23 года вместе: две женщины и Гоша
Пятница, 6 Июля 2012 15:32 | Просмотров: 2071
Мария Кажанова с матерью и Гоша
В 1976-м (ей тогда исполнился 21 год) Мария Кажанова поехала на строительство Байкало-Амурской магистрали. Позади была Кучиновская средняя школа и три года работы на Щорском электромеханическом заводе, впереди - новая, неизвестная, преисполненная романтики, приключений и сюрпризов жизнь.
- По большому счету, так и было, — улыбается женщина. - Вокруг - тайга. Зимой на улице - минус 50. в общежитии немного теплее. Но рыба на кухне не размораживается. Вода - привозная. Ближайший магазин - в шести километрах.
Но мы были молодые и во всем видели позитив. Купались в реке с ледяной водой, летом собирали в тайге ягоды и грибы (их там море), а в морозы ходили туда жарить шашлыки. Жили дружно, радостно. Приготовит кто-то свое национальное блюдо - приглашает всех. Уже праздник!
А если случались перебои с электричеством, варили и ели во дворе. На всех — один казан, один стол. Дверь никто никогда не запирал - доверяли друг другу на все сто.
Артисты к нам часто приезжали.
Женщина не скрывает: провела в поселке Тындынском (теперь - город Тында) 9 лучших лет своей жизни. Тут вышла замуж, родила сына. Когда поняла, что супружеская жизнь не складывается, собрала вещи и поехала домой в Кучиновку. И практически сразу пожалела об этом.
— Тогда, чтобы не очень грустила по БАМу, случай послал мне Гошу, — рассказывает Мария. - Он и сейчас веселит нас с мамой, хотя за это время постарел и уже не такой прыткий, как раньше.
— Ходит, как я, — добавляет мать Марии — Прасковья Мищенко — и показывает палку, без которой и шагу не ступит.
Ничего удивительного - обе уже в солидном возрасте.
Женщине - 84, гусю - 23 года.
— После БАМа мне захотелось завести хозяйство, — вспоминает Мария. - Накупила всякой живности. И пять гусят в придачу. Они оказались добрыми на почин. Все выросли, вывели новых.
Из всего выводка оставила на зиму двух гусынь и гуся. Он и молодым выгодно выделялся среди других. А к весне из него вырос настоящий хозяин.
За эти двадцать три года во дворе всякая птица была -держала по 50-60 голов, а такого умного ни одного не было. Поэтому только его называем по имени - Гоша.
Не было случая, чтобы он подошел к корыту, пока все не наелись. Или чтобы привел домой с реки не весь табун. Мы уже знали: если гусаки пришли вечером без Гоши, значит, он ищет какого-то гусенка, который отлучился или заблудился.
Бывало, забудем к их возвращению отворить калитку - табун не расходится: стоит и ждет, а Гоша дергает за веревку, гремит щеколдой, пока не услышим и не впустим во двор всю его команду.
Он и индюшат помогал растить. Они, когда маленькие, такие задиристые!
Гоша, как увидит, что они дерутся, подойдет, продвинет между ними шею, посычит - и забияки разбегаются.
Теперь, когда постарел, молодые гуси его не слушаются, гоняют. А у бедняги нет сил отогнать нахалов - приходится защищать. Мы любим его. Пусть здравствует — сколько сможет!
Р.S. В среднем продолжительность жизни домашних гусаков — 20 лет.
Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №26 (2571)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.