Нужно чувствовать связь с высшей силой... В этом уверен Николай Дорошенко, автор более 20 оригинальных картин. Эти прекрасные картины изготовлены в оригинальной технике: лики, элементы одежды святых, руки - это выжигание по дереву, а их наряды, нимбы, орнаменты и общий фон — инкрустация соломкой.
Признаюсь, ничего подобного я раньше не встречала ни на выставках, ни в художественных салонах! Оказалось, участие в православной выставке, которая недавно состоялась в «Экспоцентре» Черниговской региональной торгово-промышленной палаты -дебют черниговского мастера Николая Дорошенко. До этого свои работы он нигде не выставлял. Любопытно, что соломенная живопись -не основное занятие мастера. Николай Николаевич работает психологом в отделе государственной службы охраны при УМВД Украины в Черниговской области.
Богородица, святые и Кобзарь
В коллекции Николая Дорошенко я увидела образы Святителя Николая, Пантелеймона Целителя, Серафима Саровского, апостола Андрея Первозванного, а также образы Божьей Матери под названиями «Умиление», «Почаевская», «Козелещанская», «Остробрамская», «Казанская», «Неупиваемая чаша». Кроме того, дома у него есть портрет Тараса Шевченко. Самая несложная по изготовлению, по словам мастера, картина с изображением ангела-хранителя. А образ Серафима Саровского — любимого святого бабушки мастера - был закончен буквально за пару дней до открытия выставки. Всего же Николай Николаевич изготовил чуть больше 20 таких вот оригинальных работ.
Задумка соединить технику выжигания и инкрустацию соломкой появилась у мастера примерно год назад. Побывав на прошлогодней православной выставке в «Экспоцентре», он увидел, что представленная монастырями продукция несколько однообразна, а иконы вообще изготавливаются, в основном, фабричным способом, когда репродукция наклеивается на доску. Тогда он решил, что стоит попробовать применить такую вот авторскую технику. Благо — соломкой он занимался еще в детстве, а во время работы в школе вел даже кружок выжигания по дереву. Попробовал — вроде бы получилось, родным и знакомым очень понравилось, друзья посоветовали поучаствовать в новой выставке.
Наполненные теплотой и светом
Основным в процессе создания изображения является выжигание, оно помогает «прорисовать» тонкие линии, придает лицам определенные выражения. А соломка служит как бы дополнением, помогает раскрыть замысел. По мере усовершенствования техники Николай Николаевич понял, что соломкой лучше заполнять основную площадь картины, она оттеняет лики, а еще, как по мне, этот природный материал наполняет работы особой теплотой и светом. Например, в изображении Иисуса Христа в терновом венке сочетание разных оттенков соломки придает венку и нимбу мягкое сияние. Кстати, разные оттенки соломки — это на самом деле различные сорта растений: пшеница, рожь или овес, а разные цвета получаются при помощи простых красителей - зеленки, синьки, «морилки» (для оттенков красного).
Поначалу на создание одного образа у Николая Дорошенко уходил примерно месяц. Впрочем, дело тут не во времени, а в определенном состоянии человека - иногда мастер может творить много и быстро, а в другое время работа не идет. Еще играют роль навыки: когда человек научился делать что-то хорошо, то дело спорится быстрее. Но самое главное — надо четко знать, что ты хочешь получить. Правда, иногда, приступая к работе, мастер видит только часть замысла, а остальное приходит в процессе. Любопытно, что образы даже одного святого различные потому, что элементы на них не повторяются. Все картины сегодня украшают одну из комнат в квартире Дорошенко. По его словам, когда он снял их для выставки, атмосфера в жилище заметно изменилась. С соломенной живописью комната казалась более уютной, более живой и наполненной гармонией. И вправду — если ими любоваться какое-то время, наступает состояние успокоения и умиротворенности.
Новое - хорошо забытое старое?
Еще неделю тому назад Николай Николаевич был уверен, что сочетание выжигания и инкрустации соломкой — может, и не ноу-хау, но, по крайней мере, не присущая для нашего региона техника. Однако священнослужители, которые увидели его работы на выставке в «Экспоцентре», утверждают, что подобные изображения можно увидеть в иконостасе Елецкого Свято-Успенского монастыря. Очевидно, что соломенная живопись была известна нашим далеким предкам.
- Я верующий человек, но понимание Бога может быть у каждого свое, - рассуждает мастер-психолог о тематике своих работ. - Нашему региону присуща православная вера, казаки были глубоко верующими людьми. Это дань традиции, эту веру мы переняли от наших прадедов, так что православие для нас самое родное, но я не отрицаю и другие религии. Если человек сотворен «по образу и подобию», то каждому из нас необходимо искать эту частичку в себе. Если это происходит, можно называть человека верующим. Когда ты понимаешь и чувствуешь связь с Богом, с высшей силой (можно по-разному это называть), твоя жизнь становится лучше, а если нет — что бы ты ни делал, никогда не будешь удовлетворен...
Возможно, со временем увлечение мужа и главы семьи перерастет в семейный бизнес. Николай Дорошенко надеется, что популяризацией его творчества и продажей картин будет заниматься его жена Анна, которая недавно зарегистрировалась как частный предприниматель, открыла свое дело.
Виктория СИДОРОВА
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Николая Дорошенко, иконы, Виктория Сидорова