GOROD.cn.ua

В нашем раю на земле...

30-летнюю Таню Онищенко, которая уже 6 лет живет в Та л а л аевке, мало кто в поселке знает по фамилии, весьма распространенной в этой местности. С того времени, как приехала сюда из Магаданской области, к ней «приклеилось прозвище Магаданка. Онищенко много, а Магаданка, то есть она, одна.


В Танином воображении, сотканном из воспоминаний, Украина, куда в детстве ездила к бабушке, казалась раем. Таня всегда хотела жить на отцовской родине, поэтому, когда жизненная ситуация показалась ей невыносимой, она приехала в Тапалаевку к отцовской родне. Но детское представление о рае быстро развеялось. 6 лет Таня прожила на родной чужбине без права на постоянное проживание в Украине, без работы, без жилья, с маленькой дочерью на руках. И только 24 июля нынешнего года она, гражданка России, получила удостоверение на постоянное проживание в Украине. Это благодаря тому, что нашлись-таки в этом «раю» добрые люди...

Когда-то на территории Талалаевки был совхоз, потом КСП «Барсуковщина». Еще в послевоенное время для работников совхоза строилось жилье барачного типа. Несколько таких домиков с почти вросшими в землю подоконниками до сих пор используются как жилье. В одном из них и снимает квартиру Таня с дочкой-пятиклассницей Валерией. Хотя сказать «снимает» будет не совсем верно — хозяева, живущие на другой улице в собственном доме, не берут с нее денег за аренду квартиры, платит Таня лишь за электроэнергию. Вокруг — кленовые заросли, чуть дальше — развалины бывшей конторы. «Здесь хорошо, только по ночам страшно», — говорит мне разговорчивая Лерочка, проводит в дом и сразу угощает леденцом. Рассказывает, что ей очень нравится заниматься в театральном кружке при районном Центре детско-юношеского творчества, что готовится принять участие в конкурсе «Мисс Осень» в Талалаевке. Мама натопила печку, сварила супчик. Так каждый день Таня встречает дочку из школы, потому что хочет, чтобы Лерочка каждое мгновение чувствовала ее материнскую любовь, ведь самой Тане ее так не хватало — она осиротела еще в пятнадцать. Ее мама в 38 умерла от рака. Она была родом из Прибайкальского района Бурятии. В конце 70-х училась в Киеве, Танин отец там служил в армии. Поженились и поехали «за длинным рублем» в поселок Мяунджа Сусуманского района Магаданской области. Работали на теплоэлектростанции, получили квартиру, растили Максима и Таню. Каждое лето детей привозили в Талалаевку к бабушке — отцовой матери Татьяне Петровне. «В 1997-м мы с Максимом и мамой приехали к бабушке. Мама Максима оставила жить у бабушки и тети. Вскоре мамы не стало. Отец все время грезил Украиной, — рассказывает Таня, - и уверял меня, что это настоящий рай. Я закончила школу, проф-училище. Влюбилась в местного парня, стали с ним снимать квартиру и жить вместе. В 20 лет я родила Лерочку. Но вместе мы с Димой не смогли жить. Когда малышке пошел четвертый год, расстались. Я поехала в Бурятию к маминой маме, устроилась работать на почту, снимала квартиру. Отец не хотел, чтобы я там оставалась, он верил, что мне лучше всего будет в Талалаевке, после выхода на пенсию и он мечтал переехать сюда. Сейчас он тяжело болен - перенес два инсульта, за ним некому ухаживать, поэтому его определили в дом престарелых. И я ничем не могу помочь ему. Честно говоря, я даже не думала о том, что еду в другую страну, где я буду иностранкой, и что у меня будут такие проблемы с документами, с регистрацией, с работой. Сначала мы с Лерой жили у бабушки. Каждые три месяца нас перерегистрировали. В маленькой квартире у бабушки прописаны и живут также ее внуки. У каждого из моих родственников свои проблемы. Когда я сняла квартиру, со мной стал жить и мой родной брат Максим. В мае этого года он внезапно умер от сердечной недостаточности — в 33 года. Отец даже не знает, что его больше нет... Я поняла, что могу рассчитывать лишь на себя. Только как?..».

В нашей Талалаевке, где ни одно предприятие не работает, работу найти невозможно, даже уборщицей или санитаркой без протекции не устроиться, да и кто даже из предпринимателей возьмет официально «иностранку» без документов? Нерешительная Таня не знала, как ей хотя бы с места сдвинуть свою проблему Хорошо, что встретились ей настоящие люди. Специалист соцслужбы по делам семьи, детей и молодежи Татьяна Лищенко тоже проживает на территории бывшего совхоза. Здесь люди друг перед другом как на ладони. Все знают, что живет Магаданка с ребенком в чужом углу, перебиваясь тем, что заработает, работая у кого-то на огородах.

«Мы взяли Таню с дочерью под опеку, - говорит директор районного Центра социальных служб по делам семьи, детей и молодежи Людмила Рябчун. — Она добрая, ответственная, хорошая мать, но попала в замкнутый круг. Мы его разомкнули. Помогли сделать удостоверение на постоянное проживание. Татьяна несколько раз сама ездила в миграционную службу в область. Там тоже отнеслись с пониманием к ее проблеме. Теперь подали запросы в Бурятию, где по последнему месту прописки Таня получала помощь как мать-одиночка. Когда придут оттуда документы, поможем ей встать на учет здесь».

Нашлись и среди односельчан добрые люди, которые, поверив, что Таня не будет претендовать на их имущество, зарегистрировали ее на постоянное жительство в своей квартире, хотя она там и не живет. «В моей жизни много добрых людей, и я им бесконечно признательна, — говорит Татьяна. — Когда мы развелись с мужем, сначала донимали друг друга, а потом встретились и дали слово — как бы жизнь ни складывалась, мы оба будем заботиться о Лерочке. Мы держим это слово. Благодаря деньгам, которые Дима регулярно присылает для ребенка, мы в основном и выживаем. Он звонит дочери, дважды за эти годы я возила ее на встречу с отцом в Москву. Ему тоже нелегко, он еще учится, но родительских обязанностей с себя не снимает, хотя Лера и носит мою фамилию. Семью новую не завел. Очень помогает и Лерина крестная - Наташа Войтенко. А тетя Галя Мусиенко — она совсем как мама: и научит, и подскажет, и поможет, и поругает меня как следует...»

Наталья Войтенко — частный предприниматель, имеет в поселке собственный магазин одежды «Кармен». «Мы некоторое время сожительствовали с Максимом. У нас не получилось жить вместе, а с Таней подружились. Она классная, только нерешительная, и крестница у меня — что солнышко. Таня никогда ни на что не жалуется. Даже о том, что она больна астмой, мало кто знает. Она постоянно пользуется аэрозолем, на который тоже нужны деньги. Из-за реакции на различные запахи она, к сожалению, не может работать в промышленных магазинах. У меня в магазине немного побудет, и ей уже становится плохо, возле продуктов тоже с ее проблемой не справиться. Ей бы пролечиться серьезно. У нее есть подруга в Киеве, у которой тетка у моря живет. Эта подруга взяла Таню и Леру с собой на море летом. Таня лучше себя стала чувствовать. Очень тяжело ей. Злые языки судят, а вот себя бы представили на ее месте. Не каждый бы и справился».

Чтобы протопить съемную хибарку, Таня купила машину дров за 1600 грн. Добрые люди согласились дать их на выплату. Такие же добрые люди дали и коврик на пол, чтобы немного прикрыть щели, из которых идет холод, и еще разные необходимые вещи, но все равно ей очень трудно. Не раем оказалась для нее отцовская родина. Говорит, если бы знала, что здесь ее ждет, никогда бы с места не сорвалась. Но возвращаться не хочет. И к тому же Лера, которая учит украинский язык в школе, считает себя украинкой. Маленькая щебетушка успела рассказать мне, что, когда ей исполнится 16, она без проблем получит украинский паспорт.

пгт Талалаевка.

Александра Гострая, еженедельник "Гарт" №45 (2642) от 7 ноября 2013

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Таня Онищенко, пгт Талалаевка, Александра Гострая, еженедельник "Гарт"