GOROD.cn.ua

Куда делись 470 миллионов евро? Деньги Киотского протокола нагло разворованы в Украине

Эти средства Украина получила от Японии для утепления школ и больниц. Но большинство объектов до сих пор не отремонтированы. Безответственность правительства — это испорченный имидж Украины, ведь ход выполнения украинских проектов освещается и в международной прессе.


В Украине еще отсутствует государственная политика, направленная на уменьшение выбросов парниковых газов: промышленные объекты могут выбрасывать СО2 без каких-либо лимитов. Увы, также Украина не умеет рационально использовать «зеленые» средства для улучшения экологической ситуации... / Фото Рейтер

В 2009 году Украина продала Японии избыток квот по Киотскому протоколу. Напомним, что по условиям Киотского протокола это может делать государство, которое не превышает допустимых показателей выделения вредных газов в атмосферу (по международным нормам).

В государственный бюджет Украины в 2009-2010 годах поступило 470 млн евро. Полученные средства Украина обязалась направить на различные экологические проекты, чтобы уменьшить количество углерода в атмосфере. Например, заменить в учебных заведениях и больницах старые окна на новые, перекрыть крыши, утеплить фасады домов и т.п..

На днях рабочая группа по изменению климата — сеть неправительственных организаций из всех областей Украины, которых объединяет борьба с изменениями климата и внедрение климатоохранной политики — начала кампанию по контролю реализации проектов на средства от продажи квот на выбросы по Киотскому протоколу. Речь идет об утеплении стен и установке новых окон в учреждениях образования и здравоохранения в различных регионах Украины.

Кабинет Министров утвердил план на реализацию 529 проектов тепловой санации социальных зданий в различных областях Украины. И семи проектов, предусматривающих использование технологий из Японии, в том числе по модернизации вагонов метрополитенов в Киеве и замены автомобилей Министерства внутренних дел Украины на сумму 380 миллионов гривен.

Японская сторона давно ждет от нас отчета, ведь конечные сроки выполнения проектов датируются еще декабрем 2012 года. Однако из 529 школ и больниц, включенных в эту программу, на сегодня отремонтированы только 127. Качество ремонта тоже вызывает сомнения. Об этом говорится в результатах исследований нескольких десятков объектов, которые Национальный экологический центр Украины провел этим летом.

Почему школы и больницы так и остались без необходимых ремонтов, и чем это грозит Украине, «Дню» рассказала эксперт по вопросам изменения климата Национального экологического центра Украины Ирина Ставчук.

— Ирина, на сайте НЭЦУ говорится, что ваши специалисты проводили своеобразный мониторинг объектов, которые ремонтировали за «зеленые» средства. Каковы его результаты?

— В 2012 году правительство приняло список из 900 проектов, которые предусматривали утепление стен и установку новых окон в школах и больницах по разным регионам Украины. В 2013 этот список значительно сократился, осталось только 529 объектов. При этом стоимость проектов выросла на 40%. Мы проверили 13 завершенных объектов. Большинство — в ужасном состоянии.

В некоторых школах и больницах ремонты сделаны наполовину, утеплитель прикреплен к стене, штукатурка нанесена, а дальше — все. Во многих случаях после замены окон откосы были сделаны некачественно, а размеры оконных пакетов были значительно меньше, чем оконные проемы.

Поэтому между рамой и стеной образовалось свободное пространство, его заполнили монтажной пеной, а она содержит канцерогенные формальдегиды. Так получилось, что работы начали выполнять поздно — осенью 2012 года. Хотя до сих пор все должно быть готово. Когда НЭЦУ направил в Государственное агентство экологических инвестиций запрос по аудиту проектов, нам ответили, что это служебная информация, которая разглашению не подлежит.

— Кто нанимает рабочих для выполнения ремонтных работ и каким образом происходит передача средств, и вообще — насколько прозрачна эта система?

— Основным исполнителем этих работ является Государственное агентство экологических инвестиций, которое передает средства на специально созданное госпредприятие. В свою очередь, это предприятие проводит тендер и заказывает работы у строительных компаний. По заключению экспертов, эти тендеры прошли в очень короткий срок, и в них участвовала всего одна компания. На рассмотрение правительства было подано более двух тысяч объектов социального назначения для утепления, и почему выбрали именно эти 529 — нет никаких аргументов, то есть проекты определялись выборочно, возможно, были выбраны даже те, которые этого и не требовали.

В Чехии, которая тоже продает квоты, проводят энергетический аудит, и в зависимости от того, насколько сокращается потребление тепла и какого уровня энергоэффективности достигает определенный дом, государство возвращает хозяевам часть денег, иногда до 60% стоимости утепления фасадов, замены окон и т.д..

Чехия за чуть большие средства, чем получила Украина, достигла значительных результатов: здесь создали и новые рабочие места, и значительно большее количество домов утеплили, и сократили выбросы парниковых газов. У нас же это происходит медленно — со дня продажи квот Украина сократила выбросы парниковых газов всего на 0,03%. Это очень мало.

— О чем свидетельствует мировая практика в применении «зеленых» инвестиций — это общие рекомендации для всех, или каждое государство само выбирает сферу использования денег?

— Все это определяется условиями двустороннего соглашения между страной — покупателем и страной-продавцом. В той же Чехии работает европейская система торговли выбросами, т.е. все частные предприятия обязаны сокращать выбросы и без условий Киотского протокола. Плюс — отдельно внедряют энергосберегающие технологии. Этим путем пошли Литва и Венгрия. В Украине тоже выбор очень правильный, ведь при утеплении домов есть значительный потенциал в сокращении потребления тепла, и соответственно — выбросов парникового газа.

На тех объектах, где уже завершены необходимые ремонты, потребляют на 35% тепла меньше, чем раньше. Эффект есть, но если бы была эффективная программа на уровне всего государства, результаты были бы значительно лучше.

Сейчас в Украине отсутствуют какие-либо стимулы к энергосбережению в зданиях бюджетной сферы. А если кто-то хочет это сделать, то сталкивается с целым рядом препятствий. А замена старых окон на энергосберегающие и утепление стен — это первоочередные и оптимальные решения, которые увеличивают энергоэффективность здания.

— Часть «зеленых» средств была предусмотрена на обновление вагонов метрополитена и замену автомобилей МВД. Это тоже, по мнению правительства, является социально важным направлением?

— После продажи квот все время появлялись новые идеи, куда направить средства. То на метрополитен, то на гидроаккумулирующие станции. Постоянно менялась позиция, в результате этот пакет проектов состоит из более 500 домов социального назначения, а также программы по оснащению новыми технологиями лагеря «Артек», замены вагонов в метрополитене, покупки автомобилей марки «Тойота» для МВД, кстати, на это очень быстро выделили средства.

Еще около 5% ресурсов отводится на «мягкое озеленение», т.е. проведение различных научно-исследовательских работ по вопросам экологии.

Известно об использовании почти 3,8 миллиарда гривен, но общая сумма средств ориентировочно составляла 4,4 миллиарда гривен. На какие цели и в каком объеме используется остаток средств, неизвестно.

— Если Украина не соблюдет условия соглашения с Японией, могут у нас потребовать возврата средств?

— Да, Япония имеет на это право. Ежемесячно к нам приезжает японская сторона, и каждый раз мы стараемся оттянуть эти крайние сроки. В сентябре была последняя встреча по очередному продлению договора. Но работы сделаны лишь наполовину, и кто будет нести за это ответственность — непонятно. Мы опасаемся, что этот проект никогда не будет завершен, и до конца дело не доведут.

Поэтому мы организуем гражданскую кампанию, чтобы местные организации, родители школьников, которым небезразлично, в какой школе учится их ребенок, приобщились к сбору информации о реализации проектов в их населенных пунктах. Уже есть специальный сайт (470mln.org.ua), где можно найти информацию, сколько средств и на что выделялось. Мой совет такой: готовить фотоотчеты, собирать подписи, обращаться в Госагентство экологических инвестиций, писать в местной прессе, потому что деньги были выделены, и объекты должны быть завершены.

— Почему, по вашему мнению, так нерационально распорядились «зелеными» инвестициями?

— Причина одна — безответственность правительства. Но это средства, за которые нужно отчитываться японской стороне, это испорченный имидж Украины, ведь ход выполнения украинских проектов освещается в международной прессе. А еще это безответственное отношение к своему народу, потому что огромные средства выделены, но их так поделили между собой, что не могут доделать эти несколько сотен объектов.

КОММЕНТАРИИ

Богдан Иванив, главный врач Любешовской центральной районной больницы Волынской области (заведение оказалось в перечне объектов, где должны были сделать ремонт за «зеленые» средства):

— На нашу больницу предполагалось 9,6 миллиона гривен. Сейчас работы выполнены примерно на 50%. До ноября этого года нам должны были выполнить ремонты фасадов трех корпусов и пищеблока. Работы начались позже, чем было запланировано, а в конце лета практически остановились. Сейчас утеплен корпус стационара, заменены окна и наружные двери. Но не доделаны откосы как снаружи окон, так и внутри помещения. Работа сделана так, что стало еще холоднее, чем было до этого.

В корпусе стационара, где 85% окон были заменены до этого ремонта, ощутимо теплее. Вот вам и теплосбережение. Ведь это не столько ремонт, сколько теплосанация, то есть утепление фасадных поверхностей корпусов больниц, чтобы в течение отопительного сезона были меньшими потери тепла. Аналогичную цель выполняет и замена окон, учитывая, что через год-два они могли у нас вообще повыпадать, часть мы заменили на средства местного бюджета, а остальные — за средства «зеленых» инвестиций.

Также не уложены водоотливы с внешней стороны окон, поэтому дожди проникают под штукатурку, где лежит минеральная вата, и чем это закончится, можно только представить. Об этой ситуации знают в районе и области. Мы обращались и в Государственное агентство экологических инвестиций, на что они отправили письмо в ГП «Держекоинвест», чтобы эти вопросы были урегулированы.

В свою очередь, там это требование направили генеральному подрядчику «Интертехэнерго». Здесь меня уверяли, что все работы доведут до конца, но пока ничего не изменилось. Строительные материалы брошены в помещении больницы. Если так и не будет никакого ответа, то мы обратимся в Кабинет Министров. Сейчас мне объяснили, что казначейство не пропускает деньги. Но работы должны быть доведены до конца, потому что это не по-хозяйски, и может получиться, что зря только потратили деньги.

Ольга Мелень-Забрамна, юрист МБО «Экология-Право-Человек»:

— Украина не умеет рационально использовать «зеленые» средства. Их можно было вложить в другие проекты и мероприятия, которые позволили бы получить значительно лучшие результаты. Например, насаждать леса, как это делают многие другие страны в рамках Киотского протокола. Расходы небольшие, а результат от поглощения парниковых выбросов ощутим.

Другой вариант мог бы решить ситуацию с метаном, который является не только парниковым газом, но и значительным загрязнителем воздуха. Речь идет о системах улавливания метана на свалках. Таких установок у нас единицы. Это трубы, стоящие посреди свалки, из них выходит метан, который специальным методом собирают на выходе из трубы.

Далее его можно сжигать как обычный природный газ или производить из него электроэнергию. В мире это активно используется, во многих странах они являются обязательными. Существуют похожие установки по улавливанию метана на шахтах. Этот газ скапливается в большом количестве в породах и непосредственно в шахтах.

Можно использовать киотские деньги таким образом, что будут возможности еще и экономить на отоплении или электроэнергии. Эти проекты как раз очень распространены в Европе. Мы пошли другим путем, потому что, возможно, это используют еще как один способ расходования средств, а не достижение какой-либо задачи с экологической целью. О климате никто не думает, обычно считается, что это касается Бангладеш или Филиппин, потому что у нас нет торнадо или других катаклизмов, которые происходят в мире...

У нас нет надлежащей государственной политики, направленной на уменьшение выбросов парниковых газов, ведь они учитываются на предприятиях, но никакими органами не контролируются. Промышленные объекты могут выбрасывать СО2 без каких-либо лимитов. Государственной позиции нет, нет решений об «углеродном налоге» или других методах по уменьшению парниковых газов. Украина до сих пор не выработала четкого ответа, как она собирается уменьшать эти выбросы и хочет ли вообще это делать.

Инна Лиховид, опубликовано в издании «День»

Перевод: «Аргумент»

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: деньги Киотского протокола