В 1987 году автор эти строк впервые в жизни летел на самолете. Из Одессы в Чернигов. А точнее - в аэропорт возле села Шестовица. Спустя 20 лет полеты в Даламан и Львов пришлось совершать из Борисполя - черниговский аэропорт к тому времени уже не работал по своему прямому назначению уже 13 лет. Мне стало интересно, как же сейчас выглядит аэропорт.
Первое знакомство
Небольшой отрезок пути от дороги между Киенкой и Слабином до непосредственно самого аэропорта не выглядит забытым - транспорт, как оказалось, тут ездит постоянно. По обоим бокам стоят забытые бывшие электрические столбы, слева - заасфальтированная площадка. Как потом выяснилось, раньше здесь был гараж на 100 автомобилей.
Вхожу на территорию аэродрома. Стоит машина, очень напоминающая те, что срезают асфальт на улицах Чернигова при «латочном» ремонте покрытия. Встречает лишь собака, но на ее лай никто не появляется - только еще две собаки. Направляюсь к открытой двери в здание с табличкой «Украерорух». Из первого коридора попадаю во второй, где множество дверей, за некоторыми из которых видны какие-то аппараты. Вот тут мои оклики «Есть тут кто?» слышат работники диспетчерской и настоятельно приглашают выйти. Видимо, объект не со свободным допуском.
Знакомимся. Вернее, знакомство получается односторонним - узнав, что я из газеты, мои собеседники имен своих не называют, но соглашаются показать, что сейчас происходит на аэродроме.
Вместо взлетной полосы – месторождение щебня
Кроме разобранного гаража, видны и другие руины. «Вот здесь, - показывает направо рукой мой «экскурсовод», - была стоянка для самолетов. Шесть тысяч бетонных плит размером 5х1,5 метра. Новые собственники их сняли, вывезли и продали». Звучат и цифры: якобы, при покупке здесь каждая плита оценивалась в 38 гривен. А уже в ликвидном состоянии плиты продавались в 10 раз дороже - по 400 грн.
Взлетная полоса была длиной 2400 метров. «Была» - потому что теперь 400 метров асфальта срезано. Лежат горы щебня и асфальтной крошки. «Ждут своих покупателей, - комментирует провожатый, - только сегодня утром (разговор происходил пару недель назад – авт. ) вывезли примерно десять машин щебня». Та же участь постигла и малую взлетную полосу длиной 600 метров (для тех самых АН-2) и «рулежку» - они полностью превращены в горы щебня и асфальтной крошки. «Был аэродром, а стал карьер по добыче щебня…» - с грустью вздыхает мой попутчик.
Что было
С 1986 по 1994 год из аэропорта в Шестовице можно было улететь в Москву (рейсы через день), Львов, Одессу, Донецк и Симферополь (1-2 раза в неделю). Сюда приземлялись АН-24 и ЯК-40. Из собственного авиатранспорта аэропорт располагал вертолетами МИ-2 и самолетами АН-2, использовавшимися для химработ.
Что осталось
Главная взлетная полоса даже в «урезанном» виде все еще может применяться по назначению - современным самолетам достаточно 1600-1800 метров для взлета и приземления. Но она, как и еще несколько зданий, принадлежит фирме «Дедал», которая и занимается демонтажем. Здание аэровокзала и бывшие сооружения техбригад - киевской фирме «Адилон» (аэропорт был куплен киевлянами в конце 2003 года за 303 тысячи гривен). Котельная - еще одному частному предпринимателю. В государственной собственности - только здание диспетчерской «Украероруха» (тут работает 15 человек). Кроме того, у киевлян арендует несколько помещений метеостанция Чернигова (6 работников). Вся земля, на которой расположен аэродром, находится в коммунальной собственности Черниговского горсовета.
Самолеты и вертолеты были проданы еще в 2001 году предприятию «Универсал-Авиа», а после его банкротства стали собственностью фирмы «Десна-Авиа», которая, в свою очередь, являлась частью огромной бизнес-империи Владимира Бойко - почётного председателя правления Мариупольского металлургического комбината имени Ильича.
Что будет?
Те немногочисленные работники, который трудятся еще на территории аэродрома, категоричны - «аэропорта здесь не будет никогда».
Фактически теперь все зависит от решения собственников. Директор предприятия «Дедал» Петр Невойт все же надеется, что ему удастся найти общий язык с властями. Для того, чтобы сохранить аэродром хотя бы в состоянии, способном принимать чартерные рейсы, поднимать в воздух частные самолеты, обслуживать желающих прыгнуть с парашютом, сдавать его в аренду Школе пилотов, необходимы инвесторы. Они нужны и для того, чтобы использовать эту местность и для других проектов - от трека для драг-рейсинга (гонками по прямой на максимальной скорости нелегально здесь балуются регулярно) до гольф-клуба. Но инвесторы не придут, поскольку, по словам Петра Невойта, землю в аренду ему не дают. И если этот вопрос не решится - вся взлетная полоса пойдет «под нож».
Мнения
Валерий Кокоть, руководитель торгово-экономической миссии в составе Посольства Украины в Республике Македония:
- В свое время я инициировал создание управления инвестиций и туризма в городском совете, одним из заданий которого было привлечение внешних инвестиций в город. Тогда (2006 год) восстановить работу аэропорта уже не было возможности по многим причинам. В том числе и потому, что он был банкротом с «распыленой» собственностью на объекты между несколькими субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности. Наиболее перспективным проектом с учетом тогдашнего состояния аэродрома было бы создание индустриального парка. Такие парки на базе бывших аэропортов распространены как в Европе, так и в Украине. Аэропорт - это примерно 160 га ГОРОДСКОЙ земли, за аренду которой никто не платил ни копейки. Создание индустриального парка позволило бы создать не менее 3000 новых рабочих мест и увеличить поступления в бюджет. Если бы горсовет во главе с мэром и экономическим блоком думали о будущем черниговцев, то проект уже бы реализовывался! Конечно, это не легко. Модно и намного проще красиво говорить на телеканалах, петь и танцевать, как бы зарабатывая этим на финансирование детской больницы. В городе, по-моему, хватает кому танцевать и петь! Не хватает важных экономических решений, часто непопулярных, но полезных для города.
Петр Невойт, директор предприятия «Дедал»:
- Злая ирония судьбы состоит в том, что я строил этот аэродром, будучи его коммерческим директором до 1992 года, и я же его теперь утилизую. В свое время аэропорт был добит тем, что землю, на которой он расположен, в середине 90-х перевели из собственности Черниговского района в городскую собственность. А это повышение земельного налога в четыре раза. Вот и довели до банкротства.
Откровенно говоря, я в 1980-х был против строительства этого аэропорта. Это была глупая ошибка. Достаточно было построить полосу на существующем аэродроме в Ивановке. Смотрите сами: строительство, в которое было вложено 12 миллионов долларов, было ориентировано на то, что пассажиропоток здесь будет 500 человек в час. Откуда такие цифры? Даже в летний сезон наш аэропорт пропускал 200 человек в сутки. К тому же тут Борисполь в 160 километрах. Я сам летчик и хотел бы сохранить аэродром. К тому же у него есть одна существенная ценность - лицензия не ликвидирована, а лишь приостановлена. Но для этого нужны решения по земле. И если власти не решат этот вопрос, то я буду продолжать демонтаж. Не скрою, что это рентабельно, но кредит мне удалось погасить лишь за счет тех же плит. А вот срезать 1 квадратный метр асфальта стоит 25-27 гривен. В любом случае я буду обращаться к городским властям с требованием выплатить мне компенсацию за рекультивацию такой площади земли.
Справка
Первый индустриальный парк появился в XIX веке в Великобритании. Англичанин Эрнст Холи купил 10 га земли в Манчестере, вдоль морского канала, подвел к участку дорогу, создал инженерную инфраструктуру, после чего стал продавать и сдавать в аренду подготовленные участки промышленным компаниям. Именно в этом Траффорд-парке в 1910 году Генри Форд разместил свой первый в Европе автомобильный завод. В начале XX века индустриальные парки стали активно создаваться в США и других европейских странах. В основном, они размещались вблизи крупных городов, аэропортов, железнодорожных транспортных узлов и морских портов. Современные индустриальные парки представляют собой большую благоустроенную территорию, на которой, помимо складских и офисных помещений, располагаются и производственные корпуса.
Сергей Кириченко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: аэропорт, Шестовица, Сергей Кириченко