Фильм «Тарас Бульба» сейчас обсуждают на каждом шагу. Говорят, что он пророссийский, что в фильме чересчур много эпизодов, которых нет в повести Николая Гоголя, что режиссер Владимир Бортко не умеет снимать батальные сцены и тому подобное. Есть и другое мнение: этот фильм — непревзойденный и легендарный. Как бы там ни было, а тот факт, что за первые четыре дня проката фильм окупил почти половину своего бюджета (516 миллионов рублей, или около 20 миллионов долларов), говорит сам за себя! И если вы еще не видели картину, обязательно посмотрите. Хотя бы потому, что в ней снялся наш земляк — 28-летний Евгений Кругов, конный тренер, жокей, каскадер и просто казак. В фильме Евгений дублировал Игоря Петренко, который сыграл младшего сына Тараса Бульбы Андрия. И не только.
Всю жизнь на коне
Мы с Евгением долго не могли встретиться. Он постоянно то на тренировках, то на выступлениях. А планировать свое время Евгений не привык, говорит: «Я живу одним днем». Это и понятно: каскадер — профессия небезопасная. В конце концов я поехала в Черныш Черниговского района — на базу, где Евгений как раз тренировался. И не пожалела. Джигитовка (сложные упражнения на скачущей лошади) — это увлекательное зрелище. Верхом на лошади, на полном ходу Евгений скакал вниз головой, пересаживался задом наперед, фехтовал двумя сабля ми, поднимал с земли шапку и т. п. И при этом не забывал по-казацки выкрикивать: «Гей-гей!», после каждого трюка победно выбрасывать руку вверх и хвалить лошадь: «Бравушки!» Что вы хотите — всю жизнь на лошади!
Евгений родился в российском городе Сочи, а вырос в Абхазии. С самого детства мечтал заниматься лошадьми. Откуда у него такое увлечение — и сам не знает. В его роду были художники, конструкторы, а вот любителей животных — ни одного. В любимом журнале «Коневодство. Конный спорт» Женя прочитал об училище в Кабардино-Балкарии, где можно выучиться на тренера лошадей и жокея. Туда и поехал после 8 класса. Получив диплом, ушел в армию. Служил на Украине (на Волыни, в войсках связи). И даже в армии не остался без любимого дела. Ухаживал за скакунами в своей части, еще и помогал объезжать лошадей в близлежащих селах. Председатели колхозов, бригадиры были очень довольны Евгением — за месяц-два он объезжал им любого, даже самого строптивого коня.
По окончании службы Евгений остался на Украине, так как в Абхазии началась война. Его родные потеряли квартиру в Пицунде и разъехались кто куда. На время Евгений утратил связь с семьей. Свою маму он больше не увидел, а через несколько лет узнал, что она умерла.
Долгое время Евгений работал по всей Украине — тренировал коней у частников. В Луцке познакомился с будущей женой Ярославой (она тоже работает в конном спорте). Потом ездили по конным заводам уже вместе.
— Как-то я увидел джигитовку. Это такая красота! — говорит Женя. — Я был поражен и понял — вот чем хочу заниматься. Пока молод, надо дерзать, творчески развиваться и работать для людей.
Сначала он сам начал учиться трюкам, а через некоторое время попал в киевский конный театр, которым руководил тренер Олег Юрчишин. С его казаками Евгений побывал в Италии, Германии, Греции. В Лондоне они даже выступали перед английской королевой. А затем в театр пришел другой тренер, выступления прекратились, и Евгений с Ярославой решили ехать искать работу в ее родной город — Чернигов. Здесь они живут уже четвертый год.
От казака до поляка – один шаг
— На съемочную площадку «Тараса Бульбы» я попал случайно, — рассказывает Евгений. — В 2007 году на съемки пригласили моего тренера Олега Юрчишина с его командой. Надо было подготовить 20 специально закупленных лошадей, чтобы они умели падать, не боялись стрельбы, взрывов, прыгали в воду с кручи и т. п. Но ребята Юрчишина не умели «класть» лошадей. А я этим занимаюсь постоянно, и тренер об этом знал. Звонит мне: «Женька, приедь на несколько дней, подучи моих ребят». Я справился неплохо и уже собрался уезжать. Вдруг кто-то из съемочной группы говорит: «Женька — прекрасный каскадер. Задействуем его в съемках». Тренер сказал, что я вольнонаемный, у него не работаю, поэтому он не может взять меня на съемки. Я расстроился, приехал домой, рассказываю мамке (так Евгений называет жену. — Авт.): «Там такая классная картина намечается, такие батальные сцены на целое лето!» Она успокоила: «Тебе еще позвонят». И в самом деле, через несколько дней позвонили: «Тебя берут ассистентом (ухаживать за лошадьми, подводить их к артисту и т. п.)».
К съемкам мы готовились зимой, почти два месяца. Уже через две недели подготовки я неплохо себя зарекомендовал и... попал в двадцатку лучших каскадеров (а их приехало много, только из России где-то полсотни). А потом мне не повезло, лучше бы я был простым каскадером. Один из постановщиков трюков Густав, понаблюдав за мной, сказал: «Будешь дублировать в конных баталиях младшего сына Бульбы Андрия».
— Что же тебе приходилось делать вместо Андрия, то есть Игоря Петренко?
— Принимать участие в боях, делать проскачки, например, когда его заманивают в лес, где его ждет отец, спасать брата Остапа (актер Владимир Вдовиченков), когда тот срывается с лестницы. Это было что-то! Приходит Густав и говорит: «Так, Женька, надевай спецодежду и лезь на стену». — «Так я ведь конный дублер», — отвечаю. «Ты дублер актера и будешь делать все, что надо». — «Без вопросов», — говорю. Стена — высотой 20 метров. Я, держась одной рукой за канат, другой ловлю Остапа за руку. При этом должен еще уклоняться от летящих сверху камней. Я так схватил словака, который дублировал Вдовиченкова, что чуть руку ему не выкрутил. Актеров для этого эпизода снимали на небольшой высоте. Специально построили двух или трехметровую стену и камеру выставили сверху.
— Женя, а какой твой трюк был самым сложным?
— Когда я в роли поляка скачу навстречу Бульбе (на самом деле Ступку везли на джипе, потому что из-за травмы спины он не мог сидеть на лошади), он бьет меня в грудь, я падаю со своего коня под копыта другого. За этот трюк я получил 800 долларов.
А еще планировался один прекрасный трюк — прыгнуть на лошади с 42-метровой кручи в воду. Конь разбивается насмерть, а вероятность того, что всадник выживет, — 30%. Но за это обещали заплатить 50 тысяч долларов. Все отказались, мол, мы и так неплохо заработаем на других трюках. Тогда я говорю: «Можно, я попробую?» Густав, как услышал, крикнул: «Дайте мне саблю — я его сейчас убью! Ты дублер актера, тебя готовили специально дублировать Андрия. Тебе нельзя! Тебе даже в массовке драться нельзя — а вдруг покалечишься, кто будет вместо тебя?!» Ну а я бы попробовал. В конце концов решили этот трюк не делать, потому что очень дорогой и рискованный. Трюк упростили, использовали компьютерную графику.
— Ну а что было самым легким?
— О, это когда казаки спят. У нас тогда шли ночные съемки, мы очень уставали, отсыпались днем. Поэтому, когда нам сказали, что надо просто лечь и спать, мы сделали это охотно. А затем нас разбудили: «Все, снято!» Так что и без наших особых усилий вышло очень правдоподобно.
— Выходит, ты не только дублировал Андрия?
— Да, еще снимался в массовке, в отдельных эпизодах. Приходилось быть и казаком, и поляком-шляхтичем, и драгуном. И мертвым валялся на земле под копытами коней, и сам нападал. На мне испытывали убийство казака, которого играл покойный Александр Дедюшко (его накололи на три копья).
— И сколько же получали каскадеры за свою работу?
— Нам платили по 600 долларов в неделю, плюс где-то по 3-4 тысячи долларов в месяц за трюки.
— Каких эпизодов, на твой взгляд ярких, мы не увидели?
— Ой, очень много таких. Например, сцену, где поляки (и я среди них) окружают казаков и Тараса Бульбу. Казак бьет хлыстом мою лошадь по ногам, мы падаем, и казак убивает меня саблей. Или: Остап помогает Андрию отбиться от поляков, потом они съезжаются галопом и обнимаются — брат спас брата. А еще: поляки гонятся за Тарасом, мы с драгуном подскакиваем к нему сзади, он бьет своего коня рукояткой сабли по шее, конь вскакивает и убивает нас.
— Наверное, без травм на съемках не обошлось?
— Конечно. Синяки, царапины — это обычное дело. А как-то мы делали так называемую расческу: скачем верхом в метре-двух друг от друга и на ходу рубимся. Две лошади очень сблизились, и я колено в колено столкнулся с другим каскадером. Такой был удар, у меня и речь отнялась! Я упал с коня и стал вертеться юлой под его копытами. После этого вышел из строя на неделю. А тот каскадер травмировался серьезнее — колено «полетело», загипсован был от пятки до пояса, лечился месяц.
— Чем еще, кроме здоровья, пришлось пожертвовать ради фильма?
— Усами. На съемках только у нас — конного театра казаков — были свои оселедцы, остальным их цепляли. У Андрия усы должны были быть короткие и прическа — «горшок», а у меня ведь свои длинные усы и оселедец. Оселедец я сматывал и прятал — не дал резать, а вот усы обрезали. Жалко было!.. Долго я потом их отращивал. К тому же после съемок я должен был ехать с конным театром за границу. А на фото в загранпаспорте я с длинными усами. Боялся, что не пропустят. Обошлось.
Вообще, оселедец и длинные усы я ношу уже четвертый год, ведь постоянно выступаю в роли казака. Знакомые шутят, что со мной если и можно ходить, то разве что метрах в 15 сзади, потому что такого о моей внешности наслушаешься! Одни плюются, другие улыбаются, третьи тычут пальцем.
— Женя, тебе приходилось общаться с известными актерами вне съемочной площадки. Каковы впечатления?
— Володя Вдовиченков — молодец! Очень простой. Кому-то проспорил, так выставил ящик пива. Богдан Ступка — очень интересный и веселый. Лето, жара, мы паримся в тех шубах, шапках, а Богдан Сильвестрович нас развлекает — травит анекдоты. Такой хохот стоит! Бортко переживает: «Настройтесь, сейчас будем снимать важную сцену, нужно, чтобы вышло с первого дубля». А Ступка знай себе смеется. Зато как встанет, как войдет в образ, как выдаст речь — мороз по коже! Было приятно с ними работать и многому можно было у них поучиться.
— Полностью фильм уже посмотрел?
— Да. Пошли с Ярославой в кинотеатр. Откровенно говоря, я немного разочарован. Столько было работы, столько классных батальных сцен, и почти половина из них пошла в «корзину»! Баталии ставил Ник Пауелл — известный постановщик трюков в фильмах «Ричард Храброе Сердце», «Александр», «Патриот», «Мумия», «Последний самурай». Бортко все переделал на свой манер. Впрочем, он тоже профессионал, просто у него свое видение.
С другой стороны, мне было интересно смотреть на то, что я видел на съемочной площадке. Столько знакомых лиц. Я даже чуть не прослезился.
Всей семьей верхом
После съемок «Тараса Бульбы» Евгений вернулся в Чернигов. Они с Ярославой решили пожениться (до этого семь лет жили в гражданском браке). Свадьбу отгуляли... на лошадях.
— Поскольку брал в жены украинку, то хотел сделать свадьбу в украинских традициях. У тренера взял костюм казака (это уже впоследствии по его эскизам я пошил себе костюмы, в которых сейчас выступаю), украинский наряд для невесты попросил в филармонии. Для лошадей купили красивые покрывала. Было классно!
Ярослава всегда рядом с Евгением. И тоже на лошади. Да и их доченька Саша, которой почти три годика, буквально выросла на конном заводе, так что в седле держится уверенно. Знает клички каждой лошади. Кстати, два гривастых красавца с этого завода тоже снимались в «Тарасе Бульбе» — это скакуны Скальд (он отработал всю картину!) и Мустанг.
Справка
Повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба» экранизировал Владимир Бортко (режиссер фильмов «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»). Он говорит, что впервые снимал такое количество людей (в некоторых эпизодах в кадре — до тысячи человек). Главных героев играют такие известные украинские и российские актеры, как Богдан Ступка (Тарас), Владимир Вдовиченков (Остап), Игорь Петренко (Андрий), Михаил Боярский (казак Шило), Ада Роговцева (жена Тараса), Лесь Сердюк (казак Товкач). К сожалению, актеры Борис Хмельницкий и Александр Дедюшко не дожили до премьеры картины. Работа над ней длилась с 2007 до 2009 года. Съемки проходили на Хортице, в Каменец-Подольском, Киеве, Варшаве, Санкт-Петербурге. Некоторые костюмы для «Тараса Бульбы» были задействованы из фильма «Огнем и мечом», а около двух тысяч — специально пошиты. Музыку к фильму написал Игорь Корнелюк (автор саундтрека к «Бандитскому Петербургу»).
Вот такой я польский драгун!
Одолеет ли поляк Бульбу? Кадр из фильма (Евгений и Богдан Ступка)
"Вот так и попался казак!" Женя и Ярослава на своей свадьбе
Только что Женя был в роли убитого казака
Верхом - всей семьей
Алина Долинец, еженедельник «Гарт», № 17(2405)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.