Вторник, 24 Июня 2014 10:48 | Просмотров: 862
И чем может ответить противник.
Петр Порошенко приступил к реализации своего плана мирного урегулирования конфликта на востоке страны. Дорожная карта из 15 пунктов, которую президент презентовал в конце прошлой недели, к концу текущей должна помочь в снижении напряжения на Донбассе.
Вчера, 23 июня, в Донецке состоялись консультации, в которых приняли участие все стороны конфликта, даже не признающие себя таковыми. «В некотором смысле план Порошенко адресован тени. Путин, хотя и ведет телефонные консультации, но позиционирует себя не как сторона конфликта, а как встревоженный гуманитарной ситуацией на нашей территории сосед», – объясняет Андрей Сенченко, и. о. замглавы Администрации президента.
В таком формальном статусе «стороннего наблюдателя» на встрече в Донецке присутствовал посол России Михаил Зурабов, который с представителями ОБСЕ и вторым президентом Украины Леонидом Кучмой обсуждал с делегатами восточных регионов (даже по случаю переговоров их не переставали именовать представителями террористических организаций) пути выхода из кризиса. Также присутствовал один не анонсированный – как минимум официально – участник: лидер общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. В чьих интересах выступал последний – не сообщалось, но Украина официально его не делегировала. Зурабов назвал происходящее встречей «трехсторонней контактной группы, которая усилена теми, кто осуществлял посреднические миссии, для того чтобы работа здесь началась».
По итогам встречи Леонид Кучма подтвердил договоренность о взаимном прекращении огня до 10 утра 27 июня. То, что приостановка активных боевых действий не означает безоговорочного перемирия, продемонстрировали обе стороны – согласно данным СНБО, боевики воспользовались затишьем и начали подготовку к штурму аэропорта «Луганск». В то же время Шевченковский районный суд Киева принял решение об аресте 11 руководителей «Донецкой народной республики» и «Луганской народной республики», среди них – один из переговорщиков от ДНР Александр Бородай.
Состав участников переговоров – в первую очередь присутствие на них Олега Царева и Виктора Медведчука – лучше любой риторики продемонстрировал, что Киев готов договариваться и слышать противоположную сторону. «Безусловно, в одностороннем порядке все пункты этого плана Украина реализовать не сможет», – признает депутат от УДАРа Павел Розенко.
У сторон есть еще четыре мирных дня, чтобы урегулировать ситуацию, пользуясь «планом Порошенко». Forbes проанализировал его составляющие.
1. Гарантии безопасности для всех участников переговоров
Инициатор переговоров – государство Украина – гарантирует их участникам неприкосновенность. Нардеп Анатолий Близнюк, экс-губернатор Донецкой области, отмечает, что это обязательное условие, выполнение которого вообще дало шанс представителям сторон собраться под одной крышей: «Идя на переговоры, мы должны понимать, что позиция одной стороны может быть совершенно неприемлемой для другой. Но это не будет означать, что на них тут же наденут наручники и кинут в подвал». «Гарантирование безопасности при переговорах – мировая практика», – подчеркивает депутат Павел Розенко.
2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений
Этот пункт интересен тем, что практически слово в слово повторяет предложение Виктора Януковича к участникам массовых акций в период Майдана. Как известно, это предложение митингующих не умиротворило, но без объявления амнистии шансов на прекращение противостояния нет и у Порошенко. Евгений Магда, директор Центра общественных отношений, уверен, что эта уступка должна быть воспринята общественностью как допустимая жертва. «Оперативно понять, кто виновен, кто нет, на чьих руках есть кровь, на чьих нет, за неделю практически невозможно. Придется чем-то жертвовать, чтобы разобраться в этой ситуации», – считает эксперт.
3. Освобождение заложников
Пункт, наименее всего зависящий от украинской стороны, предполагает освобождение всех заложников – от международных наблюдателей до украинских учителей, врачей, журналистов, правоохранителей. По словам Павла Розенко, если не будет согласия с противоположной стороны, у украинской власти не останется другого выхода, как продолжать АТО до успешного ее завершения. «Навстречу должны двигаться обе стороны, ни один пункт нельзя выполнить в одностороннем порядке», – считает он.
4. Создание 10 км буферной зоны на российско-украинской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований
По задумке президента, такая буферная зона должна стать дополнительной защитой от дальнейшего проникновения наемников и поставок оружия в Украину. «Россия должна перестать поставлять боевикам на Востоке вооружение и подкрепление», – поясняет Магда. Создание буферной зоны в первую очередь зависит от украинских силовиков – от того, насколько они могут оттеснить от самой границы боевиков. Юрий Деревянко, внефракционный нардеп, считает, что этот пункт вторая сторона должна расценить как сигнал, чтобы покинуть определенные буферные территории, которые будут зоной безопасности. «Те, кто останется после невыполнения этого требования, будут уничтожены», – отметил Деревянко.
5. Гарантированный коридор для выхода российских и украинских наемников
Украина предоставляет возможность безопасно покинуть зону боевых действий участникам противостояния. Пока они не спешат воспользоваться этим предложением. «Они пришли не для того, чтобы мирно уходить, а чтобы агрессией зарабатывать деньги», – констатирует Юрий Деревянко. При этом нардеп подчеркивает, что сам пункт достаточно важен, в том числе с точки зрения международных норм: «Мы должны предоставить такую возможность, если они ею воспользуются – будет хорошо, нет – это их решение».
6. Разоружение
Всего за несколько месяцев наличие оружия на востоке Украины стало вопросом личной безопасности. Крайне маловероятно, что до стабилизации ситуации люди добровольно начнут сдавать арсенал, к тому же не всегда легально приобретенный. «Сегодня нельзя положиться на милицию, которая должна обеспечивать правопорядок – из личного состава 70-80% милиционеров Донбасса не на рабочих местах, а на больничных, в отгулах и отпусках», – констатирует Деревянко. В результате люди рассчитывают только на свои силы, защищая себя, свою семью и свое имущество. «Населению не на кого надеяться. У кого есть свое зарегистрированное оружие – сдавать не будут, а не зарегистрированное бандиты не сдадут тем более», – уверен политик. Аналогичный пункт также фигурировал в переговорах прошлой власти и участников протестов.
7. Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования
Для защиты жителей и охраны общественного порядка предполагается создавать отряды самообороны. Фактически это муниципальная милиция, которая для повышения эффективности должна координировать свои действия с войсками и МВД. По мнению Юрия Деревянко, это единственный шанс обеспечить порядок, учитывая практически нулевой уровень доверия людей к милиции: «Общие органы патрулирования могут быть эффективны. Но такая самооборона тоже должна быть вооружена».
8. Освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Донецкой и Луганской областях
Пункт не является самодостаточным – реализовать его удастся только при выполнении предыдущих семи и явного прогресса в переговорах. Киевские события полугодовой давности показали – без доброй воли протестующих и готовности идти на жертвы со стороны правоохранителей освободить здания невозможно. «Как их заставить выйти, если они решат и дальше убивать наших граждан и военнослужащих? Просить их освободить помещения – просто безумие», – заключил Деревянко.
По мнению Евгения Магды, админздания являются символом возвращения в города Донбасса украинской власти, которая признается в масштабах страны, и которую признают местные жители. «Факт того, что местные жители признают официальную областную власть, должен быть зафиксирован путем освобождения админзданий», – подчеркивает он.
9. Возобновление деятельности местных органов власти
Петр Порошенко поручил правительству возобновить работу казначейства, парализованную боевиками, и реанимировать системы социальной защиты, энергообеспечения, водоснабжения.
Андрей Сенченко считает, что у населения должны быть визуальные и осязаемые примеры эффективной восстановительной работы: «Людям нужно менять военную повестку дня в головах, и показывать, что есть власть, которая занимается их проблемами. Освободив район от террористов и осуществив мирный план, сразу должна налаживаться мирная жизнь, и решения правительство должно принимать мгновенно».
10. Обновление центрального теле- и радиовещания в Донецкой и Луганской областях
После возобновления вещания на востоке страны украинских каналов, на которые была введена цензура, должен появиться альтернативный источник информации. «Это правильный и важный шаг. А цензура на украинские каналы лишь подтверждает то, какую страну они хотят построить на территории Восточной Украины – тоталитарную, антидемократическую, страну, где неприемлема другая точка зрения», – считает Павел Розенко.
11. Децентрализация власти (путем избрания исполкомов, защита русского языка, проект изменений в Конституцию)
Необходимость реформы местного самоуправления – то, в чем сходятся и центральные власти, и представители ЕС, которые рекомендуют с ней не затягивать, и сепаратисты. Но не факт, что каждая из сторон понимает под этой реформой одно и то же. «Нужно понимать, что именно за реформой стоит, и когда ее проводить», – указывает Анатолий Близнюк.
12. Согласование губернаторов до выборов с представителями Донбасса (при условии согласования единой кандидатуры, при разногласиях – решение принимает президент)
По мнению Андрея Сенченко, этот пункт является одним из самых сложных, ведь большинство мэров Донецкой и Луганской областей помогали террористам, обеспечивая проведение так называемого референдума. «Одно дело, когда люди подыгрывали сепаратистам под дулом автомата, их можно простить и дать возможность ударным трудом искупить грехи перед родиной. Но есть те, кто инициативно этим занимался. И нужно ли давать им право предлагать свою кандидатуру губернатора, не отделяя первых от вторых, – вопрос», – заключил Сенченко.
13. Досрочные местные и парламентские выборы
Провести перевыборы – одно из предвыборных обещаний Петра Порошенко. Показателем успешности этого пункта на данный момент, согласно мнению Павла Розенко, будет фиксирование этого намерения и поддержка всеми сторонами. «Здесь имеет значение не факт свершения, а факт компромисса, – уверен он. – Достаточно того, что стороны смогут договориться о проведении этих выборов, например, осенью». Анатолий Близнюк к этой идее отнесся с бОльшим скепсисом: «Пока нет ответа на вопрос – как будут проводиться эти выборы, по какой системе, насколько демократично».
14. Программа создания рабочих мест в регионе
Еще один пункт, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Евгений Магда считает, что жителям Донбасса важно показать, что возможность работать есть не только в шахтах и металлургических предприятиях. «Рабочие места прежде всего нужны в малом и среднем бизнесе, за счет кредитов люди смогут инициировать создание собственного бизнеса. «Хозяева» Донбасса на это пойти не способны, Украине потребуется помощь ЕС, и возможно, международных финансовых организаций», – говорит он. Появление на востоке страны прослойки среднего класса позволит обеспечить реальную стабильность в регионе.
15. Восстановление объектов промышленности и социальной инфраструктуры
Очевидно, что отстроить инфраструктуру за неделю невозможно, и в определении срока реализации этого пункта нужно отталкиваться от даты прекращения военных действий. По мнению Евгения Магды, в первую очередь инициатива рассчитана на то, чтобы дать понять местным жителям – пока не закончится стрельба и обмен артиллерийскими ударами, нет смысла восстанавливать местную инфраструктуру.
Плановое нарушение
Даже если план Порошенко не сработает – его следовало инициировать, уверены опрошенные Forbes эксперты. «Это время нам нужно использовать, чтобы подтянуть наши слабые стороны», – говорит Юрий Деревянко. «Даже если понимать, что этот план обречен на провал, его необходимо было инициировать, – добавляет Евгений Магда. – Если ничего не получится, то станет очевидно, на ком будет лежать вина за срыв попытки мирного разрешения конфликта».
Если мирный путь не приведет к успеху, у власти не будет необходимости продолжать играть в миротворцев. «Мы будем вынуждены возобновлять АТО. Если во время одностороннего прекращения огня будут гибнуть наши соотечественники, смысла продолжать перемирие нет», – убежден Павел Розенко. Вероятность положительно исхода мирного плана зависит и от того, как поведет себя вторая сторона, которая формально стороной конфликта не является. «Если Путин его [план] реально поддержит, тогда все получится», – уверен Близнюк.
Эксперт по вопросам внешней и оборонной политики Александр Билецкий подчеркивает: реализуя мирный план, нужно готовиться к полномасштабной войне – создавать областные центры подготовки, вооружать мирное население. «Есть наши желания, а есть объективная реальность – она придет к вам домой, даже если вы ее не воспринимаете», – сказал он в эфире канала 112. По его словам, переговоры должны базироваться на позиции силы, а позиция силы формируется только на военных победах: «Для Порошенко это единственный способ удержаться на посту», – резюмирует он.
По материалам Forbes, Дарья Кравченко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.