Прошла неделя Рождественского поста. В стране бедственное положение дел, у многих нищенская зарплата, о каком посте может идти речь? Нужно ли соблюдать посты? С этими и некоторыми другими вопросами я обратилась к владыке Амвросию, архиепископу Черниговскому и Новгород-Северскому.
- Пост делает душу бодрою, облегчает ее крылья, вознося ее выше земного и приводит к мысли о горнем небесном. Он весьма сильно способствует тем, кто желает спасти свою душу.
Телесный пост состоит в воздержании от пищи и пития. Необходимо употреблять постную пищу в малом количестве, чтобы только поддерживать жизнедеятельность организма. Тогда постящийся чувствует легкость, обостряются его зрение и слух, уравновешиваются чувства, просветляются мысли и сам организм очищается от различных шлаков. Это что касается тела, а что касается души, то нужно воздерживаться от злых помыслов, слов и дел. Постящийся удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты, гнева, ярости, злобы и мстительности. Особенно важно удерживать свой язык от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи, злоречия. Нужно отбросить из своего сердца желание всего чужого. Истинный пост есть воздержание от всякого зла. Покайся, удерживай себя от всякого злого слова, дела и помышления, поучайся всякой добродетели и будешь всегда перед Богом поститься.
- Но как можно ходить в церковь, если многие ропщут, что попы учат в пост отказываться от многого, а сами пьют водку и закусывают салом?
- Сейчас, к сожалению, каждый одержим себялюбием, гордостью, тщеславием, эгоизмом, считает себя личностью лучше других – это беда. Церковь учит переместить центр внимания с себя на Бога и на ближнего, искать не своей выгоды, а исполнять волю Божью. Если человек эгоистичен, ему тяжело признать, что есть Бог. Дело в том, что люди не хотят обличать себя, удобнее обличать другого. Церковь же учит – не спасай соседа, а сам спасайся и, видя твою добрую жизнь, и сосед задумается над своей жизнью, начнет ходить в храм, спасаться.
- Можно ходить в любой храм и молиться?
- Приходим в храм мы, чтобы Дух Святой одушевил нас Своим всемогущим дыханием. Поэтому в каждом храме святой, соборной и апостольской Церкви Православной можно молиться. Под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру. Истина Божия – божественное учение – хранится в единой Церкви Христовой. Она – столп и «утверждение истины» (Мф.19,17). Церковь разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви и в их собрание уже ходить нельзя, оно безблагодатное.
- Почему у одних священников есть семья, а другие одиноки?
- Священство – одно из семи таинств, совершается оно только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одно из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа. После рукоположения или хиротонии вступать в брак запрещается, если кто нарушает это правило, такой лишается сана священства.
- Какова позиция церкви на семью и одиночество для мирян?
- Апостол Павел хочет, чтобы мы все были без забот, но женатые, как он говорит, будут иметь скорби по плоти. Одинокие заботятся о Господнем, как угодить Господу, быть чистым, святым телом и духом (І Кор.7,34), а женатый заботится о мирском. Каждый выбирает путь жизни по своей воле, кому как лучше: если можешь – живи один, а не можешь, чтобы не разжигаться страстями, создай семью.
Должен сказать, что в настоящее время мало таких, которые имеют терпение, смирение и любовь. Если уж вы полюбили кого-то, то вступайте в брак и любите не одну ночь, неделю, год, а всю жизнь. Без терпения друг к другу, смирения – любви не будет. Созданная семья на страстях без любви, которая «покрывает множество грехов» (1 Петр.4,8) непрочна, она разрушается из-за мелочей, фактически без причин: «Он мне мало времени уделяет», «Мало денег зарабатывает» и подобное. Один от другого ищет острых ощущений и исполнения только эгоистических, самолюбивых желаний, а пользы другого не ищут. Христос своим примером жертвенной любви показывает нам, как мы должны относиться друг к другу, а семья - это малая церковь и в ней все должно быть по любви и согласию - «любящий свою жену, любит самого себя» (Ефес.5,28).
В наши атеистические времена был такой случай. Встретились два пожилых офицера после многих лет разлуки. Один выходил из храма, а другой шел по улице…
- Тебя ли я вижу! – воскликнул шедший по улице… Ты в молодые годы так любил посмеяться над церковью и духовенством, а теперь выходишь из храма? Кто тебя так, дружище, перевернул?
- Это точно… и я рад с тобой встретиться. А перемену во мне произвел один замечательный проповедник, не говоривший мне ни слова о религии – моя жена. Еще невестой она поразила меня твердой верностью своим благочестивым обычаям. Когда я женился, меня это несколько стесняло, но я не мог не уважать в ней ее убежденности в вопросах веры. Она была искренно привязана ко мне с первых дней брака, но не поступилась своим набожным обычаям… Но я ни разу не заметил, чтобы ее набожность препятствовала ей прекрасно выполнять до мелочей обязанности супруги и хозяйки дома. О Боге она мне не напоминала, но я читал это Имя в ее очах. Когда у меня, по привычке, срывалась с языка богохульная насмешка, жена моментально бледнела, иногда слезка показывалась на ее глазах, но этим все и ограничивалось. Ни слова упрека. Ласковая улыбка снова появилась на устах жены. За минутную, едва заметную вспышку негодования и печали жена платила мне удвоенною нежностью, любезностью, и мне становилось совестно за свою бестактность.
Каждое утро и вечер она молилась, и я чувствовал, с каким умилением и верою взирает она на Распятого. И мне приходило на мысль пасть рядом с ней на колени, хотя действительной перемены в моих убеждениях еще не было.
Когда она возвращалась из храма, особенно после причащения, мне чувствовалась во всем доме какая-то атмосфера чистоты и покоя. Когда меня что-либо опечаливало, или я заболевал, она проявляла такое ободряющее участие и уход, что я скоро воодушевлялся и оживал.
Хотя я и не раз ее опечаливал, она никогда не жаловалась и не высказывала недовольства мною. От всего этого во мне происходила внутренняя перемена, которой я не замечал.
После шести лет супружеской жизни я нашел в сердце своем желание любить Бога, - Бога моей жены. Я неясно понимал, что происходило во мне, но в одно праздничное утро я поцеловал руку своей жены и сказал ей:
- Анна! Сегодня я с тобой иду в церковь!
Она, спокойная, тихая, но со слезами на глазах ответила:
- Я знала, что ты это скажешь. Я так молилась за тебя…
Да, велико значение женщины-христианки, особенно в наше время религиозного шатания и безбожия… Один проповедник не без преувеличения, но все же в значительной степени справедливо сказал: «Женщину не пустят на небо, если она не приведет с собою кого-либо еще».
- Как найти путь спасения?
- Господь Иисус Христос своим примером дал нам образ – хотите вечной жизни – вот ваш путь: путь жертвенной любви и предания себя на волю Божью. Ибо Христос молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).
Сейчас же люди идут путем эгоизма, гордости, себялюбия и не находят счастья. А счастье нужно искать в жертвенном служении Богу и людям.
Много суеты сейчас – я хочу все знать. Телевизор и компьютер днем и ночью, знания не усваиваются – влетело и вылетело. А в собственной душе что делается не знаем. Церковь учит: познай Бога и самого себя, насладись своей внутренней тишиной, и будешь знать все.
Воскресные школы Чернигова
1. На территории Троицкого кафедрального собора (Болдины горы), преподает о.Алексей Коломиец. Также преподают способные и преуспевающие студенты из духовного училища.
2. При Спасо-Преображенском соборе (Вал) ведет о.Георгий Щербатюк.
3. При храме Всех Черниговских святых (Нива) ведут священники и мирские преподаватели. При этой воскресной школе существует система физического воспитания – секцию борьбы ведет о.Петр Мостовой.
4. При Свято-Николаевском (район Областной больницы), преподает о.Георгий Коновал и светские преподаватели.
5. При храме Архистратига Божия Михаила (угол Боевой и проспекта Мира), ведет настоятель о.Иоанн Ярема.
6. При храме Рождества Христова (Масаны) – о.Анатолий Товстогон.
7. На территории Елецкого Свято-Успенского женского монастыря, занимается монахиня.
8. При заводе Химволокно для детей работников этого завода. Преподают в основном светские учителя, но выпускники духовных школ.
9. На Масанах, при благотворительном фонде «Ковчег», ведет протоирей Димитрий Крюков.
Для взрослых также предусмотрены лекции. В Троицком кафедральном соборе, в воскресные дни, после акафиста священник приглашает на собеседование всех, кто желает принять участие в беседе на церковную тематику.
Правила питания в Рождественский пост
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Рождественский пост называют иногда крупяным. Хозяйкой стола в это время является каша.
Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб.
На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п.
Виктория ДУХНО
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.