенно мясо и рыбу – считаю, что это мужское занятие. Кулинария требует такого же полета фантазии, как и наука. Иначе все превращается в обычную похлебку – скучную и банальную. Люблю заниматься приготовлением фирменных напитков, у меня десятки рецептов ликеров, настоек.
Давно увлекаюсь фотографией, у меня десятки тысяч снимков. В экспедиции снимаю только сам, потому что не могу доверить это дело даже фотографу-профессионалу.

Досье

Возраст: 55 лет.
Образование: исторический факультет Черниговского пединститута им. Т. Г. Шевченко.
Профессиональные достижения: обследовал более 500 археологических памяток Черниговщины, организовывал и руководил экспедициями в Новгороде-Северском, Батурине, Шестовице, Любече. Автор более 300 научных статей по истории и археологии древнерусских городов.
Семья: жена, трое детей, внучка Маргарита.
Увлечения: фотография, научная литература, филателия.
Жизненное кредо: «Не только бежать по десяти дорожкам одновременно, но и обязательно быть на них первым!»


Виктория Кудина

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Владимир Коваленко, археолог, Виктория Кудина

Добавить в: