Нашим сегодняшним собеседником стал творческий, интеллигентный и очень доброжелательный человек – 55-летний уроженец Чернигова, музыкант, композитор, певец, и как оказалось, еще и писатель – Сергей Царевский.
Сергей после окончания общеобразовательной средней школы №6 умудрился закончить три учебных заведения: музыкальное училище Р.М. Глиэра (сейчас Киевский институт музыки), Киевскую студию оперетты и исторический факультет Черниговского педагогического университета.
Но всему этому предшествовала весьма интересная история, связанная с желанием посвятить себя служению в церкви Богу и людям.
Сегодня, не все могут себе представить жизнь во времена СССР. Тогда Советский Союз был страной атеистов. Задавать вопросы, веришь ли ты в Бога или в какую церковь ты ходишь, крещёный ли ты, покаялся ли, было не принято. К тому же, это могло иметь самые серьёзные последствия для будущей карьеры. Что, по большому счету, и случилось в жизни Сергея Царевского. В СССР почти каждый добропорядочный гражданин верил в светлое будущее и в приход мифического коммунизма, к которому людей должна была привести Коммунистическая партия.
Так, с 1983-го года Сергей работал на Черниговской музыкальной фабрике настройщиком пианино. Тогда всех, кто хорошо работал, агитировали вступать в ряды КПСС. Стать членом КПСС – негласно означало автоматическое продвижение по карьерной лестнице. Но, имея совершенно другую цель и желание стать священником, он в 1985-м году подал документы в Ленинградскую духовную семинарию, не предполагая, что активисты фабрики выдвинули его в кандидаты члена КПСС. И ректору духовной семинарии вручили закрытое письмо о том, что Сергей Царевский является кандидатом в члены КПСС. А напоминаем, что религия, вера в Бога и коммунизм при СССР были несовместимы, и всех, кто поступал в семинарии были под надзором КГБ.
Одним словом, Сергею не только не удалось поступить в семинарию, но у него еще и появились проблемы с трудоустройством: его несколько месяцев нигде не брали на работу.
Тогда он пошел к 3-му секретарю Черниговского обкома партии и главному идеологу Близнюку Анатолию Никифоровичу. Выслушав историю Сергея, он поднял трубку телефона, с кем-то поговорил и вопрос был решен. Сергея приняли на работу пианистом в ресторан «Сиверский» (был в районе Рокоссовского).
А незадолго после этого, в 1986-м году он женился. Через год в семье родилась дочь Ксюша. Сергей относится к тем немногим, кто счастлив в браке вот уже 31 год, чтит и хранит семейные традиции. Супруга работает медсестрой в поликлинике №4, дочь тоже пошла по стопам мамы, заканчивает фармацевтический факультет Харьковского медицинского университета, и параллельно работает в компании «Синэво».
Сергей с семьей во Львове
- Как вам по тем временам работалось в ресторане?
- Конечно, мне нелегко было пережить то, что моя мечта стать священником рухнула. Можно было, конечно, через некоторое время попробовать опять, но у меня уже была семья, которую я обязан был кормить. А что касается заработка в кабаке, по тем временам к моим 120 рублям в конце месяца я получал еще 500. Мы с супругой купили тогда стенку, Корюковскую кухню, телевизор «Славутич», и пошили плащи из натуральной кожи! Кто жил в СССР, тот меня поймет (улыбается).
- Как же дальше развивалась ваша деятельность?
- Но работая в ресторане с единственным выходным понедельником, я понимал, что не уделяю должного времени семье. И устроился на работу во Дворец пионеров (сейчас Дворец детей и юношества). На сегодняшний день я работаю здесь концертмейстером вокала и хореографии уже 27 лет. Был 5-летний период в жизни, когда я временно ушел из Дворца на должность заведующего музыкальной частью в театр кукол, где начал писать музыку. Благодаря этой деятельности, я стал сотрудником Союза Композиторов Украины.
- То есть, вы еще и пишите музыку?
- Да, но это не является моей работой, скорее, увлечением. Я написал музыку для церковного богослужения. Но, если при старых регентах некоторые мои сочинения звучали в храме, то нынешним, по-видимому, они неинтересны ввиду, возможно, меркантильности или зависти. По-прежнему, иногда пишу музыку к спектаклям, так как, мне очень хочется оставить после себя что-то в этой жизни будущему поколению.
- Я знаю, вы поете в Спасо-Преображенском соборе? Какой у вас голос?
- Верно. Я пою тенором, но с годами высокие тона мне сложно даются. В 1989-м году, когда у нас начали открываться церкви, я начал петь в Воскресенском храме. Потом перешел в Троицкий собор, где служил тогда священник отец Григорий Трипутников, а затем – в церковный штат Спасо-Преображенского собора. Тогда я пел в 2-х хорах – в архиерейском верхнем и рядовом нижнем составе, сейчас – в одном верхнем.
Пасхальная служба в Спасо-Преображенском соборе
- То есть вы одновременно работали в церкви и в ресторане?
- Да. Образно говоря, моя жизнь стала напоминать оперетту: утром я пою в церковном хоре, вечером играю в кабаке. На тот момент - в «Дружбе».
В этот же период времени мне удалось устроиться на должность концертмейстера в эстрадно-симфонический оркестр Дворца химиков (сейчас городской Дворец культуры) к ныне покойному Дмитрию Федоровичу Егорову. В течении 3-х лет я играл во Дворце на рояле, гастролировал с оркестром за границу, выступал по области. Помимо этого, я играл по вечерам в ресторанах «Ливадия» и «Гурман». Со временем, когда рестораны закрылись, а КСК перестал субсидировать деньги Дворцу химиков, в 2005-м году я вернулся на работу во Дворец детей и юношества.
В 2010-м году художественный руководитель ансамбля песни и танца «Сиверские клейноды» Сергей Николаевич Вовк пригласил меня в филармонию на должность концертмейстера. Тогда за разовый концерт я мог заработать 500-700 гривен. Но в связи с кризисом после 2014-го года, сейчас я работаю только на разовых концертах в балете. Также, я принимал участие в спектаклях Молодежного театра.
Черниговский Молодёжный Театр. Июнь 2013. Спектакль «На Жабках» участием Сергея Царевского.
На сегодняшний день, я работаю концертмейстером во Дворце детей и юношества, аккомпанирую балету ансамбля песни и танца «Сиверские клейноды», пою в Спасо-Преображенском соборе и играю под заказ в кафе «Чайная» и ресторане «Хряк».
- Сколько стоит сейчас час работы музыканта в ресторане?
- От 200 до 300 гривен.
- Я знаю, что вы не только поете, сочиняете музыку и играете на рояле, но и пишете. Это так?
- Верно. В 1989-м году у меня произошла клиническая смерть. Думаю, она послужила причиной тому, что я стал заниматься литературной деятельностью. После того, как я пришел в себя, я вспомнил сон. Мне приснилось, будто Лермонтов разговаривает с Пушкиным: «Ну что? Как ты думаешь, он останется с нами?» А Пушкин отвечает: «Нет. Он еще не выполнил свою миссию».
Бывает, что я просыпаюсь как от толчка, и из моей головы выливается поток рифмы. Ничего не остается делать, как брать тетрадь с ручкой и быстро записывать.
Так, периодами, в течении 10-ти лет я написал поэму в стихах «Сын человеческий» и трилогию «Прельщение ангелов» в жанре духовной фантастики. Но, к сожалению, пока не издал.
- Сергей, у вас очень звучная фамилия. Вы знаете ее происхождение?
- Да, благодарю. Признаться честно, до некоторого времени я жил с отцовской фамилией. Но узнав, что девичья фамилия моей мамы Ларисы Андреевны - Царевская - имеет глубокие дворянские корни, и, к тому же прекрасно звучит, взял ее фамилию. Я уже давно изучаю происхождение своего рода, разные веские события и потихоньку пишу об этом книгу. Хочу передать историю жизни нескольких поколений своим внукам и родственникам.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.