GOROD.cn.ua

Живые куклы Зуфара Файрушина

Зуфар (Анатолий) Файрушин
– …Папа мой был татарин, его звали Зуфар. Не знаю, почему в советские времена ему пришлось назваться Анатолием, – видимо, почему-то так было «удобнее». А теперь уж я решила: имя нужно вернуть.
Алина Файрушина разворачивает на столе афишу кукольного представления. С такими выступали когда-то по всей Украине в школах и клубах, домах культуры и детских садах ее родители, Антонина Ходос и Зуфар Файрушин. Почти вся творческая жизнь проходила в разъездах. С 1976 по 1982 год.

Тридцать лет под кроватью

Уложенные в два задвинутых под кровать чемодана, куклы ждали: когда же их достанут снова? И – для чего?

– Когда папе предлагали эти куклы продать, он всегда отказывался. Ведь он сам их сделал – относился как к своим детям, очень ими дорожил. Вот и мы с мамой, после смерти отца, продать их, конечно, не смогли. Понимаю, что, если их отреставрировать, они, возможно, будут дорого стоить. Ведь сделаны профессионально, с соблюдением баланса и пропорций, у них сгибаются локотки, коленные суставы… Они – живые.

Состояние кукол, сделанных полвека назад, конечно, не идеальное: нитки перепутаны, изрядно «потрудилась» моль… Но дерево – хорошее, работа – качественная. А главное – память! Может быть, их предложить театру?

– Мы обратились в Черниговский театр кукол – и получилось двойное возвращение: дело в том, что в 1976 году, когда только открылся театр, моя мама работала в нем помощником режиссера. Папа в свое время именно оттуда ее и «забрал». И когда мы с мамой пошли в театр, оказалось, что главный режиссер, Виталий Гольцов, прекрасно ее помнит.


Рассказали ему свою историю, показали куклы. Виталий Владимирович говорит:
– Куклы очень даже неплохие. Музея, правда, нет у нас, он пока только в планах…
– Так что же делать? Что у меня они лежат, что у вас?
– А зачем им лежать? Они будут работать!





Необыкновенный концерт


Представления Зуфара Файрушина не были спектаклями-сказками. Это был «Необыкновенный концерт»: в нем Обезьянка крутилась на обруче, Буратино выезжал на сцену верхом (Лошадка могла выступать и самостоятельно – становилась на задние ноги, кланялась и выпрашивала сахарок), Танцовщица «била дроби» (деревянные ножки звонко стучали по сцене), Морячок плясал яблочко, а Силач поднимал гири… Конферанс вел сам «Олег Попов». Программу «концерта» поставил заслуженный артист Украины Леонид Отрюх. А управляли всем эти два человека.

– …Вы представляете себе этот театр? – улыбается Алина. – Два чемодана… Сами шили костюмы, сами готовили реквизит. Приезжали в сельский клуб: мама продавала билеты, потом – бегом за сцену, готовиться к спектаклю! Возвращались в родной город, отчитывались в филармонии, получали зарплату, некоторое время репетировали – и снова отправлялись в путь.

Марионетки считаются самыми сложными куклами в вождении. Напряжение на руки иногда невыносимое. Но работающих с ними актеров зритель чаще всего не видит: их скрывает ширма, за которой установлено специальное возвышение, так называемая тропа. Лиц и рук не видно тоже. 

Каждое представление было маленьким чудом:
– Сколько детей их посмотрело! Я думаю, эти куклы просто напитаны детским восторгом, счастливой энергетикой, – убеждена Алина. – В те времена особенных развлечений ведь и не было. И когда артисты-кукольники появлялись в каком-то клубе, залы были забиты!

Мама рассказывает: очень много концертов они давали бесплатно в детских домах. После них на адрес филармонии приходили письма. Дети писали: «Хочу, чтобы ты была моей мамой!»

Но и сегодняшние дети на живых кукол смотрят с восторгом. Первой зрительницей стала дочка Алины Файрушиной, четырехлетняя Мирослава:

– Мама достала обезьянку, повела ее к Мирусе – и она подала ей руку! Не заметила ни ниток, ни того, что куклой руководит бабушка… А какой восторг был в глазах!

Заметка в газете «Советский Сахалин» свидетельствует: «Необыкновенный концерт» для малышей был настоящим чудом

Папа был артистом…


Зуфар Файрушин родился в 1936 году на Урале, в Магнитогорске. Был старшим из пятерых детей. Послевоенное детство было непростым: работать пришлось пойти уже в 12 лет.

– Специального образования у него никакого не было, – вспоминает Алина Файрушина. – Но он все умел и все хотел знать. Сваркой занимался, шил, готовил, сапоги чинил… Все говорили: золотые руки! Я окончила исторический факультет – и папа вместе со мной его окончил, только без диплома. Все книги, которые я по истории приносила, знал!

Еще в Магнитогорске, молодым пареньком, Файрушин встретился со своей первой любовью. Из-за нее ушел из дому: родители были против женитьбы на русской, особенно мать, дочь муллы. Любовь оказалась сильнее уговоров.

Эта девушка, первая жена Зуфара Файрушина, стала и его первой творческой напарницей: Антонина работала администратором у артиста-кукольника, гастролировала с ним, к этой работе и приохотила молодого мужа. А еще через некоторое время молодожены одолжили денег, купили в Москве собственные куклы – и стали работать самостоятельно.

– Почему они переехали в Украину, я не знаю,
– говорит Алина, – знаю только, что приехали с куклами и уже что-то умели делать. С 1962 года официально работали в Черниговской филармонии.
Но те, самые первые куклы, были почти «нерабочими» – у них не двигались суставы, возможностей для работы было мало. Пришлось делать новых – лучше и живее прежних!

– Все 12 кукол папа сделал сам. Помогал ему в этом известный черниговский художник-бутафор Александр Лисовой.

Алина Файрушина процесс создания кукол не застала, а вот ее старшая сестра Ирина помнит: «Папа сидел на табуретке и строгал, как папа Карло! Вся наша квартира была в стружках…»

Болезнь и смерть первой жены вызвали понятную паузу в работе. Некоторое время спустя новой партнершей стала Антонина Ходос – она же стала и женой.

А потом родилась я – и куклы пришлось спрятать в чемодан! Ни с кем другим папа работать уже, видимо, не хотел. Потому и пролежали куклы 30 лет в чемоданах. И теперь это моя, можно сказать, даже миссия – что-то с ними сделать, передать туда, где они нужны.


Как и родители, Алина Файрушина человек творческий, она – руководитель студии музыкального английского Ladybird

Нервы

37-й театральный сезон Черниговский областной театр кукол открыл премьерой сказки «Домовичок и коза-благодетельница». Поздравили, как водится, первого и тридцать седьмого (по числу лет театра) зрителей в этом году. А перед спектаклем с маленькими зрителями снова встретились старые куклы. Лошадка, Силач, Танцовщица, Морячок… Вы знаете, что нитки, которыми управляются марионетки, актеры называют «нервами»?

– Это термин для внутреннего употребления, – поясняет главный режиссер Черниговского областного театра кукол Виталий Гольцов, – актерский сленг, профессиональное словцо. И словцо очень меткое. Оно  как связь между нервами куклы с нашими, актерскими нервами…

Мы очень рады этому подарку, поскольку это прямая связь с нашей историей. Еще в 1976 году, когда был основан наш театр, первым помощником режиссера в нем работала Антонина Ходос. Театральную работу она продолжила, уже принимая участие в номерах с куклами – потому что ее муж и являлся автором этой концертной программы. Вместе они готовили замечательные номера и ездили по всей стране. И мы рады, что в конце концов куклы эти вернулись именно к нам, поскольку жизнь им дали руки людей, начинавших наш театр.

Конечно, программу немного видоизменим, осовременим. Но в следующем году в нашем репертуаре обязательно появится спектакль-концерт с участием кукол Зуфара Файрушина.

Виталий Гольцов

А вы – помните?


– Для чего это все я делаю?
– словно спрашивает сама себя Алина. – Мне очень хочется, чтобы об отце осталась память. Он был скромным человеком. Самоучка, человек без образования… И все же мне кажется, он заслуживает, чтобы хотя бы его фамилию вспомнили.

Тех, кто знал его лично, сегодня уже осталось немного. Но я думаю вот что: есть, наверное, люди, лет сорока с небольшим, которые видели эти спектакли – и может быть, прочитав об отце или приведя своих детей в театр, они вспомнят этих кукол и свои детские впечатления. И конечно, я мечтаю, чтобы состоялся спектакль
.

Олег Попов, Буратино, Лошадка, Морячок, Силач, Танцовщица, Петрушка-жонглер, Обезьянка на обруче, Буратино, Страус, Медведь-манипулятор, Акробат с лестницей… Они поселятся теперь в Черниговском театре кукол!


Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №44 (572), 25 октября 2012 г.

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: театр, куклы, Зуфар (Анатолий) Файрушин, еженедельник «Семь дней», Вера Едемская