GOROD.cn.ua

Как дети обретают родителей, а родители – детей

Предыдущий, 2008, год президентом Виктором Ющенко был объявлен годом национального усыновления в Украине. Однако люди, которые действительно хотят согреть одинокое детское сердце своим теплом, не дожидаются каких-то акций или призывов. Так, в Дроздовице Городнянского района на одной улице живут две семьи — Богдан и Ковалевых, которые взяли на воспитание деток еще до упомянутой президентской инициативы. Эти люди не ждут ни похвалы, ни помощи. Они даже не хотят, чтобы о них рассказывали на всю область. Разговоров им и так хватает: за спинами до сих пор говорят, будто они взяли детей, чтобы получать помощь от государства. И разве докажешь, что этих государственных «детских» денег не хватает даже на самое необходимое. Но Богданы и Ковалевы ничего никому доказывать и не собираются. Они просто живут и воспитывают теперь уже своих детей.

"Мы - Ковалевы!"

Семья Ковалевых

30-летняя Наталия и 45-летний Анатолий Ковалевы вместе уже 13 лет. В свое время их пару в селе обсуждали долго. Ведь Наталия вышла замуж за... своего классного руководителя.

— Мы начали встречаться, когда я была в 11 классе. Мама, конечно, была еще как против! Я училась почти на «отлично». А как-то едва не завалила экзамен по Толиному предмету (он преподает географию). Не знала свой билет, он пытался подсунуть шпаргалку. Я же принципиально не брала, — смеется Наталия.

Уже после свадьбы она выучилась на экономиста-бухгалтера, но работать не пришлось — родился сын Артем. Отдельного жилья у молодой семьи не было. Жили то у родителей Анатолия, то у Наташиных (постепенно ее мать смирилась с таким выбором дочери). В своем собственном доме, который помогли купить родители, Ковалевы пожили недолго — произошло короткое замыкание, и он загорелся. Наталия едва успела схватить маленького Артемку на руки и выбежать.

Вскоре семья собрала деньги на новый дом. Уже в нем родились Мальвина, Даниэла и Андрюша. Такие редкие имена девочкам давала Наталия, Анатолий только соглашался. А вот брать ли в семью приемных детей, решали уже все вместе. Как они на это решились?

— А для чего мы живем на свете? Чтобы купить новую тряпку или вкусно поесть? Каждый человек должен сделать в этой жизни что-то хорошее, — убеждена Наталия. — Я хочу, чтобы в интернатах  было как можно меньше детей, чтобы их забрали оттуда в семьи.

Год назад Ковалевы поехали в Черниговский детский приют «Надежда». Там их познакомили с двумя сестренками — Юлей и Инной (мать у них одна, родом из Грабовки Репкинского района, а отцы разные). Некоторое время девочки с матерью жили в Беларуси. Как им там жилось — вспоминать не хотят. Вскоре женщину лишили родительских прав, а дочек депортировали в Украину. Сейчас они почти ничего о матери не знают.

— В приюте от нас ничего не скрывали. Сказали, что Юля — умничка, а Инна очень вредная, — рассказывает Наталия. Инна, которая крутится рядом, лукаво улыбается. — Я ответила: «Все дети такие. Ведите уже девочек, будем знакомиться».

— В тот день мы как раз убирали в столовой — готовились к Пасхе, — вспоминает 14-летняя Юля. — Услышав, что приехали какие-то люди, все дети стали с интересом выглядывать из столовой — кто, к кому? Оказалось — к нам. Я считаю, что не каждому так везет, как нам с Инной. Многие дети попадают в интернаты, а нас забрали в семью.

На новом месте девочки освоились за два дня. Сразу стали называть Наталию и Анатолия мамой и папой. Юля подружилась с 12-летним Артемом, Инна (9 лет) — с ровесницей Мальвиной. Вместе они учат уроки, вместе играют. И помогают родителям присматривать за четырехлетней Даночкой и двухгодовалым Андрюшей.

Анатолий Александрович сейчас работает директором школы. Но проверяет домашние задания у детей Наталия. И не потому, что мужу хватает учеников и на работе. Просто он считает, что у жены очень хорошо получается учить детей. За несколько месяцев она подтянула Юлю и Инну по украинскому языку (девочки говорили на белорусском). Вместе Ковалевы рисуют, клеят, вышивают. Девочки с гордостью показывают мне мамины работы (со столькими детьми у Наталии еще есть время заниматься вышивкой!). И новогодние костюмы детям она шила сама.

Конечно, не все так безоблачно. Сейчас задерживают выплату зарплаты, пособий на детей. Так что шиковать не приходится. Но у Ковалевых есть огород, хозяйство.

— Со всем можно справиться. Ив моей, и в Наташиной семьях было по пятеро детей. Поэтому мы с ней хотели большую семью, — говорит муж. — Мне кажется, что с появлением Юли и Инны в нашем доме стало веселее и наша семья стала еще дружнее. Они стали нам родными (девочки и сами с гордостью говорят: «Мы — Ковалевы!» — Авт.). Мы бы хотели взять еще больше детей. Вот Артем просит братика, потому что он и в классе один парень, и дома один среди девчонок (Андрюша еще маловат в «напарники» для игр).

Напоследок Наталия сказала: «Вы же общаетесь со многими людьми. Не знаете, может, какой-то семье нужен поросенок? Мы бы подарили. Просто так, от всего сердца. Потому что понимаем, что такое трудности».

Настоящая семья

Семья Богдан

Пока дети с папой лепили во дворе снеговиков, мама месила тесто на пирожки: «Дети их очень любят». Пирожков надо делать немало — семья у Богданов из восьми человек. Взять приемного ребенка 48-летняя Надежда Викторовна и 45-летний Григорий Васильевич решили два года назад.

— Это было наше обоюдное решение, — говорит женщина. — Мой сын от первого брака Саша уже взрослый (32 года), у него своя семья. Общих детей у нас с Гришей нет. А так хотелось о ком-то заботиться.

Сначала Богданы взяли родных Лену и Андрюшу, которым тогда было 6 и 4 года. Вскоре услышали, что нежинский приют ищет маму еще для одного мальчика. Решили забрать и его.

— Когда мы впервые увидели 4-летнего Владика, Андрюша даже его испугался, — вспоминает Надежда Викторовна. — Это были одни кожа и кости. Он не ходил, не говорил, имел столько болезней, что муж сказал: «Если мы его не заберем, он здесь пропадет». Мне тогда вспомнилось из мультика: «Мамонтенку нужна мама». И ею стала я. «Если через несколько дней вы его вернете, мы поймем», — сказали нам в приюте. Но, слава богу, нам удалось выходить Владика.

Членами семьи Богдан стали также родные братья Ваня (11 лет) и Сережа (9 лет) и 5-летняя Вика. Ее Богданы забирали почти в таком же состоянии, как и Владика. Вот так — думали взять одного, а взяли шестерых и создали детский дом семейного типа.

— Нам с мужем нравится заниматься с детьми. Если «петь в одну дудку», то это нетрудно. У нас так, как у героини фильма «Москва слезам не верит»: трудно с тремя. А если трех сможешь организовать, то потом количество уже не так важно — три или шесть.

Богданам пришлось учить детей буквально всему — говорить, читать, писать. Дети были очень запущенными. Ваня пропустил 2 года школы, пришлось догонять. А сейчас нет такой игры, в которую дети не умели бы играть. Шахматы, шашки, пазлы, конструкторы, велосипед — все это они очень любят. Компьютер освоили даже самые младшие. Не любят дети лишь долго сидеть в доме — остался страх замкнутого пространства. А во время новогодних праздников дети устраивают родителям настоящие концерты. Богданы записывают их на видеокамеру и с гордостью всем показывают.
Пока мы с Надеждой Викторовной разговариваем, с улицы заходят дети. Румяные, довольные: «Мы так классно с папой покатались на санках!» Все здороваются. Потом организованно идут переодеваться.

—Долго приучали детей к порядку?

— Да какое там долго! Если в семье порядок, то дети сами это видят и приучаются. Например, они знают: подошло девять вечера — пора идти мыться. Теперь уже сами меня подгоняют. Да они у нас уже все помощники: кто за веник хватается, кто за тарелку.

В прошлом году семья Богдан заняла третье место в области среди приемных семей. Когда их с этим поздравляли, Надежда Викторовна говорила:
— Мы не герои. Ведь вы, когда делаете что-то для своей семьи, не требуете благодарности или наград? Вот и мы также. Мы — обычная семья.
Вернее, настоящая семья. К каждому Надежда Викторовна и Григорий Васильевич обращаются «доченька», «сынок». Дети льнут к родителям и ловят каждое их слово.

Когда мы уже прощались, и Надежда Викторовна одевалась нас провожать, Вика уцепилась в нее: «Ты — моя! Я тебя никому не отдам!»

В тему

В Черниговской, области за январь-ноябрь 2008 года усыновлено 40 детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы (тогда как за весь 2007 год — лишь 28). В приемные семьи и детские дома семейного типа устроено 80 детей (на 17,6% больше по сравнению с прошлым годом). Всего в области функционирует 95 приемных семей и 5 детских домов семейного типа, в которых живет 181 приемный ребенок.

Алина ДОЛИНЕЦ, еженедельник «Гарт», № 4(2392)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.