GOROD.cn.ua

История одной операции

История одной операции

19 декабря 2008 года, когда все детки ждали подарков от святого Николая, 4-летней Заряне Уманец из Чернигова исцеляли сердечко.

ПРЕДУПРЕЖДЕН — ВООРУЖЕН
— Если бы больное сердце было единственной нашей проблемой, — горько вздыхает мама Заряны 40-летняя Тамара. За эти четыре года ей пришлось стать едва не специалистом в медицине, чтобы разбираться в страшных словах-диагнозах, которые ставили ее дочери. Сразу после рождения Заряны Тамара заметила, что у нее неодинаковые глаза (левый меньше правого). Выяснилось, что одним Заряна не видит вообще, другим — совсем плохо. Потом посыпались новые диагнозы: синдром двигательных нарушений, угроза ДЦП (детский церебральный паралич) и другие. До двух лет и двух месяцев Заряна не ходила и не говорила.

— Я благодарна врачам, что с самого начала они от меня ничего не скрывали, — говорит Тамара. — Лучше знать о возможном самом худшем исходе, чтобы как-то его предотвратить. Как говорят, предупрежден — вооружен.
Поэтому Тамара, не теряя времени, начала заниматься дочерью. Регулярные массажи и специальные ванны, каждый день по 4-6 раз зарядка, пальчиковая гимнастика и т.п.
— Самое важное, чего мы достигли, — Зарянка пошла. И я хотела бы посоветовать всем мамам: не жалейте сил и времени на занятия с детьми. Да, это нелегко и недешево (тот же массаж), и надо почти полностью отказаться от своих потребностей и посвятить себя ребенку. Но ежедневный труд приносит результаты.

ОПЕРАЦИЯ
- Недавно Зарянка очень похудела, ей даже поставили диагноз «гипотрофия». Что мы только не делали, чтобы набрать вес, — все напрасно. Еще у нее ухудшилась кардиограмма. Оказалось, что у дочки порок сердца. Нам дали направление в Институт сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова в Киеве. Там назначили   операцию.
Сама операция бесплатная, но на лекарства, анестезию нужны были деньги. Почти 5 тысяч гривен. Такой суммы у нас не было. Нас в семье четверо (еще есть 11-летняя дочь Снежана), работает только муж. Спасибо, помогли родственники и знакомые.
Потом появилась другая проблема — у Заряны оказалась редкая группа крови (третья, резус отрицательный). Нужны были доноры.Но сразу их не нашлось. После недели ожидания Тамаре с дочерью пришлось возвращаться в Чернигов ни с чем.
— Это так страшно — ждать и знать, что ты ничего не можешь сделать! Не выходить же на улицу с вопросом к каждому встречному: «У вас группа крови, случайно, не третья отрицательная?» В конце концов я обратилась к директору черниговского Центра ранней реабилитации детей «Відродження» Василию Пасичнику. Просила помочь мне найти доноров через станцию переливания крови. Но нам позвонили из Института Амосова с сообщением, что кровь уже есть. Мы с Зарянкой снова поехали в Киев.
Девочку стали готовить к операции. Тамаре тяжело вспоминать, что она пережила под дверью операционной.
— Сложность операции в том, что Зарянку подключали к аппаратам искусственного кровообращения и искусственного дыхания. Ей останавливали сердце на 24 минуты. После операции дочке дали шарик, который она должна была каждый день надувать, чтобы вентилировать легкие.

Вообще-то, как мне объяснили, с таким пороком сердца можно прожить всю жизнь. Но хорошо, что мы решились на операцию именно сейчас. С возрастом ее перенести сложнее. Я убедилась в этом, когда познакомилась с другими пациентами Института. Одной женщине пришлось делать такую операцию во время беременности. Другая перенесла уже две операции, потому что порок сердца дал осложнения.

НАДО НАДЕЯТЬСЯ НА ЛУЧШЕЕ
Сейчас Заряна чувствует себя неплохо, резво прыгает по комнате. Правда, кардиограмма еще не в норме и нужного для ее возраста веса девочка еще не набрала. Шрам на груди плохо заживает, потому что она его расчесала. Но Тамара надеется на лучшее:
— Мы начали ходить на занятия в «Відродження». Там Зарянка занимается лечебной физкультурой. Также там можно получить квалифицированную медицинскую консультацию. И для этого не надо сидеть в очереди, как в поликлинике. Через полгода поедем в Киев на обследование.
Вообще, мы еще столько всего должны сделать! Через два года Зарянке идти в школу, так что нужно научить ее хорошо говорить. Кроме того, у нас уже есть направление в Центр микрохирургии глаза с рекомендациями на протез. Я бы очень хотела, чтобы дочка пошла в обычную, а не специализированную школу для детей со сниженным зрением. Пока нам советуют строить свои занятия так, чтобы у Зарянки включались компенсаторные механизмы— за счет развития других органов чувств.

Тамара часто ставит дочке пластинки со сказками — чтобы развивать восприятие на слух. Самая любимая у Заряны -  «Доктор Айболит».
— Если ребенок здоров, то сам играет в куклы, с конструктором, рисует. Зарянку же всему надо учить. В этом мне помогает Снежана. Они, очень любят друг друга. Когда мы долго в больнице, Зарянка скучает по сестренке. Купим конфеты, а она говорит: «Это Снежане».


В ТЕМУ
Заведующий детским кардио-ревматологическим отделением Черниговского областного кардиодиспансера Виктор Чесноков рассказал, что сегодня на Черниговщине около тысячи детей имеют врожденные пороки сердца. Каждый год в области детей с такими патологиями рождается около ста.

Почти половина из них нуждается в оперативном вмешательстве. Ближайшие к Чернигову медицинские учреждения, где делают кардиологические операции, — Научно-исследовательский институт сердечно-сосудистой хирургии Академии медицинских наук Украины имени Николая Амосова и Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии Министерства здравоохранения Украины (оба в Киеве).

Алина ДОЛИНЕЦ, еженедельник «Гарт», № 5 (2393)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.