GOROD.cn.ua

Игорь Чусь: человек с хорошими руками

Игорь Чусь и Пишет Бунтами
Вроде бы и не в мегаполисе живем – а встречаемся редко, на бегу… «Ты как? Нормально? А Игоря видел?» Ответы каждый раз неожиданные: «Да, видел – он на велосипеде через Крым в Новороссийск поехал… А ты не знаешь?

Они же на велосипедах по Европе путешествуют – Польша, Черногория, Германия, говорят, до Австрии добрались!» Чем еще можно удивить? Да вот можно! Полтора месяца черниговец Игорь Чусь прожил в Таиланде. Не валяясь на белоснежных пляжах – по восемь часов в день изучая искусство тайского массажа в специальной школе. И вернулся единственным в Черниговской области специалистом по тайскому массажу с международным сертификатом.

Страна, где «все друг по другу топчутся»


– Я перед поездкой готовился, много читал о Таиланде. У одного путешественника встретил такой отзыв: «Удивительная страна! Здесь все друг по другу топчутся!». Это он именно тайский массаж имел в виду. В Таиланде если заболевают, многие не к доктору идут, а зовут массажиста.

Кроме массажа, в ходу травы – их очень много, применяются они в том числе в специфических тайских банях, которые уже при входе встречают тебя благоуханием.

– А эротический массаж?

– Да это, можно сказать, нововведение. Он и появился-то только когда американцы по соседству базы построили. А классический тайский массаж вообще в одежде делается.

Отправляя Игоря на родину, наставник – знаменитый представитель северной школы тайского массажа Пишет Бунтами – сказал: «У тебя очень хорошие руки!». Пока беседовали, некоторые массажные приемы Игорь продемонстрировал прямо на мне. Подтверждаю: руки хорошие! Говорят, на следующий день после сеанса тайского массажа возможна крепатура – как после хорошей тренировки. Но лично я испытала только огромное физическое облегчение. В прямом смысле слова – камень с души и с плеч.

У тайских преподавателей Игорь Чусь прошел курс тайской йоги и медитации, основы гимнастики цигун, а главное – четыре специализированных курса тайского массажа, выйдя на уровень профессионала. В числе прочих техник изучил и редкий массаж ногами (не путать с массажем ног!). Звучит страшновато – а на самом деле под него можно даже заснуть.

– Да я сам порой во время занятий отключался! Лежишь-лежишь, расслабился – и всё!

Занятия в школе Игорь описывает необычные: ученики там одновременно и «подопытные» объекты, все проверяют, изучают и чувствуют на себе – руки, пальцы, силу и направление движений. Одновременно училось около 50 студентов (из разных стран, в том числе очень много японцев), но практически все занятия были индивидуальными, каждый получал знания непосредственно от преподавателя.

– Сколько же часов в день ты занимался?

– С утра до вечера. С половины девятого до пяти.

– Почему приехал именно в Чианг-Май?

– Там очень сильна традиционная, северная школа массажа. Тамошние мастера не коммерциализировались в угоду туристам и сохраняют старые традиции. В одной из таких старинных семейных школ я и проходил обучение. А потом продолжил его у известного во всем мире мастера Пишета Бунтами.

– Обучение древним секретам – дорогое удовольствие?
– Для многих тайцев – да. Там часто в салонах массаж делают не дипломированные массажисты, а самоучки. И, конечно, массаж в салонах очень отличается от массажа, который делается в школе. В школах – серьезный подход, а туристам предлагается эрзац. А уж техники, которыми владеет мастер Пишет, отличаются от всего остального. У них в роду массажем занимается уже с десяток поколений. В салоне тебе такого точно никто не предложит!

Перестаньте думать!

Чтобы попасть на обучение, экзаменов сдавать не нужно. Хочешь – приезжай. Но если Пишету не понравишься, он может просто тебя не принять. (Интересно, что ученика из Чернигова мастер сразу выделил из группы новеньких и пригласил выйти в центр зала – чтобы именно на нем продемонстрировать очередные приемы.) А еще – не пустят на занятия, если придешь в черной одежде.

– Хорошо, в школу принимают всех желающих. А все ли оканчивают курс?
– «На финише» отношение очень серьезное: ученик обязан сдать экзамен. Это ведь официальная, сертифицированная Министерством здравоохранения школа – они отвечают за своих учеников. При этом строго разделяя: есть знания для врачей (и процедуры, которые делает только врач), а есть сфера, в которой работает массажист. И массажист никоим образом не должен заменять доктора. Если кто-то хочет пройти курс лечебного, точечного массажа, нужно сначала сходить к врачу и проконсультироваться, узнать, нет ли противопоказаний или ограничений.

Кстати, мануальная терапия в принятом у нас понимании (когда одним движением позвонки вправляют и т.п.) в Таиланде запрещена: «ввиду непредсказуемости последствий»!

– Главное, чему тебя научили?

– Пишет постоянно приговаривал: «Stop thinking! Пока вы не наведете порядок у себя в голове, вы не сможете помогать другим людям. Перестаньте думать, особенно во время массажа!» Действительно, во время работы у тебя должно быть совершенно особенное, отрешенное состояние. Если, выполняя массаж, человек начинает думать, размышлять, он перестает чувствовать другого. Чувствовать – как довести до грани боли, но не сделать больно. Как реагируют на его действия мышцы и связки…

– Тебе, наверное, было немножко легче, чем другим – ты ведь еще в Чернигове занимался и йогой, и айкидо? Восточные практики тебе не чужды.

– Да, особенно опыт айкидо был полезен. Двигательная база айкидо и тайского массажа очень похожа. Ты ведь обратила внимание? Я ничего не кручу, не щиплю, не рублю руками, эффект достигается путем переноса веса тела.

Если европейский массаж упор делает на поверхностные мышцы, то тайский работает со связками и глубоколежащими мышцами. Сперва идет глубокое продавливание.

– Это самая неэкзотическая часть массажа, – поясняет Игорь… потихоньку придавливая мое бедро ногой. Иногда движения очень даже ощутимы – иногда похоже, что по тебе топчутся кошачьи лапы. – Экзотика – это когда уже идут элементы йоги. Недаром таиландский массаж называют «ленивой» или парной йогой.

Параллельно растягиваниям массажист работает по массажным линиям (они, кстати, совпадают с ключевыми линиями китайской акупунктуры). Есть и элементы мануальной терапии – но полностью исключены резкие, рубящие, «ломающие» движения, которые так любят некоторые наши народные целители. В идеале даже ритм дыхания пациента и массажиста во время сеанса тайского массажа должен быть одинаков. И приступая к «скручиваниям», Игорь сначала объясняет мне, как именно нужно правильно дышать.

Традиционный тайский массаж выполняется только на полу, массажист при этом может и стоять, и сидеть, и даже становиться на пациента коленями – не причиняя боли.

– Мало того: тайский массаж – далеко не всегда движения и приемы (в том смысле, как мы это привыкли понимать). Мастер может уложить вас лицом вниз, взгромоздиться на поясницу и… замереть минут на пять-десять. Непонятно: чего сидит, отдыхает, что ли? А он посидит, встанет: «Потрогай!» Начинаешь щупать – а мышцы-то абсолютно расслаблены!

Чтобы хорошо поработать со спиной, нужно сначала хорошо поработать с ногами. А это тяжело. Идут очень плавные, физиологические медленные продавливания. За разогревающей частью идет точечная работа.

Нажатия довольно сильные – массажист захватывает обеими руками, да еще придавливает коленом. Снимаются зажимы, блоки… Но со стороны – «Камасутра», пожалуй, отдыхает!
– И за твое терпение – самая приятная часть!

У меня под головой оказывается небольшой валик… И дальше на диктофоне – пять минут молчания. Беседовать становится невозможно, массаж головы – это слишком хорошо.

Внутри Бангкока множество порока?


– С утра до вечера вы там учились. Перерывы были?

– Да, часик на то, чтоб перекусить, пообщаться (ходили в соседнее семейное кафе). А вообще у меня там график был такой: в школу, позанимался, час сна, а потом, с семи вечера и до ночи – прогулки по городу! Все интересно: магазинчики, храмы, уличные рынки, сувенирные лавки, дискотеки, файер-шоу, уличные танцоры…

– Океан видел?

– Уже перед отъездом, в последнюю неделю выбрался на побережье. Проехал через всю страну, был на острове, где снимался фильм «Пляж». Это невероятно красивые места.

– У тебя не было мысли там остаться?
– Была, конечно, – улыбается собеседник. – Но куда же: тут семья, собака…

Продолжает серьезнее:

– Там тяжело работу найти, тайцы неохотно приглашают иностранцев. Официально, с открытой визой можно жить три месяца, затем нужно выехать из страны – пусть на два часа, но пересечь границу. Но я встречал там наших. Например, парня из Кишинева, который занимается дайвингом, открыл свой центр.

– Антипатии к иностранцам у жителей Таиланда нет?

– Наоборот. Они очень приветливые и дружелюбные, это проявляется повсеместно. Они всегда улыбаются. Искренними улыбками, не натянутыми. И к этому привыкаешь. Кто-то из наших увидел потом таможенника в аэропорту, сидевшего с недовольным лицом, – очень удивился!

Иностранцы там себя чувствуют довольно комфортно. И по местным законам, если ты старше 50 лет и вышел на пенсию, можешь приезжать и спокойно жить в Таиланде. Живи в свое удовольствие, трать деньги – и пополняй бюджет страны!

Бизнес открыть можно, но обязательно в виде совместного предприятия, и «контрольный пакет» должен быть у тайца. Есть даже юридические конторы, которые предоставляют услуги тайцев – бизнес-партнеров.

– «Пороки» наблюдал?
– На туристических улицах – конечно. И на улицах красных фонарей.

– Фотографировать там можно?
– Конечно. Девушки еще и улыбаются, руками машут. У них нет понятия греха. Считается, что человек вправе распоряжаться своим телом, потому что это его тело, а не принадлежит кому-то еще. И общественного осуждения нет абсолютно – девушки прекрасно себя чувствуют. Деньги зарабатывают, семью обеспечивают…

По городу ходить довольно безопасно. Я часто гулял допоздна и ни разу никто ко мне не пристал. Хотя был случай, – оговаривается Игорь, – у девчонок из России парень на мотороллере сумку вырвал.
Спиртного продают и пьют мало. Есть даже специальные дни, когда спиртное не продается вообще. Ни под каким предлогом, ни местным, ни иностранцам.

О них беспокоится король

– Я думаю, в общей массе приезжих ты был нетипичен. Все-таки наши туристы летят в Таиланд не массаж изучать…

– Конечно. Туристам интересны два места: Пхукет и Патайя, знаменитые центры развлечений. По сравнению с Европой, там всё проще и дешевле: на самых красивых островах в Таиланде двухместный номер в конце сезона можно снять за 150 гривен (в пересчете на наши деньги) – с кондиционером, с телевизором.

– Таиланд – бедная страна или нет?
– Сложно сказать. Какие у них статьи доходов? Фрукты на экспорт, текстиль, электроника… И, конечно, туризм, индустрия развлечений. Там ведь круглый год лето, и люди едут непрерывным потоком.

Скорее всего, тайцам просто не очень много нужно. Полицейский получает 150 долларов – по их меркам, это много. Полиции на улицах мало, но ведут себя нагловато. Характерная сценка: полицейский подходит к уличной торговке, берет связку бананов и уходит – она молча смотрит. И всё.

Интересно отношение к правящему монарху. Тайцы любят своего короля, везде висят его портреты и очень часто звучит фраза: «Король о нас беспокоится». Выражается ли его забота в чем-то материальном, я не знаю. Но мне показалось, что уважение к монарху у них неподдельное. Даже позавидовал.

– Что самое удивительное там? Природа, свобода отношений, пляжи?
– Да люди, наверное. Они другие. Открытые, добродушные, искренние, улыбчивые. Я даже не знаю, как тебе объяснить. Часто – они просто как дети. Мне приходилось по стране ездить поездом: в городе – небоскребы, а отъезжаешь чуть дальше – такие хибары! Одной стены нет, видно, как внутри на электроплитке готовят еду… Спрашиваю: «Много у вас таких бедных людей?» «Да, есть». – «А они счастливы?» – «Да, счастливы».

Я не идеализирую Таиланд. Но просто – люди там добрее и жить там легче. Знаешь… это просто другой мир. Совсем другой.

Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №27 (556)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», Игорь Чусь, масссаж