О статистах мы все слышали — «статистика знает все», помним. Статистов мы видели — в известной советской комедии. О том, что без статистики не жизнь, знают миллионы людей. А часто ли люди пробуют «примерить» на себя эту профессию? И только ли знаний математики не хватает большинству из нас, чтоб работать в большом сером здании, на котором написано «Управление статистики»? Именно туда
я отправляюсь, чтобы понять, где — фильм, а где — реальность.
Статисты считают
Прежде всего нужно сказать, что поскольку статуправление — государственная структура, то и исполняет оно государственный заказ.
— Мы считаем все: и продукты, и показатели производства, работу транспортной сферы, и работу сферы образования, успехи здравоохранения, и криминальные показатели, — рассказывает первый заместитель начальника Черниговского областного управления статистики Екатерина Свистун. — И переписью населения тоже занимаемся мы. Мы проводили первую всеукраинскую перепись населения в 2001 году, в 2011-м должна быть вторая, и с начала следующего года мы уже начинаем к ней готовиться.
Если говорить о нашей статистике в контексте стран СНГ, то нигде больше, кроме Украины, нету закона, регулирующего ее деятельность. Этот факт показывает, что педантичность украинского законодательства превышает соседскую.
В задания украинских статистов входит сбор всей возможной информации по всей стране, от сел до областного центра, обработка ее, сведение в единое целое и передача на государственный уровень. В ходе этой работы своей информацией статисты делятся со всеми, кому она нужна.
— Часто к нам обращаются студенты, аспиранты, докторанты, — говорит Екатерина Иосифовна. — Мы всегда с удовольствием даем им нужную информацию. Самые свежие новости всегда вывешиваем на нашем сайте. Коммерческим структурам оказываем платные услуги. Последнее время банки, страховые компании и многие другие участили свои запросы — видимо, поняли ценность нашей информации.
За год сотрудниками управления обрабатывается более полумиллиона разных отчетов. А всю годовую информацию собственными полиграфическими силами управление собирает в толстый сборник — такие есть по каждой отрасли отдельно, и общий на все тоже есть. В свободную продажу их не пускают. Но передают во все библиотеки и предлагают всем желающим приобрести прямо на месте их составления.
— Нас спрашивают обо всем на свете, — рассказывают статисты. — Но мы, конечно, владеем не всей информацией. Многое в нашу компетенцию не входит. Конечно, есть случаи, когда за отдельную плату мы проводим специальные исследования, но они все тоже регулируются инструкцией.
Закрытой информации в статуправлении нету. Все, что есть, доступно общественности. Ведь все данные — безликие, анонимные. Ни в каких документах не фигурируют ни фамилии, ни адреса, ни банковские счета. Конфиденциальность блюдут стражи закона.
— Статистика — это наука, она не терпит приблизительности. — Я считаю, что без статистики вообще не жизнь. Так, каторга какая-то… из фильма «Служебный роман»
Среди последних новинок в деятельности украинских статистов — переход к выборочным исследованиям и создание соответствующего отдела.
— Ведь есть много показателей, которых негде добыть, кроме как при постоянном общении с людьми. Оценивают ли они себя как бедных или как богатых? Какая часть их доходов идет на питание, какая — на сигареты? — это все мы узнаем благодаря нашим интервьюерам, которые работают по всей области.
Статисты общаются с людьми
Всего в нашей области людей с профессией «интервьюер» — 28, четверо из них работают в Чернигове.
Лариса Зорина в статуправлении работает уже больше 20 лет, четыре года назад переквалифицировалась в интервьюера. Такую живенькую и жизнерадостную пенсионерку редко можно встретить — сразу видно, что человек работает не только с цифрами, но и с людьми и работа эта — нравится.
— Самое сложное в работе с людьми — это уговорить их сотрудничать, — делится опытом Лариса Семеновна.
Чтобы проследить, как и чем живут черниговчане и жители области, статисты используют специальные схемы работы с отдельными семьями. Им предлагают вести дневники своих расходов, с ними регулярно проводят опросы. Кто же решает, что сотрудничать нужно именно с этой семьей?
— Информацию о жителях мы получаем от ЦИК. Их списки мы подправляем (вплоть до того, что ходим по квартирами и дворам и переспрашиваем, живут ли тут такие), дополняем своей информацией, а потом специальная компьютерная программа выбирает из всего списка тех людей и те домашние хозяйства, с которыми нам и предстоит работать, — рассказывает интервьюер.
Наладить контакт бывает очень тяжело. Особенно в городе. Часто перед носом работника статистики захлопывают дверь — только услышат, что это какое-то государственное учреждение хочет сотрудничать. В селах легче — можно обратиться в сельсовет, а ему люди доверяют. В городе же никто не может помочь переубедить — можно опираться только на свои собственные знания психологии.
А им интервьюеров подучивают регулярно. Ежегодно они все проходят двухдневный семинар, в их обязанности входит постоянное изучение профессиональной литературы. Ведь работать с людьми — это не с цифрами. Даже если сотрудничество уже наладилось, все равно нужно иметь к каждому человеку свой подход, помнить, у кого что происходит, у кого сколько детей, кто когда приезжал, — ведь без такого «вступления» сложно говорить с чужим человеком о своих личных делах. А расспрашивают же обо всем! От того, сколько яиц несет курица, до того, сколько семья набрала кредитов и сколько чего покупает.
— У наших людей такой менталитет, — откровенничает Лариса Семеновна, — что они всегда стараются приуменьшить свое достояние. Наверное, подсознательно боятся, что, если вдруг чего-то «слишком много», «лишнее» могут забрать. Вот приходится искать подходы.
Исследования отделение выборочной статистики проводит в трех направлениях: касательно условий жизни домашних хозяйств, сельскохозяйственной деятельности населения и экономической активности. За сотрудничество со статистами в случае, например, ведения дневника расходов семьи даже получают небольшую «заплату» — 10 процентов от потребительской корзины. То есть 67 гривен в месяц.
Статисты развлекаются
Но это все — работа. А что же такое статисты вне работы? Сразу нужно отметить, что корректнее было бы говорить не «статисты», а «статистки» — ведь коллектив управления на 95 процентов (!) женский. Но от этого, кажется, никто не страдает. Текучесть кадров небольшая, все всех знают, коллектив последнее время помолодел — вот и есть силы на развлечения.
А развлекаются тут по любому поводу. Ставят новогодние капустники, организовывают выставки работ рукодельниц, соревнуются в кулинарных успехах, всем коллективом отправляют первоклассников в школу... В общем, редко какое предприятие может похвалиться такой бурной жизнью на работе вне работы. О последних праздниках рассказывают стенды со свежими фотографиями. И с удовольствием об этом рассказывают в статуправлении все, с кем только можно поговорить.
* * *
Вот так и выглядит статуправление со стороны. Думаю, в будущей жизни я бы не отказалась попробовать там поработать. Почему только в будущей? Потому что одной жизни на два серьезных занятия вряд ли хватит.
Анна ПРЕЙС, фото автора, еженедельник "Взгляд", № 50
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.