Вот так живешь в городе год, другой, третий... А потом не замечаешь, как и десять лет миновали.
Все незаметно и обыденно. Относишься ко всему и смотришь на многое так, как когда-то...
Сколько раз приходилось проходить мимо простенькой пятиэтажки, расположенной на углу улиц Шевченко и Молодчего, а на вывеску у входа внимания не обращал, не сомневаясь в том, что это - общежитие черниговского педагогического университета. И когда по телефону договаривался об интервью с деканом психолого-педагогического факультета, долго не понимал, почему разговор должен происходить в помещении общежития. Потом наконец "дошло", что именно в этом здании и находится новый факультет. О нем, о его становлении и рассказал его декан и инициатор создания факультета Николай Скок.
- Николай Андреевич, факультет, который вы возглавляете, очень молод, но у него уже есть своя история, о которой будет интересно узнать читателям...
- Сама жизнь требует появления настоящих специалистов соответствующих профессий. Вот под эту потребность и создаются учебные заведения, подобные нашему. В 1986 году я вернулся в Чернигов из Владивостока. Здесь проходил конкурс на замещение должности старшего преподавателя кафедры психологии педуниверситета (вернее, тогда еще - института). Так я стал преподавателем психологии в здешнем вузе.
- Где вы учились, какой факультет оканчивали?
- Я окончил Ленинградский университет (факультет психологии) в 1975 году. Там же защитил диссертацию по психологии. В черниговском институте, как и во всех педагогических вузах, была кафедра психологии - одна на весь институт. Она обеспечивала все факультеты, где был предмет - психология. После преподавания здесь я некоторое время работал в обкоме партии, а в 1991 году после известных переломных событий, когда я снова вернулся в пединститут, мы с тогдашним (и, кстати, теперешним) деканом исторического факультета Александром Коваленко решили попробовать внедрить в нашем вузе новую специальность - история и практическая психология. Мы подготовили учебный план, соответствующие документы, вышли с этим предложением в ректорат. В те времена ни с кем более, в том числе с министерством, этого не надо было согласовывать. - А времена были... Все ломалось, нищало. Так вот, мы все что надо зарегистрировали, получили лицензию и начиная с 1992 года стали готовить специалистов. Собственно говоря, начали с секции психологии. А в 1993 году уже была создана кафедра психологии на историческом факультете, которую и можно считать началом факультета, началом существования новой специальности в нашем вузе, в черниговском регионе. В 1993 году на кафедре нас было 7 человек. Из этой семерки до сих пор работают Алла Георгиевна Скок, Людмила Николаевна Завадская (она сейчас возглавляет кафедру социальной педагогики на нашем факультете). Позже, спустя четыре года, у нас начали работать Диана Евгеньевна Дубинина (тогда, правда, у нее еще другая фамилия была). Работа была организована так, что уже с 1999 года мы начали готовить магистров, с 2000 года - аспирантов, и на сегодняшний день психологические кафедры (их теперь две на нашем факультете) имеют уже двух своих (!) кандидатов наук, то есть подготовленных именно в нашей аспирантуре. Под моим руководством уже 2 человека защитили кандидатские диссертации (это - теперешняя заведующая кафедрой социальной и практической психологии, кстати, выпускница наших магистратуры и аспирантуры, Данияьченко Татьяна Викторовна и заместитель декана по учебной работе - Дроздов Александр Юрьевич). Кадровая работа (я думаю, что ее так можно назвать) продолжается до сих пор.
- Сколько студентов у вас сейчас?
- На дневном отделении факультета у нас учится 420 человек, на вечернем - 460. А формально факультет был открыт в апреле 2004 года, тогда было решение ученого совета университета по этому поводу. Учебный корпус факультета был открыт на базе общежития педуниверситета. Можно сказать, что сейчас мы находимся в начале становления формального, но - в процессе становления функционального. То есть по существу мы "начались" с 1991 года, а как официальный отдельный факультет - с 2004 года. Сейчас у нас есть 3 кафедры, 2 специальности (психология и социальная педагогика). В нашей структуре есть лаборатория практической психологии, компьютерный класс, научно-методический центр, социально-психологический центр помощи населению.
- Там студенты работают?
- Конечно. Благодаря своему включению в различные научные проекты, они выполняют учебную нагрузку, готовят курсовые, дипломные работы. Со второго курса практически все студенты согласно учебному плану обязаны заниматься этой работой. Работа, профессия психолога предполагают прежде всего практику. Своими "руками" нужно как бы "пощупать" все, получить опыт личного взаимодействия с людьми. А иметь этот опыт должен каждый наш будущий выпускник.
- Николай Андреевич, вы сказали - "лаборатория". Я, например, когда слышу это слово, представляю себе какие-то колбы, пробирки...
- Наша лаборатория - это прежде всего метод объединения людей некоторой общей идеей, темой - научной или, скажем, производственной. Это- как мастерская для людей творческих профессий. Вот и наша лаборатория - нечто такое.
- Теперешние условия, в которых приходится работать, устраивают вас и сотрудников факультета?
- Если бы нас все устраивало, то нас надо было бы с работы уволить. Но в том-то и дело, что нас устраивает многое, но еще больше не устраивает, И мы будем устраиваться!
- Ваши ближайшие планы... Скажем так, планы реальные.
- Могу по пунктам. Первое: кадровый момент. Обычный вопрос, который у всех на устах: "А что у вас с кадрами?" В этом отношении работа отлажена. Наш сегодняшний преподавательский состав это - на 80% - выпускники нашего университета. Выпускники, которые либо уже окончили магистратуру, либо учатся гам. Таким образом, сегодня мы готовим кадры высшей квалификации, и к 2010 году мы должны выйти на 70% преподавателей с научными степенями, званиями. Второе. Состояние материально-технической базы. Конечно же, хочется лучшего, но спасибо и на том, что есть Наши аудитории отремонтированы достаточно хорошо, чтобы не стыдно было в них заходить, садиться и слушать соответствующее учебное занятие. Конечно же, мы испытываем нехватку в аудиториях, работаем, пытаемся что-то изменить. Кстати, ректорат в этом отношении нас поддерживает. Областная и городская власти тоже не отказывают в помощи. Правда, большой помощи нет, но выслушивают, сочувствуют.
- Это как у Каверина, где Саша Григорьев говорил: "Если бы мне не то что помогали, а хотя бы не мешали"...
-В данном случае не мешают. Скажу, что, учитывая то, что наша специальность будет востребована всегда, мы спокойны. Ведь люди до тех пор будут оставаться людьми, пока будут общаться друг с другом. А раз они будут общаться, значит будут имб1ь потребность в специалистах, способных облегчать этот процесс общения, которые будут давать возможность грамотного, научно-обоснованного выхода из различных жизненных коллизий. Поэтому с этой точки зрения я с оптимизмом рассматриваю перспективы развития своей специальности.
- Сотрудничает ли факультет с вузами и коллегами из других городов?
- У нас очень тесные связи прежде всего с Институтом психологии Академии педагогических наук. Сотрудничаем также с Киевским национальным университетом, институтом социальной и политической психологии. Кстати, два члена-корреспондента, два доктора психологических наук, два профессора национального университета являются нашими сотрудниками, работая у нас на 0,25 ставки. Благодаря этому сотрудничеству мы имеем живую, непрекращающуюся связь с основными центрами психологии на Украине. Плюс ко всему - хорошие связи есть с Крымом, Питером. 19-20 мая нынешнего года у нас прошла международная конференция, которая дала толчок появлению новых связей. У нас были гости из Питера, Москвы, Костромы, Минска, Гомеля, из многих городов Украины. Конференция удалась на славу. Мы не замыкаемся, а стараемся обмениваться опытом. Это дает многое и преподавателям, и студентам.
- Николай Андреевич, вы сейчас дважды Питер упомянули. Это - личные связи, оставшиеся еще со студенческих времен?
- Ну, все связи начинаются с личных связей. Да, кстати, я оканчивал ленинградский университет в один год с Путиным (он учился на юридическом факультете).
- Вы - черниговец, у вас тесные связи с историческим факультетом, как вы относитесь к тому, что сейчас появилось много желающих "изменить историческое лицо черниговского Вала"?
- В отношении "изменения лица" я (наверное, под влиянием своего возраста) начинаю думать, вернее, чувствовать, что мне ничего бы не хотелось менять. Особенно - что касается исторических мест. Хотелось бы, чтобы то ощущение исторической "седины" оставалось как можно дольше неизменным. А эти проекты... Честно скажу, что не чувствую себя в этом дело специалистом, но как личность, как человек я с трепетом отношусь к сохранности исторических мест. Еще раз вспомню Питере - идешь там по площади Марата, по улице Маяковского смотришь на таблички с надписями "Здесь жил Пушкин и узнаешь о том, что 300 лет назад здесь начиналась история всего славянского пространства. Уже одно это заставляет остановиться, задуматься о связи врем поколений, событий. А если говорить о Чернигове, то город надо рассматривать с воздушного шара... Просмотреть и ничего не говорить. А перестраивать? Наверное, это будет красиво, но это уже будет другое.
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.