Среда, 8 Октября 2014 10:13 | Просмотров: 721
Под тяжестью собственного груза первый гаражный стартап Кремниевой долины делится на части.
Один из наиболее знаковых производителей компьютерной техники и ПО – американская компания Hewlett-Packard – вскоре будет разделена на две отдельные компании. После «развода» HP Inc. сосредоточится на персональных компьютерах и печатающей технике, а Hewlett-Packard Enterprise – на аппаратном обеспечении, ПО и услугах исключительно для корпоративного сегмента. В качестве основной причины этой реструктуризации участники рынка называют внешние факторы.
Сообщение об этих планах, появившееся на страницах The Wall Street Journal, невольно вызывает в памяти ассоциации с IBM. Еще в 2005 году «голубой гигант» так же избавился от «балласта» в виде бизнеса персональных ПК. Правда, в отличие от ситуации с НР, на него тут же нашелся покупатель в лице китайской Lenovo. И вот по прошествии почти 10 лет поколение Y уже и не вспомнит легендарную серию корпоративных ноутбуков IBM ThinkPad (своего рода аналог Apple MacBook в современном потребительском мире), зато Lenovo бодро рапортует о завоевании лидерских позиций на рынках различных стран. Правда, вместе с продажей части бизнеса в прошлом осталась и часть легенды – возможно, продукты Lenovo качественные и надежные, но не более чем просто рабочие лошадки. Одни из многих на рынке.
HP по праву можно считать легендарной IT-компанией в одном ряду с IBM, Intel, Microsoft. Собственно, один из основателей Apple – Стив Возняк (кстати, украинец по отцу), в свое время работал в той же НР. «Инженерам старой закалки HP знакома не только компьютерами и принтерами, но и дорогими радиоизмерительными приборами, – рассказывает Руслан Яцукевич, IT-менеджер, который на протяжении свыше 20 лет выступает потребителем техники компании Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарда. – Многие финансисты до сих пор используют финансовые калькуляторы HP».
Но нет ничего вечного. По мнению директора по маркетингу украинского представительства TP-LINK Technologies Игоря Михалицина, компания доросла до предела управляемости, и теперь ее делят на две части, одна из которых сосредоточится на персональных компьютерах и печатающей технике, а – вторая на аппаратном обеспечении, ПО и услугах исключительно для корпоративного сегмента.
Женитьба и развод
Недаром говорят: история развивается по спирали. Почти ровно 13 лет назад мир облетело известие о крупнейшем слиянии в IT-индустрии. На тот момент третий по объемам производства ПК игрок на рынке – компания НР – вознамерилась приобрести ближайшего конкурента Compaq Computer Corporation. Сейчас от некогда второго по величине производителя ПК осталось только название линейки ноутбуков НР, и то даже не флагманской. А ведь уже тогда глобальный рынок компьютеров демонстрировал все признаки насыщения, и редкий пользователь прорубал себе первое «окно в интернет» (Украина не в счет).
«Женились» тогда обе компании в надежде оптимизировать процессы и ресурсы – и таким образом потеснить матерых конкурентов вроде Dell, IBM, Sun Microsystems (сейчас является частью Oracle). На тот момент это был союз слабых против сильных. По данным Gartner, во втором квартале 2014 года Hewlett-Packard на рынке ПК занимала второе место, как Compaq на момент анонса о приобретении. Зато на принадлежавшем ранее НР третьем месте оказался вчерашний лидер – компания Dell. Как несложно догадаться, ее потеснила та самая китайская Lenovo. Пятерку лидеров тоже занимают азиатские игроки – Acer и ASUS. В любом случае в эпоху мобильных устройств и сервисов этот рынок ждет только падение, и оно уже продолжается несколько лет подряд.
Вместе с Compaq в наследство НР достались и наработки компании DEC, известной своей 64-разрядной архитектурой Alpha. Впрочем, впоследствии на рынке высокопроизводительных вычислений НР сделала ставку на серверы на базе Intel Itanium. Кстати, ближайший конкурент НР на корпоративном рынке – компания IBM – в начале этого года за $2,3 млрд передала все той же Lenovo и «легкие» серверы, оставив за собой только верхний высокомаржинальный сегмент.
При совокупном штате объединенной компании в 150 000 сотрудников около 10% в начале 2000-х годов подверглись увольнениям. Теперь при «разводе» цифры выглядят еще более удручающими – сократят 55 000 человек из 317 000.
Гендерный фактор
«Железная леди» Карли Фиорина стала первым приглашенным исполнительным директором НР, которой предстояло возглавить интеграцию бизнесов НР и Compaq. Она обладала похожим опытом на рынке телекоммуникаций, когда компания Lucent приобрела Ascend. На конференции, посвященной слиянию бизнесов, Фиорина поставила себя жестко: «Вы считаете нас кучкой изнеженных баб, вам кажется, что мы недостаточно крутые и недостаточно сообразительные. Но я хочу, чтобы вы запомнили: я ношу ковбойские сапоги и кому угодно могу надрать задницу! И яйца у нас не меньше, чем у любого из вас!»
Тем не менее, за время пребывания на посту Фиорины акции НР упали в цене более чем в два раза, а в 2009 году она вошла в список 20 худших директоров США. Возможно, главной причиной провала стала попытка компании отойти от создания свойственных ей высокоинтеллектуальных продуктов к банальной сборке. В результате конкурентное преимущество в части бизнеса было утрачено. Конечно, ситуацию спасало направление печатающей техники и продукты/услуги для корпоративного рынка.
В 2011 году тяжелое наследство подхватила Мег Уитмен. На тот момент на корпоративном рынке НР приходилось остро конкурировать не только с IBM, но еще и с Dell – недавним соперником по части производства ПК. Первое собрание новый исполнительный директор начала словами: «Правило номер один – сохранить то, что имеем». Несмотря на то, что именно Уитмен отменила планы предшественника Лео Апотекера продать подразделение по производству ПК, теперь ей придется сохранять только часть бизнеса под вывеской Hewlett-Packard Enterprise. В ориентированной на персональные решения HP Inc. Уитмен сохранит за собой только пост в совете директоров, тогда как бразды правления возьмет в свои руки мужчина – Дион Вайслер. В его длинном послужном списке, среди прочего, есть опыт работы в Lenovo.
Надо признать, что мужчинам – предшественникам женщин на посту исполнительного директора НР – везло не намного больше. Лью Платта в 1999 году посчитали слишком консервативным, Апотекер, наоборот, показался чрезмерно опрометчивым. Марка Херда в 2010-м и вовсе обвинили в нецелевом использовании средств. В любом случае, результаты деятельности «попередників» оказывались неудовлетворительными с точки зрения инвесторов.
Разделяй и властвуй
На рынке есть немало примеров, когда компании приходят к решению разделить свой бизнес. Один из недавних примеров – «развод» PayPal и eBay. «Обычно такие решения принимаются, когда совместное управление подразделениями негативно сказывается на их развитии и конкурентоспособности. Если два подразделения производят разные товары или услуги, выгоднее их не смешивать и не мешать друг другу», – поясняет управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.
«Те, кто давно знаком с НР, знают, что компания всегда разделяла корпоративное и потребительское подразделения, которые, по сути, не пересекаются между собой, поскольку имеют характерные отличия, – говорит вице-президент компании «Инком» Николай Довженко. – Во-первых, это разные модели и каналы продаж, во-вторых, значительно отличающиеся процессы разработки решений. Для B2C, особенно направления ПК, характерен короткий цикл жизни продуктов, для B2B свойственен длительный цикл, и соответственно, «долгоживущие» продукты».
Несмотря на привлечение из Lenovo опытного менеджера, Михалицин не исключает, что потребительское направление НР вскоре могут продать, и его постигнет участь аналогичного бизнеса IBM. Наоборот, Яцукевич предлагает не исключать вариант подготовки Hewlett-Packard Enterprise к поглощению другого крупного игрока на рынке корпоративных решений. «В этом случае новая компания превратится в мегакорпорацию на B2B-рынке», – говорит он. Потенциальным кандидатом на поглощение может выступать EMC, с которой, по информации WSJ, уже вели переговоры Dell и HP. Глава EMC Джо Туччи считает стратегическим активом своей компании VMware – лидера на растущем рынке средств виртуализации и облачных решений.
Региональный менеджер Symantec в странах СНГ Александр Красин успел поработать на разных должностях и в НР, и в ЕМС. Он считает, что НР Enterprise только выиграет, если поглотит весомого конкурента на рынке, как она уже не раз делала. В частности, это ей позволит серьезно усилить портфель решений в области управления данными и Storage-систем. Но капитализация ЕМС составляет около $60 млрд (годовой оборот самой НР немногим превышает $110 млрд), и поэтому такое решение будет непростым – в конечном итоге оно будет зависеть от акционеров и стратегов во главе компании. Кроме того, несколько лет назад НР приобрела 3PAR – серьезного игрока на рынке Storage-систем, и Красин считает маловероятной возможность покупки нового игрока.
«HP Inc, ориентируясь на B2C, важно угадать с продуктом, спланировать правильные объемы, наладить эффективную модель дистрибуции, правильно организовать маркетинг, – продолжает Довженко. – В случае с HP Enterprise, после реструктуризации в состав компании, скорее всего, войдут два текущих подразделения, занимающиеся корпоративными системами, и «НР Консалтинг». В этом направлении НР всегда занимала активную позицию, стремилась самостоятельно и напрямую работать с корпоративными клиентами, и сегодня продолжает активно развиваться в направлении систем хранения, серверов, сетей и решений безопасности и отказоустойчивости – здесь работают другие модели продаж, маркетинга, другая партнерская модель».
В хорошие перспективы enterprise-подразделения верит и Сергей Кадулин, в прошлом директор подразделения персональных систем и организации поддержки партнерских продаж НР в Украине. Довженко говорит: пусть два разных по своей сути бизнеса и не дают синергии, зато каждый в отдельности в нашей стране достаточно успешен. В качестве основной причины реструктуризации участники рынка называют внешние факторы. «Сложная рыночная обстановка для компании и давление группы инвесторов», – уточняет Кадулин.
По материалам forbes.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: HP, Hewlett-Packard, IBM, Lenovo