Круглосуточно нужно быть на работе
Пятница, 21 Декабря 2012 16:40 | Просмотров: 2580
Леонид Стеба
16 лет работает следователем 38-летний Леонид Стеба. Он пришел в Черниговский горотдел сразу после окончания Черниговского училища внутренних дел. Уже во время работы в милиции он закончил Черниговский пединститут и филиал московского открытого университета.
— Мне, как и любому новенькому, давали так называемые «глухари», то есть нераскрытые дела, - говорит первый заместитель начальника Черниговского районного отдела — начальник следственного отдела ЧРО подполковник милиции Леонид Стеба (на снимке), которого в 2003 году перевели в райотдел. - Давали не для того, чтобы унизить меня, а чтобы на этих делах я учился. Когда удалось раскрыть одно из таких преступлений, стали поручать расследование раскрытых преступлений (точнее - сбор доказательной базы, когда преступник уже известен). Мне запомнилось одно из них.
Дело об ограблении родственницы
В первый год службы Леонида Валерьевича в правоохранительных органах (1996 г.) в квартиру одной черниговской пенсионерки ворвались грабители. Они связали женщину и забрали несколько тысяч долларов, которые та прятала под матрасом, и золотые украшения.
— Мы сразу взялись за дело, — вспоминает Леонид Валерьевич. — И быстро вышли на грабителей. Воры оказались не очень умными и сдали украденное в один из киевских ломбардов по своим паспортам. Когда их задержали, выяснилось, что информатором у них был племянник бабушки, который знал, что она недавно продала квартиру, а деньги хранила дома.
Психологическая обработка
Но самым интересным он считает дело о мошенничестве. Две женщины ромской национальности разного возраста входили в доверие к черниговкам, преимущественно тем, которые работали в заведениях общепита. И те сами отдавали им деньги.
— Причем к каждому своему преступлению мошенницы тщательно готовились, — говорит Леонид Стеба. — Например, брали яйцо, иглой делали дырку, высасывали содержимое, вместо которого засовывали туда маленьких дождевых червячков. Потом выбирали жертву, ворожили ей по руке, говорили, что на ней порча, и предлагали выкатать ее яйцом. Когда его разбивали и жертва видела червяков, она верила всему. Правда, одна женщина, администратор ресторана, не совсем поверила мошенницам и колебалась, отдавать ли свои кровные. Чтобы подтолкнуть ее, преступницы через адресное бюро узнали ее домашний адрес, купили венок, подписали его «такой-то от родственников» и повесили на входную дверь. Как выяснилось после задержания, этим «бизнесом» они занимались чуть не с пеленок. Обе неоднократно были судимы за мошенничество. Правда, каждый раз под другой фамилией, потому что, выходя из тюрьмы, они выходили замуж за другого мужчину и брали его фамилию.
Украл — выпил — в тюрьму
- Около 90% всех преступлений происходит из-за водки, — говорит следователь. — Помню, как сын ударил отца табуреткой по голове. Отец много пил, а приняв на грудь, начинал терроризировать домашних. И во время очередной «террористической атаки» сын не выдержал и схватил первое, что попалось под руку. Старик от того удара умер, а сыну пришлось несколько лет провести за решеткой. Да и большинство краж происходит из-за того, что людям не за что выпить, а зарабатывать нет желания. Редкая кража совершается организованной группой. И если уж речь зашла о кражах, то я, как следователь, очень прошу граждан найти возможность сохранить свое имущество (поставить сигнализацию, нанять сторожа и тому подобное). Преступника мы, понятно, поймаем, но никто не вернет украденное, ведь такая личность, скорее всего, продаст вашу вещь, а «выручку» пропьет.
Труднее всего общаться с подростками
Следователь говорит, что раньше приходилось работать по 12 часов в сутки, а теперь в связи с принятием нового УПК нужно быть на работе почти круглосуточно (потому что следователь регистрирует уголовное производство, а его начальник подтверждает регистрацию в единой электронной базе, без этого стражи порядка не могут начать расследование преступления). К тому же следователь должен быть и психологом, и аналитиком, ведь ему приходится сопоставлять факты, общаясь с разными людьми...
— И со всеми нужно найти общий язык, вывести на откровенный разговор, - говорит Леонид Валерьевич. - Для этого я ищу общие темы, интересуюсь, чем увлекается подозреваемый, какая у него семья, друзья и тому подобное. Труднее общаться с подростками, ведь если взрослые спокойно говорят о своей жизни, то подросток замыкается, и очень сложно понять, что у него на уме. Есть еще одна категория преступников - это люди, которые считают себя осведомленными, потому что начитались юридической литературы или получили консультацию юристов, во время следствия они пытаются подстраивать свои показания под выясненные в ходе следствия обстоятельства. За час такой преступник может выдвинуть несколько десятков версий, и все их нужно проверить. Мы понимаем, что именно этот человек совершил преступление, но доказать это очень сложно.
Однако Леонид Валерьевич не жалуется на все эти трудности, потому что профессию выбрал сознательно, знал, что будет нелегко:
— Я родился и вырос в Черниговском районе. Мои родители - работники сельского хозяйства. У меня не было посторонней помощи при устройстве на работу в органы. Все мои достижения на службе — это тяжелый кропотливый труд...
Ольга Мусий, еженедельник "ГАРТ" №51 (2596) от 20.12.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.