Эту особенную пару влюбленных часто можно увидеть в центре Чернигова — хрупкая женщина, прикованная к инвалидной коляске, и высокий крепкий мужчина в темных очках любят прогуливаться по парку в погожие дни. С 34-летней Ольгой Ивановой и 33-летним Романом Нерушем (на фото) мы встретились в их любимом парке на проспекте Мира. Оба инвалиды, но о своих болезнях, финансовых трудностях и ударах судьбы говорят без драматизма и как бы в шутку.
Заметно, что они понимают друг друга с полуслова, хотя Роман общается на украинском, а Ольга, выросшая на Донбассе, — на русском.
- Я инвалид по зрению 1-й группы, проблемы с глазами у меня наследственные. Мама - слепая с детства, а вот отец родился здоровым. Его зрение забрал в детстве, которое пришлось на военные годы, капсюль от снаряда. Этот капсюль разорвался у отца в руках, когда он играл с ним. Взрыв повредил лицо и глаза. Из Чайкино Новгород-Северского района папу сначала привезли на подводе в райцентр, а затем в Чернигов. Возможно, его зрение и спасли бы, но черниговская медсестра резко сорвала присохшую повязку вместе с... глазами.
Я родился уже с нарушениями зрения, ходил в школу для слабовидящих. И, несмотря на это, очень любил читать и тем самым еще больше посадил зрение. Сейчас врачи уже даже не считают, на сколько процентов видит каждый мой глаз. В медкарточке написано: «Счет пальцев у лица». А еще я вижу большие здания и яркие цвета. Пользуюсь и телефоном, и компьютером - могу различать буквы, написанные крупным шрифтом, - рассказывает Роман.
Именно благодаря современным технологиям он и нашел Ольгу. Пара познакомилась по Интернету летом прошлого года.
- Я написал Ольге первым. В тот же день она ответила, мы поговорили по «Скайпу».
- Рома мне понравился сразу, с первого взгляда! -улыбается женщина.
Роман признается: Ольгу он увидел не глазами, а сердцем. Увидев ее на экране впервые, почувствовал, что именно она и есть его вторая половинка. Буквально через две недели Роман уехал к Ольге в гости — в небольшой городок Лиман под Славянском.
- Не страшно было ехать на Донбасс, еще и в незнакомый город?
- Для меня любое путешествие опасно, но страха не чувствую. Например, Чернигов я знаю очень хорошо, потому что с детства жил в центре, привык ко всем зданиям и теперь легко их различаю. Скажем, в этом парке я знаю каждый камушек, но сейчас отремонтировали дорожки, и я немного путаюсь, потому что большой лужи, которая всегда была моим ориентиром, уже нет. Я по привычке ищу ее, когда надо повернуть в сторону школы №1. Вообще, путешествовать очень люблю. В свое время несколько лет работал в Киеве, работы были разные, но их объединяло одно: платили мало и работать там никто не хотел (смеется). Поэтому столицу тоже неплохо изучил. Как ориентировался? Метод был такой: в центре я садился в автобус (спрашивал у людей номер маршрута) и ехал до конечной остановки. Там выходил и шел обратно. По дороге запоминал здания, спрашивал у прохожих, что это. Научился пользоваться и метро. Вот так и изучил город. Был я и на востоке: когда началась война, я очень хотел защищать родину. Всеми правдами и неправдами добрался до зоны АТО, но ребята сразу раскусили, что у меня большие проблемы со зрением. Грубо говоря, развернули меня и отправили домой. Но эта поездка стала хорошим опытом. Я примерно представлял, где живет Ольга и как туда добраться. Ехать в гости не боялся: Лиман - территория, подконтрольная украинской армии.
- Я жила с мамой, она не была против приезда Романа, - продолжает уже Ольга. - Думаю, каждая мать хочет, чтобы ее дочь была счастлива. Рома немного пожил у нас, а вернуться в Чернигов предложил вместе. Я согласилась не раздумывая. Моя мама нас благословила.
Сейчас влюбленные живут у Романа вместе с его мамой (отецуже покойный). Роман работает в УОС (Украинском обществе слепых) — делает на заказ клеммные соединители для электрических приборов.
- Обидно, что очень трудно заработать. Заказов мало, да и платят копейки. Зарплата максимум до 600 гривен, - вздыхает он.
Роман и Ольга официально неженаты: говорят, что для них это не главное. Но в ближайшее время пара планирует повенчаться.
- Конечно же, мы мечтаем и о детях, - говорит Роман. - Но сначала надо поставить Лену на ноги...
Ольга родилась здоровой, но в 10 лет ее жизнь изменилась.
- Я ничем не отличалась от сверстников: ходила в школу, бегала и прыгала вместе со всеми, — вспоминает Ольга. — А классе в третьем начались боли в ногах, мама повела меня на обследование. Врачи обнаружили артрит суставов и размягчение и воспаление хрящевой ткани левого тазобедренного сустава, назначили лечение. Однако от лекарств мое состояние резко ухудшилось, и появился уже другой диагноз - остеосаркома (рак костей). Эту болезнь я поборола, мне очень помогла химиотерапия, однако с того времени я в инвалидной коляске. В школу я больше не ходила...
- Надежда на то, что любимая вылечится, есть! - уверен Роман. - Врачи говорят, что в первую очередь нужно заменить больной левый сустав. Со временем придется менять и правый, ведь сейчас на нем вся нагрузка, он изнашивается. Операция без курса реабилитации стоит около 80 тысяч гривен. Затягивать с ее проведением мы не хотим, но и спешить тоже боимся: велик риск осложнений. Поэтому сейчас мы консультируемся с медиками и ищем врача, который возьмется прооперировать Ольгу. Стоимость операции для нас очень большая, поэтому, возможно, придется обращаться к неравнодушным людям. Я бы взял кредит в банке, но ни один не соглашается его выдать. Честно говоря, даже в транспорте мне проще заплатить за себя, чем доказывать, что я имею право на бесплатный проезд. Не знаю даже, как просить деньги у посторонних...
Позитивом и верой в выздоровление Роман заряжает и Ольгу. А пока трепетно заботится о ней, ведь без посторонней помощи она не может.
- Я еле-еле могу передвигаться по квартире, поэтому Рома мне во всем помогает. Еще больше трудностей на улице: высокие бордюры, очень не хватает удобных пандусов, особенно в подземных переходах. Но мы всегда и везде вместе, а для нас это главное!
Наталия Федосенко, "ГАРТ" №20 (2825) от 18 мая 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.