GOROD.cn.ua

Александр Мисюра: «У нас не курсы, а именно автошкола!»

– Девиз нашей автошколы – «Мы в ответе за тех, кого научили!»
– Отец хотел, чтобы я стал строителем, мама видела меня врачом-стоматологом… А я выбрал исторический факультет педуниверситета. И как много лет назад, 1 сентября, вошел студентом – так до сегодняшнего дня и не покидал университетских стен. Магистратура, диссертация, преподавание…
Гость рубрики «Интервью с директором» сегодня – Александр Мисюра. Преподаватель кафедры украиноведения, политологоии и социологии ЧНПУ им. Т.Г. Шевченко, депутат районного совета и – руководитель и соучредитель автошколы Черниговского образовательно-профориентационного центра, что на ул. Сосновой, 5.


Бизнес план писали на салфетке

– На момент создания школы я был молодым аспирантом, а мой хороший друг и соучредитель, Роман Самко только-только окончил вуз. Оба были в поиске новых направлений для приложения сил.
Помню хорошо: сидели в кафе, пили кофе, и я рассказывал о частной автошколе, в которой я побывал в Киеве. «Как думаешь, может быть, и нам рискнуть и открыть такую же? – А давай посчитаем!» И первый бизнес-план мы написали там же, на салфетке. Правда, вышло как всегда: расчеты красивые, но жизнь их корректирует. От возникновения идеи до набора первой группы ждать пришлось целый год!

– На что же ушло столько времени?

– На получение лицензий, разрешений, словом, всех необходимых для открытия бумаг – и на утверждение их в различных инстанциях вплоть до Минобразования. Заявку на получение лицензии подавали при Кремне, а подписал ее уже Николаенко. Сейчас у нас лицензия за подписью Табачника и Вакарчука… Так что у нас есть автографы четырех министров образования!

– Но и до открытия Автошколы у вас уже было собственное дело?
– Да, Образовательно-профориентационный центр, который занимался подготовкой детей к поступлению в вузы. Мы централизованно готовили старшеклассников к вступительным экзаменам по разным предметам (физика, математика, история, право, английский, украинский языки) – своего рода репетиторство, только занятия шли в группе. Арендовали помещение в школе №5, пригласили аспирантов и молодых преподавателей педагогического университета. Для студентов и молодых специалистов это был неплохой дополнительный заработок, а ребята получали основательные знания. Более того, у нас даже был договор с Киевским Национальным экономическим университетом о подготовке абитуриентов именно для этого вуза.
Я тогда поехал в КНЭУ, никого и ничего там не зная, пошел прямиком в ректорат, объяснил свою идею, рассказал, как преподаем, как готовим поступающих, – и они подписали с нами договор! Сейчас самому не верится. И удивляюсь: как можно было так действовать наобум?

– Видимо, по принципу «смелость города берет». Что же было дальше?
– Первые два года мы занимались этими подготовительными курсами, а также, арендуя помещение у драмтеатра, проводили выставки учебных заведений. Приглашали черниговские вузы и представителей из других городов: чтобы старшеклассники и их родители могли ознакомиться с условиями поступления, больше узнать о том, что предлагает тот или иной институт. Сейчас подобные мероприятия проводит городской Центр занятости.

Не курсы – школа!

– Мысль об открытии автошколы возникла после того, как я случайно побывал в частной автошколе в Киеве. И подумал, что и мы ведь можем сделать нечто подобное – наладить обучение водителей, в том же ключе, как готовим абитуриентов. Идея была своевременной: после введения внешнего независимого оценивания необходимость в подготовительных курсах практически отпала. И постепенно одно дело переросло в другое: на базе Образовательно-профориентационного центра родилась наша автошкола.

– Именно школа, не курсы?
– Да, я бы даже хотел это отдельно отметить. Потому что это отражает наш подход к обучению. Я – преподаватель, а потому искать бизнес, не связанный со школой, с образованием, с учебным процессом мне было бы неправильно. Хочу заниматься именно образовательной деятельностью, а потому выбираю сферы, с ней связанные. Например, еще одно направление нашего бизнеса – оптовая торговля книгами. А торговать запчастями к автомобилям я не могу, я в этом ничего не понимаю.
– Пока развивали бизнес, вы успели и аспирантуру окончить, и диссертацию защитить. На какую тему?
– «Общественно-политическая и культурно-просветительская деятельность Александра Яковлевича Кониского». Это наш земляк, выходец с Черниговской земли, автор знаменитого гимна «Боже великий, єдиний, нам Україну храни!», первой научной биографии Тараса Шевченко, основатель научного шевченковского общества. Действительно выдающаяся личность. И сейчас я продолжаю изучать его деятельность, и недавно в сотрудничестве с Тамарой Павловной Демченко, доцентом нашего университета, подготовил к печати переписку Александра Кониского с известным общественным деятелем, депутатом I Государственной Думы от Черниговской губернии Ильей Людвиговичем Шрагом.

Стенды паяли сами

– Когда мы открывали центр и искали помещение для занятий, в пятую школу как раз пришел новый директор, Александр Павлович Юрченко. Очень удачно совпало: ему было интересно все новое, и мы были полны идей и желания работать. Дружим уже восемь лет, и очень благодарны Александру Павловичу за помощь и сотрудничество.

– Кто были ваши первые ученики и первые преподаватели?
– Первыми учениками стали друзья, знакомые, родственники… Которых мы убедили: надо попробовать! Машина для занятий у нас тогда была всего одна (сейчас шесть), учебные пособия – плакаты, модели, стенды – изготавливали сами, на дому. Раскладывали на полу фанеру, детали, сами пилили, сами паяли… Жена молчала, пока линолеум паяльником не прожгли!
Инструктора найти оказалось непросто. Первым предложил свои услуги водитель такси – человек с опытом, со стажем. Но – он проработал ровно две недели, а потом просто позвонил в 8 утра и сказал: «Я увольняюсь и сегодня на работу не выйду. Это не мое». «А как же группа, нужно же людей доучить?!» – «Нет. Не могу».
Стали лихорадочно перебирать в уме: кто из знакомых мог бы его заменить? К счастью, я вспомнил о знакомом пенсионере, который всю жизнь занимался автоделом, работал завгаром, сам – опытнейший водитель. В 9 утра мы были уже у него на даче за городом: ситуацию ведь нужно было как-то исправлять! «Пожалуйста, помогите!»
К нашему счастью, он согласился.

– Так дело пошло?
– Да. Зарплату инструкторам мы установили выше, чем в других автошколах, причем не фиксированную ставку: сумма зависела от отработанных часов. Плюс – гибкий график работы, доплаты за работу по выходным и за то, что приводишь новых учеников. Так что, когда набирали вторую и третью группу, инструкторы нам уже звонили сами: «А можно ли устроиться к вам на работу?»

Учителя, ученики и ученицы


– У вас требовательный подход к инструкторам?
– И не только у нас, но и у учеников. И бывает, что меняем инструктора по просьбе – клиент прежде всего! Мы ведь не одолжение делаем: нам человек заплатил деньги за то, чтобы его научили водить машину! И мы должны сделать это так, чтобы клиенту было удобно и приятно.
Зима, человек замерз по дороге? Не поленись, поставь чайник, предложи кофе. Проверь, чтобы класс перед занятиями был чистым… График занятий у нас гибкий. Далеко не все, при сегодняшнем ритме жизни, могут выкроить время на регулярные вечерние занятия. Поэтому, например, для практических занятий по вождению забираем ученика там, где ему удобно – и в подходящее время. Это может быть и обеденный перерыв, и просто свободный час в течение дня, и неожиданный выходной. И такой подход – одна из причин, по которым черниговцы выбирают именно нашу автошколу.

– Работать инструктором непросто?
– Самому выступать в роли инструктора не доводилось, да это и не мое. Я могу организовать учебный процесс, посчитать часы, составить учебный план. Но я знаю, насколько у инструктора тяжелая работа. Несколько учеников в день, и все они от волнения забывают, что делать, выезжают на сплошную, нервничают – а ты должен быть терпеливым и реагировать сдержанно и вежливо, что бы ни произошло… Это уже потом, после занятия инструктор может мне сказать: «Все, не могу, достали они меня!»
Вообще у каждого инструктора свои «педагогические приемы» и свои фишки. Один наш преподаватель, например, если ученик едет, не замечая знака, поступает так: промолчит, а когда отъехали уже 200-300 м, просит припарковаться. И… вернуться назад, посмотреть, что за знак пропустили! Несколько раз ученик так прогуляется – становится намного внимательнее!

– Есть ли в автошколе ограничения по возрасту для тех, кто приходит учиться?

– В принципе, мы обучаем всех желающих старше 18 лет. Верхнюю границу назвать затруднюсь: приходят и люди в возрасте. По самым разным причинам. Например, одна пожилая уже женщина ходила к нам на занятия, поскольку являлась опекуном своего мужа-инвалида. Их семье от государства положен был специальный автомобиль – с ручным управлением, а для его получения, конечно же, нужны были права. И она их получила! Прошла курс обучения, сдала экзамен. Правда, списывать на внутреннем экзамене пыталась, – улыбается Александр. – Но сдала!

Учиться надо на «Жигулях»?

– Вы упомянули, что в самом начале работы у вас была всего одна машина, «Жигули». Сейчас автомобилей у школы уже шесть, и марки, наверное, другие?
– В основном – «Ланосы», но есть и «Жигули». Мы предлагали заниматься на «Судзуки гранд витара», с коробкой-автоматом – не пошли люди. Хотя мы думали, что это станет нашей фишкой. Видимо, пока еще не время.
– Странно. А почему?
– Знаете как обычно выходит? Приезжают записываться на занятия муж и жена. «На какой машине вы хотели бы обучаться?» Жена пожимает плечами… А муж спрашивает: «Жигули» у вас есть?» – «Есть!» – «На «Жигули» записывайте! На «Жигулях» поедешь – поедешь потом на любой машине!». И в чем-то эти рассуждения верны.
А вообще мы девушек стараемся сажать на «Ланосы». Все-таки там есть гидроусилитель руля, и сама машина комфортнее. Подумываем о приобретении специальной «женской» мини-модели.

– Я знаю, что экзамены в МРЭО проводятся на автомобилях вашей автошколы. Расскажете об этом?
– Да, получилось так, что у МРЭО нет своих учебных автомобилей. Мы заключили договор о предоставлении наших машин – и вот уже несколько лет два наших «Ланоса» в дни экзаменов «дежурят» при МРЭО. Для наших учеников это большой плюс: ты приходишь на экзамен, и рядом с тобой сидит инструктор, у которого ты учился! Да и машина тебе знакома… Конечно, ты чувствуешь себя намного спокойнее.
– А как вообще преодолеть страх на экзамене? Ведь это нередкий случай: человек прекрасно справляется с вождением на курсах или в автошколе, а на экзамене – цепенеет, паникует… И не сдает.
– Учиться преодолевать этот страх нужно заранее. Приходите на каждое занятие и все делайте по правилам. Не позволяйте себе небрежности, все выполняйте планомерно, спокойно, так, как вас учили. И в день экзамена вы не собьетесь с этого настроя!

Кулеш для Чернигова

Александр Мисюра – деятельный и энергичный человек. «Хобби? – переспрашивает он, – Последние три года моим хобби было строительство базы отдыха для автошколы, которую мы назвали «Дом охотника». Там мы собираемся всем коллективом, отмечаем праздники, дни рождения. И очень многое я на этой базе сделал сам. Изучал все связанные со строительством процессы, знаю теперь, и какие бывают бани и парилки, и какие там должны стоять котлы… Сейчас строительство завершено, но все равно заботы остаются: тут клумбу нужно разбить, там – подкрасить… А еще мы привезли на базу огромный казан вместимостью в тонну! Отчистим, подвесим его на цепях, поставим на треногу – и можно будет использовать его на праздниках и больших мероприятиях. Например, привезти на День города и всех желающих угостить пловом или кулешом.
Еще одно новое увлечение Александра – пчеловодство. Первый улей уже есть!

Любопытно, что…

• Легче, чем остальным, знания даются молодым женщинам, 20-30 лет. Пять занятий – и ученица уже чувствует себя за рулем достаточно уверенно!
• Как-то само собой произошло разделение: есть инструкторы, которые больше работают с женщинами, и те, кому комфортнее работать с мужчинами.
• Учиться вождению легче тем, у кого в семье уже есть машина – скажем, у родителей, у близких родственников. Такие люди уже на 70% психологически готовы сесть за руль.

Досье

Мисюра Александр Александрович – соучредитель и директор автошколы Черниговского образовательно-профориентационного центра. Депутат Черниговского районного совета. Кандидат исторических наук.
Родился 18 апреля 1979 года – «в козачому містечку Олишівка».
Образование высшее: окончил исторический факультет Черниговского национального педагогического университета, кандидат исторических наук.
Семья: жена Юлия, дочь Катя. С женой Александра познакомила работа, Юлия – преподает бухучет студентам Черниговского филиала Европейского университета и в этом году поступает в аспирантуру. А шестилетняя Катя осенью станет первоклассницей черниговской школы №1.
Домашнее животное – любимица всей семьи, собачка Бонни (китайская ши-тцу). Собаки этой породы отличается такой лохматостью, что их называют «собаками-хризантемами». Впрочем, с китайского языка «ши-тцу» переводится как лев. Вот только ростом эти львы – не выше 26 см! Вот и Бонни – маленькая. Но тапки старается, подает!

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: автошкола, курсы вождения, интервью с директором, Александр Мисюра, Вера Едемская